Типология политических систем

Политическая система любой страны при всех особенностях ее исторического развития не может быть произвольной комбинацией тех или иных ее составных частей. Тип политической системы, формы и методы политической деятельности, пути и цели развития каждой страны определяются многообразием форм собственности на средства производства, государственной властью и управлением, а также историческими, национальными, экономическими, социально-классовыми и духовно-идеологическими особенностями развития, степенью зрелости сознания масс.

Распространенным является деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанные на характере политического режима, под которым понимается система осуществления политической власти, функционирования государства и регулирования отношений в обществе.

Под демократией понимается государственное устройство, при котором осуществляется правление народа, признаются принципы свободы и равенства граждан. Демократия как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением государства, заменившего первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от других форм государственного устройства в демократической признаются власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность основных органов государства, граждане имеют права и политические свободы, а также условия для их реализации. Философская основа демократии – соотношение свободы и равенства как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих политических институтах. Различают непосредственную и представительную демократию. В первом случае основные решения принимаются избирателями (например, на собрании, посредством референдума), во втором – выборными учреждениями (например, парламентом).

Полное развитие государственные институты демократии получают в правовом государстве, которое характеризуется следующими признаками:

• государство обладает верховной властью;

• власть имеет свои границы и не распространяется на права личности, охраняющие не только жизнь человека, но и его свободу от возможных бюрократических злоупотреблений;

• государство гарантирует права граждан через разделение функций власти – законодательной, исполнительной и судебной;

• существует децентрализация в социально-экономической и культурной сферах.

При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации – гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и разными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу. Свобода слова, суд присяжных – одна из форм применения свободы, воплощения права, при котором граждане приобретают опыт политического участия в жизни общества.

Согласно современным западным теоретикам демократии (У. Ростоу и др.) эти черты наполняются реальным содержанием только при активном участии масс в политической жизни. Однако реальное воплощение затруднено концентрацией экономической власти в руках властвующей элиты, создающей олигархическую модель власти и политики.

Тоталитаризм (от лат. totus – весь, целый, совокупный) – политическая система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, в определенной степени бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в военно-бюрократический государственный аппарат и возглавляемой лидером (фюрером, дуче и т. д.).

В политический язык термин «тоталитаризм» ввел в 1920-е гг. Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. Он использовал идеи о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа. Социальной опорой тоталитаризма являются люмпенизированные слои населения, отличающиеся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным общественным слоям и группам из-за наличия у них стабильного жизненного уклада, определенных этических принципов, собственности и т. д.

Становление и утверждение тоталитарной политической системы предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», ее милитаризацию. Это достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого люмпенизированными слоями общества. Форма вооруженного террора создает модель «социального порядка», в соответствии с которой структурируется все общество. Политические отношения основываются на прямом насилии, поэтому политизация тоталитарного общества неизбежно сопровождается его милитаризацией. Бюрократизация таких отношений в тоталитарном государстве, поддерживаемых с помощью перманентного применения вооруженной силы, остается главным и основным способом «совершенствования» социального порядка.

По мнению западных ученых, в основании идеологии современных форм тоталитаризма лежат, с одной стороны, идеологические концепции Д. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлера и А. Розенберга, а с другой – идеи «левых коммунистов» и Л.Д. Троцкого.

Авторитарная (от лат. autoritas – власть, влияние) политическая система отличается однопартийностью, принижением роли представительной власти, отсутствием разделения власти или формальным разделением, концентрацией ее в руках бюрократии, преобладающим значением политической сферы над другими, игнорированием законности, наличием и значительным влиянием репрессивного аппарата. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-политические и фашистские режимы.

Авторитаризм – это режим беззакония, насильственной, неограниченной правом власти единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера т. п.) или правящей клики. В условиях авторитарной политической системы отсутствует правопорядок, игнорируются политические права и свободы граждан, общественных организаций и народа. Процедура демократических решений или вовсе не существует, или носит фиктивный, показной характер; власть не формируется и не контролируется народом; личность лишена гарантий, безопасности в ее взаимоотношениях с властью; население страны превращено в объект политических манипуляций.

Достаточно распространено деление политических систем на традиционную и модернизированную.Традиционная система характеризуется неразвитым гражданским обществом, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти. В основе системы лежит представление о некой «изначальной традиции», выражающей всеобщий, космический смысл мироздания. Избегать всякого разрыва с традицией, поскольку она является хранилищем истины, сохранять старые формы и ценности, ибо они есть спонтанное выражение подлинных потребностей общества в устройстве политической системы, – такова суть ее. Разумеется, этот взгляд на политическую систему допускает, что исторически сложившийся политический порядок может подвергнуться искажению, но исправление положения мыслится как «возвращение к истокам», снятие наслоений, очищение от искажений.

Существует развитое гражданское общество, для которого характерны разнообразие, изменение политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Процесс политического развития представляется как переход от традиционных систем к модернизированным.

Существует типология Ж. Блонделя, разделившего политические системы на следующие пять категорий:

1) либеральная демократия – опирается на либерализм при принятии политических решений. Это выражается в стремлении ликвидировать или смягчить разные формы государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Политическая система основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социалогических учениях эпохи Просвещения: учение об общественном договоре, догосударственном «естественном» состоянии человека, о врожденных человеческих правах;

2) радикально-авторитарная система – предпочитает либерализму равенство в распределении социальных благ;

3) авторитарно-консервативная система – проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и расширению политического участия;

4) популистская система – стремится к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств;

5) традиционная система – характеризуется господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

Системы подразделяют также на открытые, имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые, в которых жестко фиксируется структура и минимизированы связи с внешней средой. Выделяют завершенные и незавершенные политические системы. Ее авторы считают, что последние характерны для развивающихся стран, где есть государство, но нет партий, есть право как инструмент политического регулирования, но нет политической традиции.

В зависимости от концентрации или распределенности власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократической системе власть разделена и рассредоточена, в автократической – сконцентрирована в руках одного субъекта, чаще всего президента. Политические системы в зависимости от их уровня подразделяют на микроскопические (в городе), локальные (в регионе), макроскопические (в стране), глобальные (на международном, планетарном уровне).

З. Бжезинский и С. Хантингтон разделяют политические системы на инструментальные и идеологические. Первые (США) возникают как естественный результат социального и политического развития, вторые – создаются принудительно по рационально обоснованной модели.

В основу типологии Д. Коулмена положен принцип политической состязательности. Им выделены традиционные, патриархальные, смешанные и современные системы, в которых политическое развитие находится соответственно на авторитарной, полусостязательной и состязательной стадиях.

Многообразие всех типологий свидетельствует о многомерности политического мира, возможности его анализа с позиций разных критериев. Каждая система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью разных показателей и иметь свои определения и квалификации. Использование многообразных критериев и типологий в анализе конкретной политической системы отдельной страны помогает сделать этот анализ объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

Контрольные вопросы

1. Каковы понятие политической системы общества и ее структура?

2. Перечислите функции и типы политических систем.

3. Что понимается под многомерностью политического мира?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: