Работы с молодежью в 2020-2021 учебном году»

Методическая консультация.

Из-за пандемии коронавируса о планах сейчас говорить сложно. Ситуация, в которой мы все оказались, такова, что вся работа переведена на дистанционный режим. Все работаем из дома и ждем следующих решений.

Дни карантина особенно тяжело даются специалистам, работающим в сферах «человек - человек» - в частности, библиотекарям. Но при современном развитии технологий общение с читателями не прекращается: на публичных страницах в соцсетях библиотекари продолжают вести активную профессиональную деятельность и пытаются справиться с ситуацией, переходя на онлайн услуги. Многие российские библиотеки запускают всевозможные познавательные онлайн-проекты на время карантина.

Как долго весь мир будет выкарабкиваться из этого кризиса, сказать тоже сложно. Но оптимизм мы сохраняем - иначе невозможно.

Современный мир ставит перед библиотеками новые задачи. Поиск инновационных подходов к работе, трансформация библиотечного пространства, понимание необходимости освоения современных информационно-коммуникационных технологий и создание современных библиотечных продуктов стали частью библиотечной деятельности.

И, прежде всего, это необходимо для сотрудничества с молодежью, так как на сегодняшний день меняются подходы к работе с молодежью, внедряются новые методы и приемы работы с этой группой читателей.

Структура плана библиотеки сегодня меняется в зависимости от ситуации в мире, стране, регионе и в библиотечном деле. У нас в стране существует обычай каждый год посвящать какому-нибудь исторически значимому событию, какой-то области культуры и искусства, либо называть его годом дружбы с какой-либо страной-партнером.

Основные события, которым посвящен 2020 год, мы уже рассматривали. Хотелось бы еще раз их напомнить.

Слайд 2. 2020 год для России - юбилейный по празднованию Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне. Согласно Указу Президента РФ от 8 июля 2019 года № 327 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Организация и проведение Года памяти и славы возложены на Российский организационный комитет «Победа». Его деятельность координирует руководитель Администрации Президента РФ. Правительство РФ разработало и утвердило план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы. Региональные органы власти осуществляют необходимые мероприятия в рамках его проведения.

Слайд 3. В нашей стране в последнее время принято несколько национальных программ. Одной из них является национальная программа по культуре, которая продлится до 2024 года. В рамках этой программы и в целях развития и поддержки традиционных форм народного художественного творчества, фольклора, самодеятельного искусства, являющихся источником формирования национального самосознания, средством сохранения национально-культурной самобытности 2020 год объявлен Годом народного творчества.

Посвящения 2020 года связаны и с внешней политикой:

Слайд 4. - Проведение Года культурных обменов между Российской Федерацией и Южной Кореей позволит заложить фундамент для долгосрочного сотрудничества двух держав, связи двух культур, установления контакта между объектами культуры.

Слайд 5. - Цель Года гуманитарного сотрудничества России и Египта: продемонстрировать, насколько русские и египтяне близки в вопросах цивилизации, культуры, творчества и гармоничны, как братские народы.

2021 год также богат на юбилейные даты и знаменательные события.

Слайд 6. Резолюция по провозглашению 2021 года Международным годом мира и доверия была одобрена Генеральной Ассамблей ООН для укрепления идеалов мира как внутри стран, так и между ними.

Основные положения Резолюции созвучны с основополагающими принципами ООН о развитии дружественных отношений между нациями на основе принципа «равноправия и самоопределения народов» и, прежде всего, обязательством урегулировать споры мирными средствами и решимостью избавить грядущие поколения от бедствий войны.

Документ подчеркивает, что проведение Международного года мира и доверия представляет собой способ мобилизовать международное сообщество на деятельность по укреплению мира и доверия в отношениях между государствами, в частности на основе политического диалога, взаимопонимания и сотрудничества, в целях достижения устойчивого мира, солидарности и гармонии.

Слайд 7. В 2021 годув России может быть объявлен Год экологического просвещения. Письмо с соответствующей просьбой российские экологи направили президенту РФ Владимиру Путину.

Документ подписан членом центрального совета Всероссийского общества охраны природы Тимуром Усмановым. По мнению экологов, Год экологического просвещения поможет населению в формировании экологических компетенций через тематические акции и мероприятия. В письме Усманов выразил надежду на то, что эта инициатива послужит основанием «образовательной и нравственной платформы для всех россиян, которые стремятся защитить природу своей страны. Благодаря экологическому образованию у граждан нашей страны, уверены, возникнет чувство долга и ответственности перед их городом, двором, подъездом, животными, которых они приручили, и будущими поколениями».

Слайд 8. Министр культуры РФ Владимир Мединский предложил провести Год музеев в 2021 году. С этой инициативой он выступил на общем собрании Союза музеев России, которое состоялось 1 июня 2019 года. Министр напомнил, что впервые тематический год, посвященный культуре, прошел в 2014 году, после этого последовали Год литературы, Год кино и Год театра в 2019 году. Тематические годы, подчеркнул В. Мединский, чрезвычайно позитивно отразились на отрасли.

«Хотел бы выступить с инициативой проведения Года музеев в России в 2021 году. Подобного тематического года ранее не проводилось. Как показал опыт, вещь это очень позитивная. Я от всего сердца хотел бы поддержать инициативу проведения Года музеев. И если музейное сообщество, консолидировавшись, с подобной инициативой обратится к Минкультуры России, мы обязательно представим ее президенту. Уверен, что это будет очень полезно для музейного сообщества», - сказал Владимир Мединский.

Слайд 9. В Министерство культуры России поступило обращение от заместителя Председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесской республики Муссы Экзекова с предложением объявить 2021 год - Годом малочисленных народов России.

«Проблема малочисленных народов признается особо важной во всем мире. Не случайно, Организация объединенных наций объявила 2019-й год Международным годом языков коренных народов, а с 2022 года, согласно недавнему решению Генассамблеи ООН, начнется Международное десятилетие языков коренных народов. К сожалению сегодня, когда преподавание родного языка стало добровольным, оно по сути освобождено от федеральной господдержки. Это губительно сказывается на языках малочисленных народов. Язык жив, пока есть, кто на нем говорит, читает, пишет. А численность коренных народов сокращается. Необходимы усилия на государственном уровне, чтобы сохранить многообразие культур и традиций народов нашего государства» - говорит Мусса Экзеков.

Предложение это уже поддержали этнографы и представители музейного сообщества. Так в частности директор Российского этнографического музея Владимир Грусман заявил о полной поддержке инициативы, одновременно сообщив, что такого же мнения придерживаются и его коллеги - руководители других музеев.

 

Слайд 10. «В зеркале столетий»:

историко-патриотическое воспитание

 

Слово «патриотизм», сегодня, искажено и скомпрометировано политиками и крикунами с трибун. Говорить про патриотизм - одно, а быть патриотом, настоящим патриотом своей Родины - другое.

Нельзя родиться патриотом. Патриотизму нужно учиться. Дома, в детском саду, в школе, в институте, на работе... Учиться всю жизнь, учиться на примере людей, которые свою жизнь, не задумываясь, отдавали за свою страну, за свою Родину.

Слайд 11. В 2019 году в серии «75 лет Великой Победы» вышла книга «Вся история Великой Отечественной войны. Полная хроника Победы». Эта уникальная книга - первое подробное издание о Великой отечественной войне. На основе огромного числа архивных материалов, самых разных источников, воспоминаний очевидцев, газет того времени скрупулезно восстановлена картина каждого дня тех страшных лет. 1418 дней и ночей… Все события день за днем до самой Победы.

Громкие сражения, великие подвиги, страшные неудачи, жизнь тыла, судьбы генералов и солдат. Ярко, с огромной болью, величайшей гордостью и вечной благодарностью изложена полная хроника Великой Отечественной войны.

Книга дополнена основными документами, статистическими данными, фотографиями тех лет. Эта энциклопедия должна быть в каждой семье. Пока мы помним о той Победе, Россия будет жить.

Слайд 12. Еще один издательский проект, который посвящен 75 юбилею Победы и поддерживает связь между поколением победителей и современниками - 15-томная серия издательства «Молодая гвардия» «Великая Отечественная война в биографиях», которая продолжает культовую серию «Жизнь замечательных людей». «И это биографии не только Маршалов Победы, - рассказал резидент Российского книжного союза Сергей Степашин, представляя издание, - Впервые здесь представлены истории жизни простых рядовых солдат, обычных семей, людей, переживших оккупацию». В серию вошли как старые, так и новые биографические тома.

Тема Великой Отечественной войны нашла широкое отражение в литературных произведениях. По данным Российской национальной библиотеки вышло более 35 тысяч литературных произведений, посвященных этим событиям. Среди них великие книги К. Симонова, Д. Гранина, М. Шолохова, Ю. Бондарева и многих других писателей. Они до сих пор издаются и переиздаются.

Уже написано и сказано многое. И все-таки есть значимый пласт произведений, написанных именно в годы Великой Отечественной войны очевидцами, участниками этих событий.

Слайд 13. Издательская группа «Эксмо-АСТ» и Российское историческое общество создали антологию лучших произведений военных лет «Победа» в рамках проекта «Президентская историческая библиотека». В пять томов вошли произведения художественной прозы, поэзии, драматургии, публицистики, написанные непосредственно в годы войны.

«Этот пятитомник несет в себе огромный эмоциональный заряд, ведь эти тексты являются первоисточниками, написанными очевидцами тех трагических событий», - говорит Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, - Для холдинга этот проект некоммерческий, он направлен на сохранение исторической, национальной памяти».

Первый тираж новой серии передан Государственной публичной исторической библиотеке России, Российской национальной библиотеке и еще десяти федеральным и национальным библиотекам России и стран СНГ.

Слайд 14. В целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа и в связи с исполняющимся в 2021 году 800-летием со дня рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского Президентом РФ еще 24 июня 2014 года был подписан указ «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского».

Издавна его называли ангелом-хранителем Русской земли, заступником русского народа от иноземных нашествий, создателем династии московских великих князей. Его жизнь и дела и сейчас вызывают неподдельный интерес.

Слайд 15. К юбилею издательство Абрис приурочило выход в свет сборника, «Святой Александр Невский. 800 лет».

В книгу вошли: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского», составленная монахами владимирского Рождественского монастыря, первые стихотворные переводы древнерусской песни «Слово о погибели Русской земли» и «Старшей ливонской рифмованной хроники» XIII века. А также научные изыскания русских историков XIX-XX веков: А. Ф. Петрушевского, Д. И. Иловайского, Н. А. Клепинина, С. А. Аннинского. Внимание читателей также привлекут редкие, малоизвестные труды талантливых авторов XVIII столетия - глава из книги «Ядро российской истории», написанная русским дипломатом А. И. Манкиевым в 1715 году, и первая светская биография Александра Невского, изданная писателем Ф. О. Туманским в 1789 году.

Богато иллюстрированная древнерусскими миниатюрами и иконами, картинами замечательных русских живописцев эта книга станет хорошим подарком к юбилею великого созидателя России.

Слайд 16. «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий» - это слова выдающегося историка Василия Осиповича Ключевского.

Известный русский ученый Василий Осипович Ключевский должен был стать священником. Однако уже на последнем курсе епархии он отчислился, чтобы стать студентом Московского университета. Увлеченный историей студент - а затем преподаватель - написал множество научных трудов, а на его лекции выстраивались очереди. Особенность Ключевского заключалась в том, что ему удалось объединить в своем творчестве науку, литературу и искусство. Неспроста он был почетным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Перу Василия Осиповича принадлежит более 15 научных трудов и учебных пособий, не считая «Курса русской истории» в пяти томах.

С 1994 года авторы выдающихся научных работ по отечественной истории получают премию В. О. Ключевского.

28 января 2021 года исполняется 180 лет со дня рожден ия (28.01.1841-25.05.1911) знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского.

Используйте сценарии при организации мероприятия к его юбилею:

- Савинова, Т. А. «Исторические портреты. В. О. Ключевский» [Электронный ресурс]: сценарий устного журнала // Урок.рф. – Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/istoricheskie_portreti_vo_klyuchevskij_143253.html. - 16. 04. 2020.

- Соколова, Л. В. «Секреты Мастера» [Электронный ресурс]: сценарий литературной гостиной // ИНФОУРОК. – Режим доступа: https://infourok.ru/scenariy-literaturnoy-gostinoy-sekreti-mastera-posvyaschennoy-vo-klyuchevskomu-3793354.html. - 16.04.2020

Слайд 17. Подростки любят приключенческие романы – это факт! И чем больше там опасностей и тайн - тем лучше. А вот «школьную» историю почему-то не любят. И это тоже факт, который подтверждают данные социологических опросов и результаты ЕГЭ. Но ведь история – это те же приключения. Рассказать об этом взялись авторы образовательного видеопроекта «#ИсторияLike», созданного по инициативе Российской государственной детской библиотеки.

#ИсторияLike представляет собой серию роликов, цель которых - доказать, что минувшие эпохи гораздо интереснее, чем о них порой рассказывают в рамках школьной программы. Небольшие блоги, размещенные на сайте, подходят для просмотра и дома, и в классе.

Всего планируется шесть сезонов, которые должны убедить зрителя более пристально изучать историю мира и страны. Проект представлен на сайте РГДБ https://rgdb.ru/.

Слайд 18. В нашей стране и во всем мире 12 апреля отмечают День космонавтики. В этот день лётчик-испытатель Юрий Гагарин совершил первый в истории космический полёт на корабле «Восток». Он обогнул Землю за 108 минут, и с этого момента началась новая эра для всего человечества - космическая.

После триумфального полёта Юрий Гагарин в каждом выступлении говорил о мире: «Очень маленькая у нас планета, и её нужно беречь».

7 апреля 2011 года, в год 50-летия со дня первого полета человека в космос, по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным Днем космонавтики.

Юбилей - 60 лет со дня первого полёта человека в космос - будет отмечаться 12 апреля 2021 года. 22 мая 2018 года было подписано распоряжение о праздновании знаковой даты на общероссийском уровне. В соответствии с ним, Госкорпорации по космической деятельности «Роскосмос» необходимо создать организационный комитет и обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий.

Помогут провести мероприятие к Дню космонавтики сценарии:

- Баринова Н. Т. «Он сказал: «Поехали!» [Электронный ресурс]: сценарий проведения праздника // Открытый урок Первое сентября. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/. – 16.04.2020.

- Гвалдин, А. Ю. Мероприятие ко Дню Космонавтики [Электронный ресурс]: сценарий // Урок.рф. – Режим доступа:  https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/pechatnyi_sbornik_dlya_pedagogov.html. - 16.04.2020.

- «Дорога в космос» [Электронный ресурс]: сценарий ко Дню космонавтики // ИНФОУРОК. – Режим доступа: https://infourok.ru/scenariy_ko_dnyu_kosmonavtiki-292869.htm. - 16.04.2020.

 

Слайд 19. «В поисках себя»:

социализация молодежи

Для подрастающего поколения очень важно понять, что самое сложное в жизни - это воспитать в себе личность на основе значимых ценностей, взглядов, интересов, готовую к самореализации и самосовершенствованию. Молодые люди должны осознавать, что никогда нельзя достигнуть вершины личностной самоактуализации, если не развивать в себе качества, которые будут полезны, как им самим, так и обществу в целом.

Познав себя, никто не останется таким, каким был. Следовательно, проделав работу по познанию себя, человек неминуемо меняется и продолжает проделывать эту же работу заново, и так до бесконечности. Вся наша жизнь - бесконечный путь самопознания и самосовершенствования - поиск себя.

Программа «В поисках себя», представленная в журнале «Классный руководитель». - 2019. - № 7. – С. 108-120, рассчитана на 3 года и состоит из 3-х блоков: «Я и мой внутренний мир»; «Я среди людей»; «От познания к свершениям».

Механизмом реализации Программы является использование различных форм и методов работы социально-психологической направленности: часы «познания», индивидуальные и групповые консультации, занятия с элементами тренинга, ролевые игры, групповые дискуссии, мозговые штурмы и др.

Слайд 20. В конце марта 2020 года, в этот непростой для всех нас период, Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Минобрнауки России сообщил о запуске общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе», организаторами которой выступили платформа DOBRO.RU, Общероссийский народный фронт и волонтерские организации России. Акция взаимопомощи «Мы вместе» охватила всю Россию.

В рамках общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» Общероссийский народный фонд запустил проект «На передовой», который показывает фотоистории героев нашего времени. Это врачи скорой помощи, медики, которые разрабатывают вакцину от инфекции СOVID-19, медсестры, работающие в «красной зоне».

На передовой с ними и целая армия волонтеров, которые помогают, прежде всего, пожилым людям. Волонтеры готовы не только привезти продукты или лекарства, но и просто пообщаться или даже прочитать сказку детям в режиме онлайн.

