Возрастные особенности характерны для определенного периода жизни анатомическими, физиологическими и психическими качествами, а сущность возрастных особенностей отчетливо раскрывается на примере физического развития человека.
Поскольку биологическое и духовное развитие человека взаимосвязаны между собой, с возрастом происходят соответствующие изменения и осуществляется социальное созревание в психической сфере, показана динамика духовного развития человека. Это служит естественной основой для выбора последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.
Часто психологический и физический возраст человека не совпадают, и творческий процесс может это исправить. Искусство помогает выявить эти недостатки и деликатно исправить их.
Психолого- педагогический
Пренатальный период Младенчество (1 год)
Период новорожденности (до 6 недель) Дошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
Грудной период (до 1 года) Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
Ползунковый возраст (1-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года)
|
|
Дошкольный возраст (3 - 6 лет) Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)
----------- Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).
Школьный возраст (6-11 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)
Половое созревание (11-15 лет) Средний школьный возраст (10-15 лет)
Подростковый возраст (15-20 лет) Старший школьный возраст (15-18 лет)
С физическим неразрывно связаны и духовное развитие и т. Д. Носитель, также обладающий значительной вариабельностью вследствие неравномерности созревания нервной системы и развития психической функции, показывает, что существенные различия между выраженными людьми, уровень интеллектуальной активности, структура сознания, потребности, интересы, мотивации, поведение уровень социального развития.
Духовное развитие также характеризуется определенными закономерностями:
1. Существует обратная связь между возрастом человека и уровнем духовного развития; в более молодом возрасте скорость духовного развития выше, а с возрастом скорость духовного развития замедляется
2. Духовное развитие человека осуществляется неравномерно. В некоторые периоды существуют более благоприятные условия для развития определенных качеств, а некоторые из этих условий являются временными, мимолетными.
3. Существует оптимальное время для формирования и укрепления определенных видов психической деятельности и определяемых ими духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития определенных качеств являются оптимальными, называются чувствительными (Выготский, Леонтьев, Крутецкий).
Причинами чувствительности являются неравномерное созревание мозга и нервной системы, а также тот факт, что некоторые черты личности могут формироваться только на основе уже сформированных качеств.
|
|
4. В процессе развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации, что свидетельствует о чрезвычайно сложной диалектике развития человека: с одной стороны, психическое развитие - это постепенное развитие психических состояний - их всегда можно изменить в лучшую сторону, и для этого необходимо создать необходимые условия и провести адекватные действия.
Ян Амос Комениус первым настаивал на строгом учете возрастных особенностей детей в воспитательной работе. Он выдвинул и обосновал принцип естественности, согласно которому образование и воспитание должны соответствовать возрастным стадиям развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в образовании все должно идти своим путем - своевременно и последовательно.
Ю.А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования:
Возраст Тип школы Содержание образования
С рождения до 6 лет (детство) Материнская школа Первоначальные идеи, яркие впечатления от окружающей среды и социальной жизни; воспитание умеренности, аккуратности, усердия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; введение в религию.
С 6 до 12 лет (отрочество) Начальная школа (школа родного языка) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, география, естествознание, писание, пение, знакомство с ремеслами, нравственное воспитание.
От 12 до 18 лет
(молодежная) латинская школа или гимназия Семь гуманитарных наук, естествознание, история, география.
От 18 до 24 лет
(зрелость) Академия (высшее образование) Теология, медицина, юриспруденция.