Технология изготовления основных видов аппликации: предметной, геометрической, силуэтной, мозаики, декоративной

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и др.).

Важную роль играет силуэтная аппликация, представляющая собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, посуда и др.).

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая форма может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а так же их порядок и чередование.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусков бумаги так же может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Аппликация выполняется в несколько этапов: выполнение эскиза; изготовление лекал; окончание работы.

Технология изготовления различных видов объемной аппликации (аппликация бумажными шариками, из смятой бумаги, из бумажных жгутов, из бумажных гофротрубочек, торцевание из бумаги, квиллинг).

 

Методика проведения аппликационных работ в 1-4 классах.

Учитель начальных классов должен отдавать преимущества методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры, занимательности и творчества.

Для урока художественного труда и изобразительного искусства характерна классификация методов по способам деятельности учителя и учащихся, так как в обучении этим предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса - практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.

Соответственно и методы делятся на две группы:

1) Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя;

2) Методы преподавания, обучения.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной, в технологии посредством аппликации.

Для начальной школы самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение или умений грамотно подбирать сочетание цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий и деталей.

Ученики из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает маленькому ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое другое, что интересует ребенка.

Программа для начальной школы Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» рассматривает аппликацию как декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнамент, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобщаются технические навыки. У ребенка расширяется кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения.

Ориентирует данная программа на освоение обучающимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой. На художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предлагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах.

Обучение техническими навыками вплетено в процесс игры: отрабатываются основные технические приемы аппликационной деятельности.

Оценка учителя обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения. Чтобы разрушать уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к прикладному творчеству. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: