Формы рациональной организации товароснабжения

В зависимости от источников поступления товаров различают две формы товароснабжения – транзитную и складскую.

Транзитная форма доставки применяется для снабжения розничных торговых предприятий товарами простого ассортимента (спички, мука), а также товарами повседневного спроса и скоропортящихся (хлеб и булочные изделия, молоко и молочные товары, овощи и т.п.), производство которых осуществляется в районах потребления.

 

 

«+» ускорение обращения товаров снижение товарных потерь сокращение издержек обращения
«-« измельчённость и рассредоточенность розничной торговой сети сдерживает широкое применение данной формы снабжения

 

Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах:

· количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

· потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;

· товар требует высокоспециализированного сервиса;

· объем каждой поставляемой партии будет достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

· у покупателя имеется достаточная сеть складов и подсобных помещений;

·  происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.

При складской форме источником поступления товаров в магазин являются оптовые предприятия или склады других предприятий. Данная форма используется для товаров сложного ассортимента, требующих подсортировки, сезонных, для тех товаров, производство которых осуществляется не в районах потребления.

Товароснабжение может осуществляться децентрализованным и централизованным методом.

1) Децентрализованный завоз (самовывоз) – осуществляется силами и средствами магазина.

2). Централизованный завоз – силами и средствами поставщиков по заявкам и заказам магазинов в сроки, предусмотренные графиками. При этом все транспортно-экспедиционные операции выполняются без участия розницы, обеспечивается ритмичность, планомерность, экономичность и централизация завоза товаров. Сравнительная характеристика двух методов доставки представлена в таблице 1.

Таблица 1- Преимущества и недостатки методов товароснабжения

Децентрализованный метод (самовывоз) Централизованный метод
недостатки преимущества
не организованы операции отборки товаров и оформление документов планомерно организуется порядок завоза товаров в розничную сеть в соответствии с утвержденными технологическими картами, графиками, маршрутами
 не организованы погрузочно-разгрузочные работы; ответственность за доставку товаров в магазины возлагается на поставщиков или транспортные организация
низкие технико-экономические показатели эксплуатации автомобиля (простои, время в ожидании погрузки); работники розничных предприятий освобождаются от поиска транспорта, поездок к поставщикам и экспедирования товаров и все рабочее время посвящают выполнению своих прямых обязанностей по обслуживанию покупателей и улучшению работы магазинов
отрыв работников магазина от выполнения своих обязанностей. более ритмично организуется завоз товаров, что способствует ускорению товародвижения, нормализации товарных запасов, обеспечению широкого и устойчивого ассортимента товаров в розничной сети
  уменьшается потребность в складской площади (ликвидируются распределительные склады) и появляются резервы увеличения торговой площади магазинов за счет сокращения кладовых
  внедряется комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, развивается перевозка товаров в контейнерах и таре-оборудовании, сокращается время простоя автомобилей
  ускоряется и упрощается документооборот и расчеты между поставщиками и покупателями

 

Централизованная доставка товаров считается рациональной организацией товароснабжения.

Централизованную доставку применяют как при транзитном товародвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и рознич­ных организаций.

Для правильной организации централизованной доставки товаров в магазины на складе проводятся подготовительные мероприятия, включающие в себя:

1) определение перечня и минимальных норм доставляемых в магазины товаров;

2) анализ дислокации (расположения) розничной торговой сети;

3) определение грузооборота (количества товаров, доставляемого в магазин за определенный период);

4) расчет частоты завоза товаров для каждого магазина и оптимальных размеров поставок;

5) разработку маршрутов и графиков завоза товаров в магазины;

6) расчет потребности в таре и автотранспортных средствах.

Для централизованной доставки товаров на предприятиях, поставляющих товары в магазины (складах оптовых предприятий), разрабатываются графики – расписание времени отборки и доставки товаров. График содержит номер маршрута, наименования торговых предприятий и их адреса, дни завоза, часы доставки, вид транспорта. Графики согласовывают с товарополучателями. При выборе маршрутов выбирают кратчайшие пути.

Виды маршрутов:

1. линейный – доставка товаров за 1 рейс в один магазин одни или несколькими автомобилями,

2. кольцевой – в такой маршрут объединяются 2 и более магазинов, в которые завозят товар объёмом меньше грузоподъёмности автомобиля;

3. маятниковый - по­вторяющееся движение между двумя пунктами. Маятниковые подразделяются на маршруты с обратным холостым ходом и с обратным груженым ходом. Схема основных видов маршрутов товароснабжения изображена на рисунке 2.

Рис. 2. Основные виды маршрутов централизованного завоза товаров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: