Заполните в форме № 3 те графы, материалы для которых вы уже усвоили.
Форма № 3
Систематическое положение | Размер | Происхождение (растительное или животное) | Особенности строения бактерий |
1 2 3 4 5 6 |
5. Возьмите готовые препараты и изучите их под микроскопом при помощи иммерсионной системы. Заполните форму.
Морфология бактерий | Закономерности деления | Расположение после деления | Особенности формы | Отдельные представители |
Зарисуйте в тетрадь отдельных представителей группы кокков.
Заполните таблицу
Названия бактерий | Форма | Окраска по Граму | |||
шаровидная | палочковидная | извитая | Положительная | Отрицательная | |
Стрептококк | + | - | + | - | + |
Стафилококк | + | - | - | - | + |
Пневмококк | - | + | - | - | + |
Гонококк | + | - | + | + | - |
Менингококк | + | - | + | + | - |
Кишечная палочка | + | - | - | + | - |
Палочка дифтерии | - | + | - | - | + |
Возбудитель дизентерии | |||||
Холерный вибрион | - | + | + | + | - |
Примечание: наличие признака обозначается знаком +.
Заполните таблицу
Названия бактерий | Капсульные | Названия бактерий | Образующие споры | Не образующие споры |
Пневмококк | - | Палочка брюшного тифа | + | + |
Гонококк | + | Палочка столбняка | - | - |
Менингококк | + | Палочка ботулизма | - | + |
Палочка чумы | + | Палочка чумы | + | + |
Палочка туляремии | - | Палочка дифтерии | + | - |
Стрептококк | + | Палочка сибирской язвы | - | - |
Стафилококк | + | Палочка туберкулеза | + | + |
Примечание: В соответствующей графе поставить знак +
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
По теме «Физиология микробов. Принципы культивирования бактерий»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид микробов | Формы | Строение | Размножение | Культивирование |
2. Допишите фразу:
Микробы состоят из? Оболочки,цитоплазмы, ядерного в-ва.
Микробы питаются: белками, жирами, углеводами, мин. веществами.
Оптимальная температура для большинства микробов 25-30°С
Факультативные анаэробы – это организмы, энергетические циклы которых проходят по анаэробному пути, но способные существовать при доступе кислорода, в отличие от облигатных анаэробов, для которых кислород губителен.
Облигатные анаэробы – это организмы, живущие и растущие только при отсутствии молекулярного кислорода в среде, он для них губителен.
Облигатные аэробы – это аэробные организмы, нуждающиеся в кислороде для дыхания. Помимо клеточного дыхания, эти организмы используют кислород для окисления органических соединений
3. По способу питания микробы делятся на:
Аутотрофных - усваивают углерод и азот из неорганических соединений.
Гетеротрофных (сапрофиты) – усваивают готовые органические соединения мертвой природы (гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи).
Паратрофных (паразиты) – нуждаются в сложных органических соединениях живых организмов (болезнетворные микробы).
4. Вставьте пропущенные слова в данный текст:
Микробы широко распространены в природе: в воде, в почве, в воздухе, которые являются очагами деятельности разнообразной микрофлоры.
Самой благоприятной средой для развития микробов является почва.
Губительно действует на микробы солнечный свет
.
5. Укажите химический состав бактерий:
Вода - основной компонент бактериальной клетки (около 80 % массы). В спорах количество воды уменьшается до 18-20%. Большая часть воды находится в связанном виде. Вода необходима для растворения клеточных компонентов, биохимических реакций, поступления веществ и удаления продуктов обмена.
Белки - составляют 40-80% сухой массы бактерий и определяют их антигенные, иммуногенные свойства, вирулентность и видовую принадлежность. Белки находятся в нуклеоиде, клеточной стенке, цитоплазме, это ферменты, токсины.
Нуклеиновые кислоты - (составляют 10-30% сухой массы) в виде ДНК определяют наследственность, РНК участвует в синтезе белков.
Углеводы-(12-18 % сухой массы), входят в состав капсул, клеточной стенки, являются запасными питательными веществами.
Липиды- 8-10% (фосфолипиды, глицериды и жирные кислоты), входят в состав ЦПМ, клеточной стенки, выполняют роль питательных веществ.
Минеральные вещества-(2-14 % сухой массы) фосфор, калий, натрий, сера, железо, кальций.Они участвуют в регуляции осмотического давления, рН среды, окислительно-восстановительных реакциях, активируют ферменты, входят в состав витаминов и структурных компонентов микробной клетки.
6. Заполните таблицу
Названия сред | Простая | Сложная | ||
специальная | элективная | дифференциально-диагностическая | ||
Сахарный бульон | ||||
Щелочная пептонная вода | ||||
Кровяной агар | ||||
Сывороточный агар | ||||
Среда Эндо | ||||
Среда Левина | ||||
Бактоагар Плоскирева |
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ
Выполняемая работа | 1 день | 2 день | 3 день |
Мазок из смеси бактерий (исследуемый материал). Окраска по Грамму | |||
Посев на чашку петлей штрихами по секторам | |||
Термостат 37ºС на 24 часа | |||
Отбор изолированных колоний на чашке | |||
Микроскопия мазка из половины изолированной колонии, окрашенного по Граму | |||
Посев половины изолированной колонии на косой агар | |||
Микроскопия мазка со скошенного агара. окраска по Граму | |||
Посев на косой агар для сохранения чистой культуры |
Примечание: последовательность действий обозначить цифрами в центре клетки.
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
4-5. Практические занятия