Вот что говорит Анастасия Нестеренко (29 лет), волонтер центра «Моя карьера», которая никогда раньше не занималась волонтерством, это ее первый опыт: «Никто из знакомых не говорит: «Зачем это тебе?» Переживают только, что я в такое опасное время выхожу на улицу. А так практически все говорят, что волонтеры делают большое дело. Искренняя благодарность окрыляет! Я планирую и дальше волонтерить, это одухотворяет и наполняет жизнь смыслом. Возможно, если бы не случилось эпидемии, я бы никогда не задумалась о волонтерстве».

Всем, кто хочет помочь, нужно зайти на сайт мывместе2020.рф. На сайте акции «Мы вместе» каждый может предложить свои услуги, стать волонтером, узнать новости. Крупные компании в рамках акции организуют горячие линии, предоставляют юридические консультации, обеспечивают доступ к бесплатным сервисам для удаленной работы и онлайн-обучения.

Слайд 21. «Портрет родного края»:

краеведение

 

Арифметика любви к Родине очень проста - она складывается из суммы слагаемых. Чем больше слагаемых и они разнороднее и искреннее, тем эта любовь полнее и разнообразнее. Любовь к Родине невозможна без знания о ней. Пожалуй, это базовое условие. Если ты не знаешь, как можно понять и ценить?

Всё начинается с любви к малой Родине. Эта малая Родина предельно неповторима, индивидуальна и может заключаться даже в капельке росы, миге, который застывает в памяти, эмоции.

И добрые свершения в нашей жизни начинаются с любви к родному дому, родителям, родному краю. Именно это чувство мотивирует людей на большие дела, достижения в самых разных областях деятельности.

Слайд 22. Популярность стихов Людмилы Константиновны Татьяничевой на Урале бесспорна, некоторые из них давно стали хрестоматийными. В сочинениях старшеклассников часто цитируется: «Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал».

Ее голосом - человека и художника - говорило поколение комсомольцев 1930-х гг. - рабфаковцев, участников легендарных строек первых пятилеток, преодолевших тяжелейшие испытания войны и послевоенного периода.

На долю поколения, к которому принадлежит Людмила Татьяничева, выпало немало испытаний. Опыт собственной судьбы поэтесса по праву проверяет опытом жизни всей страны. Это придает ее стихам искренность и достоверность.

Я рыла доты,

Строила заводы

И в зелень одевала пустыри.

С народом вместе прожитые годы

За мною встали,

Как богатыри.

«Вне Отчизны поэзии нет, и не может быть, как не может быть плодоносящей ветви вне дерева, а дерева без объемлющих землю корней, - была убеждена поэтесса - Тему Родины, России, моего уральского Синегорья всегда считала для себя главной, неотрывной от собственной судьбы, от жизни своей души».

В родном Урале поэтесса больше всего ценила и любила людей этого края. И мерой всех мер было для нее отношение к людям труда, к рабочим рукам. Первозданная красота родной земли и красота созидаемого человеческими руками были для нее неразделимы.

Оставаясь верной и любящей дочерью Урала, Людмила Константиновна Татьяничева встала в ряд лучших российских поэтесс, заняла достойное место в большой антологии поэзии ХХ века.

19 декабря 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения замечательной уральской поэтессы (19.12.1915 – 08.04.1980).

Сценарии, посвященные жизни и творчеству Л. К. Татьяничевой:

- Галдина, Н. В. «Мне бы только суметь, мне бы только успеть…» [Электронный ресурс]: литературно-музыкальная композиция // NSPORTAL.RU. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/12/17/stsenariy-literaturno-muzykalnoy-kompozitsii-po-tvorchestvu. - 16.04.2020.

- Баженова Н. Н. Гостиная по творчеству Татьяничевой Л. К. [Электронный ресурс]: литературная гостиная // Kopilkayrokov.ru. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/ghostinaia-po-tvorchiestvu-tat-ianichievoi-l-k. - 16.04.2020.

Слайд 23. 19 февраля 2021 года исполняется 65 лет со дня рождения Олега Митяева (19.02.1956). Олег Григорьевич Митяев - советский и российский автор-исполнитель, музыкант, актёр. Член Союза писателей России. Народный артист Российской Федерации.

Все любители туристических походов, песен у костра и просто хороших компаний, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Она стала одним из гимнов бардовского движения.

Булат Окуджава, послушав первые песни Митяева, сказал: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие».

Сегодня всенародно известные песни Олега Митяева: «Соседка», «Француженка», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», «Давай с тобой поговорим», «Сестра милосердия», «В осеннем парке», «Авиатор», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Лето - это маленькая жизнь» и множество других.

И хотя сейчас поэт и музыкант живет в Москве, любовь к своему родному Челябинску он пронёс через всю жизнь. Олег Митяев приезжает сюда часто, так как не может жить без этого города, без того, чтобы подышать его воздухом и походить знакомыми улицами.

В 2000 году по инициативе Олега Григорьевича создан благотворительный фонд для поддержки проектов в области культуры. Самые известные проекты фонда: Ильменский фестиваль и Народная премия «Светлое прошлое». Она выдается нашим знаменитым землякам, которые достигли невероятных успехов и своим трудом и талантом снискали народное признание.

Советую обратить внимание на сценарии, посвященные жизни и творчеству О. Митяева:

- Жукова, И. А. «Мы - митяевцы» [Электронный ресурс]: тематический вечер // Открытый урок Первое сентября. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/. – 16.04.2020.

- «Изгиб гитары желтый…» Олега Митяева [Электронный ресурс]: рассказ о жизни и творчестве // Во!круг книг. – Режим доступа: http://vokrugknig.blogspot.com/2016/02/blog-post_19.html. - 16.04.2020.

Слайд 24. «Территория чтения»:

продвижение чтения среди молодежи

 

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Многие их задумки очень интересны.

В целях продвижения чтения в библиотеках города Иркутска реализуется замечательный проект под названием «Когда мне было пятнадцать». В небольших рассказах от собственного лица сотрудники библиотек повествуют о том, как каждый из них полюбил чтение, какие книги ему нравились в подростковом возрасте, делятся эмоциями и впечатлениями, дают советы тем, кто хочет найти в бескрайнем книжном мире именно то, что будет ему наиболее интересно. Такие личные рекомендации, написанные ими не как библиотекарями и методистами, а как обыкновенными людьми, которые тоже были подростками, ходили в школу, любили или не любили читать, вызовут у юных посетителей интерес к тем или иным книгам.

Слайд 25. Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле объявила город Тбилиси (Грузия) Всемирной столицей книги 2021 года по рекомендации Консультативного комитета, заседание которого состоялось в Швейцарии в июне 2019 года. Титул Всемирной столицы книги перейдет к городу Тбилиси 23 апреля 2021 года, в день празднования Всемирного дня книги и авторского права.

Ежегодно город, названный Всемирной столицей книги, обязуется способствовать популяризации книг и чтения, и реализовывать программу соответствующих мероприятий в течение одного года.

Программа мероприятий в Тбилиси пройдет под лозунгом «Итак, ваша следующая книга - это...?» и будет сосредоточена на использовании современных технологий в качестве мощных инструментов для популяризации чтения среди молодежи. Предусмотрено создание библиотек и детского книжного фестиваля, а также развитие современного цифрового проекта по превращению книг в увлекательные игры и восстановление первого в Грузии издательства.

Программа, специально разработанная для детей, молодежи и читателей, имеющих ограниченный доступ к книгам, будет посвящена инновациям.

Основная цель проведения мероприятий в Тбилиси - популяризация чтения и повышение доступности книг для всех слоёв населения.

Слайд 26. Многие праздники, рождаясь в какой-либо стране, со временем становятся международными. Так произошло и с Национальным Днём книголюбов США. Появившийся в Америке праздник практически сразу приобрёл поклонников и в других уголках мира, став Всемирным днём книголюбов (Book Lovers Day). Отмечается он ежегодно 9 августа.

Этот праздник отмечают писатели, поэты, литераторы и издатели, типографии и книжные магазины, ну и, конечно, читатели - те люди, для которых собственно книга и создаётся. Именно читателю, продолжающему сохранять книгу востребованной, в первую очередь посвящён Всемирный день книголюбов.

Книжные магазины и издательства ко Дню книголюбов организуют выставки и ярмарки-распродажи. Писатели проводят презентации своих новых произведений, даря читателям автографы на память. Так происходит популяризация чтения - одна из задач этого праздника.

 

Слайд 27. «Лабиринты души»:

нравственное воспитание

 

«Имей сердце, а на сердце и разум придет»

М. Горький

 

Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия добра, милосердия, человечности.

