Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Возрастные периодизации развития человека

Возрастные особенности характерны для определенного периода жизни анатомическими, физиологическими и психическими качествами, а сущность возрастных особенностей отчетливо раскрывается на примере физического развития человека.

Поскольку биологическое и духовное развитие человека взаимосвязаны между собой, с возрастом происходят соответствующие изменения и осуществляется социальное созревание в психической сфере, показана динамика духовного развития человека. Это служит естественной основой для выбора последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.

Часто психологический и физический возраст человека не совпадают, и творческий процесс может это исправить. Искусство помогает выявить эти недостатки и деликатно исправить их.

Психолого- педагогический

Пренатальный период Младенчество (1 год)

Период новорожденности (до 6 недель) Дошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года) Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 - 6 лет) Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)

----------- Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)

Половое созревание (11-15 лет) Средний школьный возраст (10-15 лет)

Подростковый возраст (15-20 лет) Старший школьный возраст (15-18 лет)

С физическим неразрывно связаны и духовное развитие и т. Д. Носитель, также обладающий значительной вариабельностью вследствие неравномерности созревания нервной системы и развития психической функции, показывает, что существенные различия между выраженными людьми, уровень интеллектуальной активности, структура сознания, потребности, интересы, мотивации, поведение уровень социального развития.

Духовное развитие также характеризуется определенными закономерностями:

1. Существует обратная связь между возрастом человека и уровнем духовного развития; в более молодом возрасте скорость духовного развития выше, а с возрастом скорость духовного развития замедляется

2. Духовное развитие человека осуществляется неравномерно. В некоторые периоды существуют более благоприятные условия для развития определенных качеств, а некоторые из этих условий являются временными, мимолетными.

3. Существует оптимальное время для формирования и укрепления определенных видов психической деятельности и определяемых ими духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития определенных качеств являются оптимальными, называются чувствительными (Выготский, Леонтьев, Крутецкий).

Причинами чувствительности являются неравномерное созревание мозга и нервной системы, а также тот факт, что некоторые черты личности могут формироваться только на основе уже сформированных качеств.

4. В процессе развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации, что свидетельствует о чрезвычайно сложной диалектике развития человека: с одной стороны, психическое развитие - это постепенное развитие психических состояний - их всегда можно изменить в лучшую сторону, и для этого необходимо создать необходимые условия и провести адекватные действия.

Ян Амос Комениус первым настаивал на строгом учете возрастных особенностей детей в воспитательной работе. Он выдвинул и обосновал принцип естественности, согласно которому образование и воспитание должны соответствовать возрастным стадиям развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в образовании все должно идти своим путем - своевременно и последовательно.

Ю.А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования:

Возраст Тип школы Содержание образования

С рождения до 6 лет (детство) Материнская школа Первоначальные идеи, яркие впечатления от окружающей среды и социальной жизни; воспитание умеренности, аккуратности, усердия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; введение в религию.

С 6 до 12 лет (отрочество) Начальная школа (школа родного языка) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, география, естествознание, писание, пение, знакомство с ремеслами, нравственное воспитание.

От 12 до 18 лет

(молодежная) латинская школа или гимназия Семь гуманитарных наук, естествознание, история, география.

От 18 до 24 лет

(зрелость) Академия (высшее образование) Теология, медицина, юриспруденция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: