Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины (рис.3). В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименование торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
|
Рис.3. Образец графика доставки товаров в розничную торговую сеть
|
|
Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров.
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.
Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка (Рис.4). Она составляется по установленной форме. В ней указывается наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т.д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в 2-х экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
|
Рис.4. Образец оформления заявки на завоз товаров
Расчеты частоты поставки и размера партии при бумажном документообороте
1. Оптимальное число частоты поставок товара можно определить по формуле:
N опт = Q / qопт
где:
N опт - оптимальное число поставок товара;
Q - объем поставки товара, предусмотренный договором, руб.;
qопт - оптимальный размер одной партии поставки.
2. Оптимальный интервал между поставками рассчитывается на основании оптимального числа частоты поставок товара:
|
|
t опт = 360 / N опт
3. Интервал завоза в днях или периодичность завоза товаров определяется как разница между средним и неснижаемым запасам товаров в днях:
И = 2 * (Зс — Зн),
где:
И — интервал завоза в днях;
Зс и Зн — средний и неснижаемый запас товаров в днях.
Например, если средний запас товаров (в днях) растительного масла равен 20 дням, а неснижаемый — 15, то интервал завоза составит 10 дней, а частота завоза — 3 раза в месяц.
На основании расчета интервал завоза определяют размер поставки, зная объем продажи товара за месяц, путем деления месячного оборота на частоту завоза товаров:
Продолжая пример:
Если месячный оборот по данной группе товаров составляет 9000 руб., то размер равен 3000 руб. (9000: 3).
Данная методика расчета распространяется на товары простого ассортимента, когда в каждой партии поступает полное число разновидностей.
Размер поставки товаров в магазин или объём грузооборота по отправке товаров или объём завоза товаров в течение месяца можно рассчитать на основании данных о прогнозируемом месячном товарообороте по отдельным группам товаров и данных о примерной стоимости 1 т товаров соответствующей группы:
О: Г месяц = С,
Где:
Г – объём поставки определённой группы товаров, тонн в месяц;
О - прогнозируемый месячный товарооборот соответствующей группы товаров, тыс.руб. в месяц;
С - примерная стоимость 1 т товаров соответствующей группы, тыс.руб./тонна
Рассчитав объём завоза товаров в течение месяца, рассчитывают частоту завоза товаров:
для этого объём завоза товаров в течение месяца (Гмесяц) делят на объём единовременного завоза товаров (Гразовый или Гединврем.):
Гмесяц:Ч= Гразовый
Домашнее задание:
Уважаемые студенты. Изучив теоретический материал, я предлагаю вам выполнить домашнее задание, заключающееся в выполнении тестированного задания, максимальное оценивание которого – 3 балла. Для тех студентов, которые желают получить более высокую оценку, предлагаю ответить на контрольные вопросы.