Д/и «Выложи бусинки в услышанной последовательности»

Правила работы с песком и водой

   Песок и вода неминуемо будут рассыпаться и проливаться. В этом нет признаков преднамеренности, невоспитанности или неаккуратности детей, просто во время вдохновенной игры амплитуда движений рук широка и резка, координация действий в системе «глаза – рука» несовершенна. Чтобы не стоять у них над душой, не досаждать постоянными оговорками «осторожно, не рассыпь, не пролей» и тем более не ограничивать время и характер действий, стоит немного подстраховаться: положить на пол старые газеты или клеенку, подготовить щетку, совок и тряпочку.

   К «страховочным» действиям также относится подготовка клеенчатых фартуков, нарукавников. Их можно заменить старыми мужскими рубашками с укороченными (отрезанными) рукавами. В этом случае, помимо прямого назначения защиты от песка и влаги, рубашки служат еще и средством социально-эмоционального развития («в папиной рубашке я такой же большой и умелый, как папа», «все в порядке ведь я в папиной рубашке»).

   Для стимулирования исследовательской активности целесообразно время от времени наполнять емкости иными веществами: вместо воды можно использовать снег (и работать в варежках), песок заменить опилками, бобами, каштанами, сеном. Опилки, бобы не могут быть постоянными наполнителями, так как изменяют суть работы – из них нельзя создавать конструкции, значит, их функциональность ограничена.

   Содержание и характер работы с песком и водой дети легко определяют самостоятельно, действуя в своем темпе и в своей логике. Довольно часто игра с этими материалами отражает то, что дети узнали на занятиях, чем увлеклись под воздействием информационного потока (увидели по телевизору, услышали от взрослых и сверстников и т.п.). В этом случае педагогам следует быть готовыми к тому, чтобы своевременно поддержать их интерес и инициативу. Заметив, что дети начинают строить дороги, мосты и военные укрепления, стоит добавить тонкие деревянные (щепяные) пластины, веточки, палочки, предложить материалы или совместно изготовить из них флаги, указатели, знаки. Интерес к морю, морским обитателям, путешествиям вызовет необходимость заготовок для корабликов и материалов для сооружения пристани, поиск пластмассовых матросов, способов конструирования «плавающих островов» и их обитателей и др.

   Любой вид деятельности в центре песка и воды, помимо удовольствия, имеет своим результатом продукт. Уважительное отношение к постройкам и играм может быть отражено в фотографиях, записанных высказываниях и рассказах, зарисовках.

Таким образом, играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.И самое главное, игра в песок, особенно для малышей второго младшего дошкольного возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи, проблемы и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Песочная терапия является мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице.

Игры с песком

   «Раскопки»

 Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

   «Чьи следы»

Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

    «Норки для мышки»

   Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

   «Я пеку, пеку, пеку»

   Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

  «Волшебные отпечатки на песке»

   Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

   Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Игра на пианино»

   Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

   «В гости к песочному человеку» (занятие проводится по подгруппам).

   Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем; развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; снизить психофизическое напряжение.

   Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.

   Содержание: педагог-психолог обращает внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый – определения будут зависеть от качеств подготовленного песка), и предлагает рассказать все что они знают о песке (сыплется, сухой, есть на улице и на пляже, и т.д.). Подводя итог, воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или о реке, в которых он живёт Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).

    «Секретные задания кротов»

   Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

   Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.

   Содержание: педагог-психолог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

   Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

   «Узоры на песке»

   Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; знакомство со свойствами песка.

   Оборудование: песок, кисточка.

   Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

   Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

   Педагог-психолог: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».

«Прятки с ручками»

Цель: Стабилизировать эмоциональное состояние, развитие тактильной чувствительности, воспитание усидчивости, развивать мелкую моторику рук,  развитие мускулатуры рук

Оборудование: песок

Ход занятия:

Ведущий:

-Закапываем одну ручку.

- Где же наши пальчики?

Пальчики двигаются и раскрываются, а ладошка лежит на столе спрятанные еще в песке.

-Вот они.

-А где же наши ладошки?

Пальчики лежат, а ладошки понимаются вверх и вниз (3 раза). После поднятия ладошки остаются на столе, а пальчики тянутся к вверху(2-3 секунды).

 

"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ход занятия:

Ведущий:

-В нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Одновременно показывает, как идет песочный дождь и как брать песок в кулачек.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Второй этап игра:

Игру можно выбирать на выбор зависимости от ребенка и повторять (3-4 раза)

 

«Перемещение»

Цель: Развития внимания. Развитие ориентации в пространстве.Развитие зрительно-пространственную ориентировку, воспитывать усидчивость

Ход занятия:

1 этап. Создание одной кучки песка для ребенка и психолога, тогда психолог руководить руками ребенка объясняя действия.

2 этап. Создание небольших кучек песка: одна перед ребенком и вторая перед психологом. Психолог говорит, куда перемещать кучку песка и одновременно показывает.

3 этап. Создание одной кучки песка перед ребенком. Психолог просто говорит куда перемещать.

- От себя, на себя, на середину, вправо, влево, вверх, вниз.

 

«Одновременно».

Цель: развивать мелкую моторику рук, синхронность движений;

 закрепить знание геометрических форм;  воспитывать усидчивость.

Оборудование: песок, картинки с изображением геометрических форм (сами геометрические фигуры)

Ход занятия:

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток - один правой, другой – левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука - круги против часовой стрелки, а правая - по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 овала, 2 треугольника и т. д.

 

«Бусы красавицы Весны».

Цель: развивать кинестетические ощущения детей.закрепить знание основных цветов. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок, бусы (красные, желтые, зеленые, синие,

Ход занятия:

Загадка: Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна. Зовут меня (весна)

Пришла весна (подобрать признаки) Весна (какая).

Добрая, красивая, зеленая.

Весна очень печальная, потому что подул сильный ветер и сорвал с нее волшебные бусы. Бусы упали в песок. Давайте поможем их найти.

Дети делят песочницу на две части, и каждый ребенок, зарываясь рукой в песок, ищет бусинки на своей половине. (Бусинки разного цвета: красная, желтая, зеленая, синяя). У каждого ребенка по 4 бусинки.

Д/и «Выложи бусинки в услышанной последовательности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow