По форме предоставления можно выделить:
- банковский кредит — выдача денежных средств под определенный процент на установленный срок;
- материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду основных производственных фондов с правом последующего выкупа;
- кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг, имущественных прав) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;
- «нецивилизованный кредит» — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров, работ и имущественных прав.
Преобладание на современном этапе «нецивилизованного кредита».
Казенное и бюджетное учреждение, в отличие от автономного, не имеют права получать кредиты у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перспективность развития лизинга в сфере культуры.
1.2.5. Применение организациями культуры технологий фандрейзинга.
|
|
Фандрейзинг — деятельность, направленная на привлечение в некоммерческий сектор дополнительных финансовых ресурсов.
Существуют широкая и узкая трактовки границ фандрейзинга. Согласно узкой трактовке, фандрейзинг — привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Более широкая трактовка фандрейзинга рассматривает его как привлечение ресурсов сверх финансовых обязательств учредителя, доходов организаций от основной и дополнительной уставной деятельности. Сторонники расширительного подхода понимают под фандрейзингом привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования.
Использование технологий фандрейзинга способствует формированию финансовых механизмов социального партнерства при реализации культурных проектов.
Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
9.3.1. Спонсорство.
Под спонсорством подразумевают вид рекламной деятельности, преследующей экономические цели.
В законе «О рекламе» спонсорство трактовалось как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признавался платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем .
В действующем законе «О рекламе» не дано понятие спонсорство, зато определены понятия спонсор и спонсорская реклама.
|
|
Спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее
предоставление средств для организации и (или) проведе-ния спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо со-здания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Благотворительность.
Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Основные признаки благотворительной деятельности:
- добровольность;
- бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе);
- направленность на социально-приоритетные цели.
Одной из форм благотворительности в культуре является использование труда добровольцев (волонтеров).
Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной инициативе без соответствующего денежного вознаграждения.
Целесообразна разработка специальной программы для привлечения и использования добровольцев.
Меценатство — разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.
Законодательные акты РФ не содержат понятий «меценат», «меценатская деятельность», хотя в обиходе термин «меценат» применяется. Специалисты предлагают отдельно выделить «меценатство» как культурную категорию и закрепить в специальном законе.
В последние годы у НКО культуры появилась возможность формирования и использования целевого капитала (эндаумента).
Целевой капитал некоммерческой организации — сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг часть имущества НКО, переданная ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.
Формирование целевого капитала представляет собой более высокую ступень развития благотворительности. В отличие от разовых пожертвований, которые сразу направляются на благотворительные цели, целевой капитал призван стать долгосрочным источником, обеспечивающим финансовую стабильность организации. Вместе с тем существуют серьезные препятствия для формирования целевого капитала в сфере культуры.
1. Величина минимальной суммы, необходимой для формирования целевого капитала, достигает 3 млн. рублей.
2. Срок, на который формируется целевой капитал, не может составлять менее 10 лет.
3. Собственником целевого капитала может стать только некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации (общественного фонда) или религиозной организации. Учреждение культуры не может быть собственником целевого капитала, но имеет право на получение дохода от целевого капитала.