Без эмоций невозможно представить себе взаимоотношения людей и общение их между собой. Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что означает - волновать, возбуждать. Это обобщенные чувственные реакции, возникающие на разнообразные по характеру сигналы, исходящие извне.

Эмоции не отделены от умственной деятельности человека. Они мобилизуют, стимулируют ее. Эмоции выполняют функцию оценки, побуждения, накопления и актуализации индивидуального опыта получения и переработки знаний. Как заметил Д. К. Ушинский: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения. А всего строя души нашей».

Однако рейтинг чувств в системе человеческих ценностей именно у молодежи снижается. Год от года все рациональней становятся идеалы юношества. Любовь, сердечность, эмоциональная чуткость уступает место деловым качествам.

Жанна Владимировна Юшина в своем мероприятии «Каковы они, вечные ценности?» ведет разговор со старшеклассниками о таких человеческих качествах, которые необходимы каждому из нас: доброте, душевности, человечности. Именно они создают основу счастья. Материал напечатан в сборнике «Читаем, учимся, играем». - 2019. - № 3. - С. 66-68.

Говорить о любви можно бесконечно. Эта тема вдохновляет людей любого возраста. Каждое мгновение нашей жизни мы стоим перед выбором. Выбираем друзей, выбираем, кого слушать, у кого учиться. И конечно мы выбираем своего спутника жизни, с которым будем чувствовать себя любимыми, защищенными, счастливыми.

Неотъемлемой частью в поиске своей второй половинки является знакомство. Любые отношения начинаются с него. Но сделать это не всегда легко, и молодые люди сталкиваются часто с трудностями.

Екатерина Владимировна Рудина предлагает занятие с элементами психологического тренинга «Мы выбираем, нас выбирают» для учащихся 10-11 классов. Вы найдете его в журнале «Библиотека в школе». - 2019. - № 7-8. - С. 22-26.

Слайд 28. «Переплетенье стран и судеб»:

воспитание толерантности

 

«Человек, ненавидящий другой народ,

не любит и свой собственный»

Н. А. Добролюбов

 

В наше время одна из важнейших задач - научить людей жить вместе. Вспоминается притча: «Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: «Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова». Верблюд думает: И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?». Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга.

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов. Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Молодежь наиболее восприимчива к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества.

В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов обучения. Например, модели открытого обсуждения, развивающей в молодых людях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это могут быть: тренинговые занятия, деловые игры, дискуссии, проблемные семинары, конференции, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ и др.

А приурочить мероприятия можно к трагическим датам в календаре:

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста.

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января - в день, когда в 1945 году Советская армия освободила крупнейший из гитлеровских концлагерей - Аушвиц (Освенцим), расположенный на территории Польши. В нем, по современным оценкам, было уничтожено от полутора до четырех миллионов человек.

Каждый год Международный день памяти жертв Холокоста имеет свой девиз. В 2020 году он звучит так: «75 лет после Освенцима: распространение знаний и сохранение памяти о Холокосте в целях достижения всеобщей справедливости».

11 сентября - Международный день памяти жертв терроризма.

В сентябре 2001 года весь мир ужаснулся из-за событий, произошедших в Америке. Утром 11 сентября 2001 года террористы захватили четыре «Боинга» вместе с их экипажем и пассажирами. Спустя несколько часов два из них разрушили всемирно известные башни-близнецы, которые являлись крупнейшим торговым центром в Нью-Йорке. В результате теракта погибло почти 3 тыс. человек.

11 марта - День памяти жертв терроризма в Европе.

В этот день в 2004 году на вокзале Аточа в Мадриде в четырех пригородных поездах были приведены в действие взрывные устройства. В результате теракта погиб 191 человек, около 2 тыс. получили ранения.

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом.

День солидарности в борьбе с терроризмом ежегодно отмечается в России 3 сентября и связан с сентябрьской трагедией 2004 года в городе Беслане Республики Северная Осетия, когда День знаний стал днём траура и скорби. Во время праздничной линейки, посвящённой 1 сентября, в школу проникли боевики и захватили в заложники учителей, детей и их родственников. Трое суток 1126 человек были в плену у бандитов. В ходе чудовищного теракта погибли 333 человека, в том числе 186 детей, ранено 800.

События в Беслане - это общая трагедия не только для жителей России, но и других государств, где терроризм наглядно продемонстрировал свою сущность.

