Глава 2. Борьба со стрессом

 

Понятие о стрессе и стрессоустойчивости

Проблеме изучения стресса и, соответственно, стрессоустойчивости в научной литературе посвящено значительное количество работ. Интенсивные исследования начались после публикации работ Г. Селье в 50-х гг. ХХ века, и в них основное внимание было уделено физиологическим изменениям в организме под действием стрессоров.

Вслед известному определению понятия «стресс», введенному Селье, как неспецифической ответы организма на любое предъявленное ему требование [20], Р. Лазарус с этой целью вводит понятие «психологический стресс», который, в отличие от физиологической стрессовой реакции, понимается как оценка угрозы и защитных процессов. Дж. Еверил считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие адекватной реакции индивидуума. Ю. С. Савенко называет психическим стрессом состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактивизации [4].

Разновидности стресса в обобщенном виде: физиологический, информационный, психологический, острый, хронический [18, 19]. В условиях стресса у человека активизируются три основных типа адаптационных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование организма: физиологические, биохимические и психологические.

Изучение феномена стрессоустойчивости также отражает всю разнообразие концептуальных основ научных исследований, и, соответственно, определений этого понятия. Так, в одних работах стрессоустойчивость представляется как проблема барьера психической адаптации человека (Ю.А. Александровский, А.В. Вальдман, В. И. Лебедев), в других - как эмоциональная устойчивость и способность контроля эмоций (Е. А. Милерян) [17]. Ряд исследователей основой стрессоустойчивости считают способность выдерживать большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н. М. Данилова).

Психологические механизмы стрессоустойчивости в контексте ее эмоционального компонента могут быть представлены в рамках нескольких подходов [6]: как проявления воли, результаты применения приемов и аутогенных тренировок, способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения в ходе выполнения сложной деятельности (В. Л. Марищук т. д.); как интеграцию различных процессов и явлений эмоционального, волевого, мотивационного, интеллектуального компонентов (Б. Х. Варданян, П. И. Зильберман, А. М. Столяренко, А. Я. Чебыкин т. д.). Третий подход (Ю. М. Блудов, В. Д. Небылицин, К. М. Гуревич, В.М.Русалов т. д.) базируется на теории самоорганизации кибернетических систем, единства энергетических и информационных характеристик психических свойств. Эмоциональная устойчивость в рамках этого подхода связывается с резервами нервно-психических ной энергии: особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждениям и торможения, подвижностью, лабильностью нервных процессов. В рамках этого подхода можно утверждать, что человек является стрессоустойчивым, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает граничной величины (Я. Рейковский) [6]. Таким образом, основными направлениями исследований стрессоустойчивости, по Я. Рейковскому, являются: изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы, изучение регуляторных структур личности и поиск особого механизма в виде самоконтроля.

В рамках четвертого подхода (А. В. Алексеев, А. А. Черникова т. д.) считается, что ни волевой, ни познавательный процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязь, не входят в состав эмоционального процесса. Диагностика основывается на виявлении, собственно, эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости, качества и свойства самого эмоционального процесса. В этом плане эмоциональными детерминантами являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвиденье хода и результатов деятельности; эмоциональный опыт личности, знак и интенсивность эмоций.

Тесную связь между стрессоустойчивость и эмоциональной устойчивостью находит И. Ф. Аршава, которая использует адаптационную и когнитивную теории стресса в изучении феномена эмоциональной устойчивости. С этих позиций эмоциональная устойчивость рассматривается по критерию ее значимости для успешного уравновешивания субъекта с изменением средой, направленного на сохранение или воспроизведение гомеостаза, достижения или поддержания психического состояния оптимального функционирования. Автор предлагает искать операциональные признаки эмоциональной устойчивости в показателях психических состояний, отраженных в сознании. При таком подходе показателями эмоциональной устойчивости является ассимиляционная и аккомодационной активности, которые, в свою очередь, проявляются в состоянии здоровья человека, особенности реализации ним высших психических функций, психологическом благополучии, показателях уровня сформированности эмоционального интеллекта и доминирующих в его опыте стратегиях психологического преодоления стресса [21].

Для понимания психологических механизмов стрессоустойчивостидля нас важно заключение В.М.Русалова, который в структуре эмоциональности выделяет только «один фундаментальный параметр - порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с акцептором результата действия, в котором отображается основное свойство эмоциональности - впечатлительность, ранимость»[5].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: