Особенности подготовки музыкальных кадров за рубежом

Из приоритетных стран, где студенты предпочитают получать музыкальное образование за рубежом, в основном стоит отметить Великобританию, США и Германию. Также стоит обратить внимание на Австрию, особенно учреждения Вены и Зальцбурга, но в истории музыки Австрия и Германия объединяются в единое музыкальное пространство, общую родину европейской классической музыки, поэтому и требования и специфика учреждений здесь очень схожи.

Соединённые штаты Америки. Профессиональное музыкальное образование можно получить в любой стране. Но, пожалуй, самые лучшие вузы с этой специализацией находятся именно в США.

Американские музыкальные учебные заведения предлагают степень бакалавра музыки - первоначальные четыре года обучения, которые приравниваются к начальным трем курсам российского высшего образования, степень магистра музыки - еще два года обучения, докторскую степень, которую получают после последующих трех лет обучения.

Первые два уровня можно пройти в колледжах. Стоит отметить, что в Америке нет ясно выраженной грани между университетом и колледжем. Хотя диплом вуза в России считается более престижным.

Главной трудностью, с которой можно столкнуться желающих получить американское образование, - стоимость обучения. Все университеты и колледжи Америки устанавливают цены, исходя из возможностей граждан своей совсем не бедной страны.

Чтобы получить степень бакалавра примерно понадобится $8000-18000 в год. Однако такая цена вовсе не предел: стоимость доходит до $30000 в год.

Eсли речь идет о действительно одаренном ученике, то всегда существует возможность получить стипендию или пособие (scholarship и fellowship), покрывающее четверть или половину затрат. Тем не менее, лучше приготовится к тому, что придется заплатить порядка 100% за обучение. Кроме того, понадобится определенная сумма на проживание, транспорт и ежедневные расходы.

Студентов музыкальных факультетов, нацеленных на творчество и оттачивание мастерства игры, ожидает индивидуальная работа с профессорами, занятия в небольших группах и интенсивная.

Стоит отметить следующие учреждения:

· The Julliard School (Нью-Йорк): обучают игре на музыкальных инструментах, вокалу, драматическому искусству и хореографии, есть отделение для организации концертов и шоу;

· Школа музыки Йельского университета: специализация лежит в области оперы, вокала и истории музыки

· Гарвард: предлагаются докторские степени (к примеру, философия музыки), также отлично развиты экономические направления музыкальной индустрии

· Berklee College of Music: знаменит отделениями коммерчески востребованной музыки, джаз-бэндами.

Германия и Австрия. Здесь существует разделение образовательных учреждений согласно их специфике. Если вы хотите изучать теорию и историю музыки, полифонию, стать практически музыкантом-ученым – выбирайте университеты, в них основной упор делается на изучении теории, выпускники чаще всего становятся преподавателями. Если вы планируете построить карьеру в качестве исполнителя – ваша дорога лежит в консерваторию. Консерватории как профильные училища обучают владению музыкальными инструментами, выпускают композиторов и талантливых вокалистов.

Программы обучения достаточно разнообразные: можно получить степень бакалавра (4 года), магистра (2 года) или докторскую степень (3 года минимум). Обратимся более подробно к специфике каждой страны.

Особенностью обучения также является огромная и насыщенная концертная практика: студенты много занимаются с преподавателем индивидуально, играют в небольших группах, дают концерты и представления, участвуют в крупных мероприятиях и фестивалях.

В современных музыкальных ВУЗах страны высшее образование в Германии бесплатное как для самих немцев, так и для иностранных студентов.

Следует сказать, что современная немецкая система высшего образования весьма отличается от российской. Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии - «академическая свобода». В Германии не существует жесткой системы обучения в обязательном порядке. Напротив, каждый студент немецкого вуза, в общем, предоставлен самому себе, что дает известную свободу выбора и действий, но и требует ответственности и самодисциплины.

Студент музыкального вуза не посещает занятий вместе со своими «сокурсниками», но должен сам организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Средняя продолжительность обучения составляет пять лет.

Зачисление в ВУЗы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии.

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра. Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию.

Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора. Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

Музыкальное образование можно получить и в высших школах. В университетах традиционно готовят будущих преподавателей музыки, в консерваториях - обучают более практическим специальностям исполнителя, певца или дирижера. В отличие от университетов и институтов эти заведения не имеют право присваивать докторские степени.

Великобритания. Чтобы получить диплом бакалавра, магистра или доктора в музыкальной сфере, необходимо закончить колледж, академию искусств или консерваторию. Выбор факультетов в Англии очень широк: он охватывает изучение разных инструментов (духовые, струнные, клавишные, барабаны, вокал), дирижирование, композицию, преподавательскую деятельность, историю музыки и многое другое.

Практика исполнительства – ключевая часть обучения на музыканта и в Англии. И она гораздо шире простой игры в классе перед преподавателем. Ежегодно студенты музыкальных вузов Англии участвуют в сотнях выступлений. В составе камерного ансамбля или симфонического оркестра ученики аккомпанируют хору, певцам, театральным актёрам, записывают свою собственную музыку, выступают на конкурсах, фестивалях и концертах.

Студенты также изучают теоретические и прикладные дисциплины, анализируют главные черты музыкального искусства в историческом и современном контексте. В дополнение к основным предметам ученик может изучать несколько факультативных предметов.

 

 

Южная Америка. Проблематичной остается профессиональная подготовка учителей музыки, которая ведется в двух направлениях: первое связано с общим художественным или музыкальным образованием; второе – с профессиональной исполнительской, композиторской и дирижерской деятельностью. Представители первого направления педагогически подготовлены, но практически плохо обучены исполнению и сочинению музыки, а вторые хорошо обучены музыке, но слабы педагогически как учителя музыки в общеобразовательной школе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: