РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Для практических занятий
По учебной дисциплине
«Основы микробиологии и иммунологии»
для студентов по специальностям
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01. «Сестринское дело»
Студента (Ф.И.О.)
Пономарёва Анастасия Владимировна
Группы СД-21
Преподаватель Колесникова Наталья Ивановна
г. Валуйки, 2019 г.
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятие
По теме «Знакомство с микробиологической лабораторией»
1. Заполните таблицу, используя учебный материал:
Ф.И.О. | Основные научные открытия и изобретения |
1. Антоний Левенгук | Стал первооткрывателем многих явлений природы. Левенгук постепенно увлекся изготовлением увеличительных стекол, приобрел навыки шлифовальщика и прославился как искуснейший мастер. |
2. Луи Пастер | Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней животных и человека, стал одним из основоположников микробиологии, создателем научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. |
3. Роберт Кох | Его исследования привели к созданию постулатов Коха, серии из четырёх обобщенных принципов, связывающих конкретные микроорганизмы с конкретными заболеваниями, которые сегодня остаются «золотым стандартом» в медицинской микробиологии. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. |
4. И.И. Мечников | Создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии, один из основоположников эволюционной эмбриологии |
5. Ф.А. Леш | открыл и описал возбудителя амебиаза. Тем самым он положил начало изучению возбудителей кишечных заболеваний человека. Открытие амебиаза не было случайным, так как период 70-х годов характеризуется повышенным интересом в России к разным вопросам естествознания. |
6. Д.И. Ивановский | Доклад о своих работах Ивановский сделал на заседании Российской Академии наук 12 февраля 1892 года. Ивановскому удалось разглядеть в световой микроскоп и зарисовать скопления вирусов, которые позднее в СССР называли «кристаллами Ивановского» |
7. А. Флеминг | Учёный посеял слизь из собственного носа на чашку Петри, в которой находились бактерии, и через несколько дней обнаружил, что в местах, куда была нанесена слизь, бактерии были уничтожены. Первая статья о лизоциме вышла в 1922 году. В 1945 году Флеминг, Флори и Чейн были удостоены Нобелевской премии в области физиологии и медицины. |
2. Допишите фразы:
Микробиология – это наука, изучающая ____________________________________
______________________________________________________________________
Общая микробиология изучает ___________________________________________
______________________________________________________________________
Частная микробиология делится на ________________________________________
______________________________________________________________________
Микробы могут находиться в _____________________________________________
3. Заполните, форму № 1, указав назначение каждого помещения в бактериологической лаборатории.
Форма № 1
Лабораторная комната | Бокс с предбоксником | Моечная | Помещение для приготовления питательных сред | Материальная комната |
4. Заполните форму № 2, указав, для какой цели используют каждый метод исследования.
Форма № 2
Микроскопический | Микробиологический | Биологический | Серологический |
Зарисуйте основные типы микозов, имеющие наибольшее значение для медицины.
6. Простейшие возбудители болезней человека (перечислить, зарисовать):
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятие
По теме «Изучение морфологии микроорганизмов»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое бактерии? Домен прокариотических микроорганизмов. Бактерии обычно достигают нескольких микрометров в длину, их клетки могут иметь разнообразную форму: от шарообразной до палочковидной и спиралевидной.
Какую форму имеют кокки? Бактерии шаровидной формы. Различают абсолютно круглые и слегка вытянутые по форме бактерии.
При какой температуре погибают споры бактерий? Вегетативные формы бактерии погибают при 60-80°С в течение часа, при 100°С - через 1 минуту. Споры бактерий устойчивы к 100°С, например, споры палочек столбняка и ботулизма выдерживают кипячение в течение нескольких часов.
Укажите виды жгутиков
1)Монотрихи. Это бактерии с одним жгутиком.
2)Лофотрихи. У этих клеток на конце есть пучок отростков.
3)Перитрихи. Такие микробы имеют много отростков по всей поверхности.
4)Амфитрихи. У этих микроорганизмов двустороннее, или биполярное расположение жгутиков.
Зарисуйте строение бактериальной клетки, укажите ее структуру.
4.Ознакомьтесь с учебными таблицами основных представителей мира микроорганизмов, методической разработкой