В подготовке мероприятий по такой непростой теме используйте сценарии:

- Бурдакова, М. В. «Мы будем вечно помнить вас!» [Электронный ресурс]: урок мира, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом // Открытый урок Первое сентября. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/. - 23.04.2020.

- Иваненко, О. Б. «Молодежь против экстремизма» [Электронный ресурс]: сценарий // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/. - 23.04.2020.

- Помнить надо не мёртвым, помнить надо живым. 27 января - День памяти жертв Холокоста. [Электронный ресурс]: сценарий мемориального вечера // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/02/19/27-yanvarya-den-pamyati-zhertv-holokosta-pomnit-nado. - 23.04.2020.

- Селезнёва, С. В. Экстремизм в молодёжной среде [Электронный ресурс]: круглый стол для учащихся // kopilkaurokov.ru. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoiemieropriiatiieekstriemizmvmolodiozhnoisriedie. - 23.04.2020.

В России проживает более 190 народов. У каждого своя история, свой язык и свои традиции. И каждый дорожит своей культурой, потому что без неё народ просто не сможет существовать. Культура каждого народа уникальна, а вместе они складываются в яркую разноцветную мозаику, которая станет неполной, если убрать какую-то часть. Знакомство с лучшим, что есть в национальных культурах, становится основой, на которой успешно формируются основы взаимопонимания, сотрудничества, миролюбия, доброжелательности.

В Год народного творчества очень важно показать разнообразие проявлений национальных традиций, и в то же время, единство всех народов. Языки, костюмы, песни у всех народов разные, а ценность семьи, рода, чести - одинаково высока.

В сборнике методических материалов по формированию культуры межнационального взаимодействия у детей и молодежи «Навстречу друг другу. Библиотека - территория диалога культур» (Кемерово, 2017) Кемеровской областной библиотеки для детей и молодежи представлен опыт работы, направленный на развитие интереса к культурам разных народов через книгу и на формирование культуры межнационального взаимодействия.

Слайд 29. «Поговорим об ответственности»:

правовое просвещение

 

Одним из главных признаков правового государства всегда был и будет высокий уровень правовой культуры населения. Понятие правовой культуры неразрывно связано с понятием правового воспитания. Правильное воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного и законопослушного общества, формирует культуру поведения человека в нём.

Основным направлением работы библиотеки с молодежью является правовое информирование, предполагающее систематическое предоставление социально-политической, нормативно-правовой документации, доведение информации, обеспечивающей устойчивый уровень юридической грамотности, помогающей в решении проблем, связанных с трудовой деятельностью, учебой, лечением, отдыхом, материальным обеспечением. Правовые знания нужны молодежи не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях.

Для юных читателей в библиотеке можно провести занятия, которые познакомят в доступной форме со статьями Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка. Занятия могут быть построены на занимательных сюжетах из жизни, которые помогут не только познакомить молодых людей с наиболее важными статьями правовых документов, но и научить их принимать и отстаивать свои права, уважать права других людей, быть терпимыми и справедливыми.

Цикл мероприятий «Подросток и закон» познакомит с разделами уголовного кодекса РФ, в которых говорится об уголовной ответственности несовершеннолетних перед законом, о преступлениях, за которые они несут ответственность, наказание. Важно познакомить подростков со статьями, по которым наступает ответственность с 14 летнего возраста. А построить знакомство можно как разговор-размышление о наказаниях, предусмотренных в УК РФ по статье 161 «Грабеж», статья 162 «Разбой», статья 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортом».

Слайд 30. Книга «Осторожно, тюрьма…», подготовленная и выпущенная представителями Центра содействия реформе уголовного правосудия,написана подростками и обращена к подросткам. Авторам этой книги в жизни не повезло. Они совершили много ошибок, и никто не смог их вовремя предупредить. Что такое тюрьма, и какие дороги ведут в этот мир, где небо в клеточку? Об этом рассказывают сами подростки, находящиеся в местах заключения.

Самые безрассудные поступки свойственны именно молодости. Не успев еще почувствовать радости жизни, молодой человек уже рвет на себе волосы в кабинете следователя: «Не хотел! Не знал!». И с трудом начинает осознавать, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

С учетом специфики молодежной аудитории важно делать упор на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное привлечение всех участников. Среди форм библиотечного обслуживания молодежи могут практиковаться: деловые, ролевые и ситуационные игры, пресс-конференции, диспуты, круглые столы, Дни информации, уроки правовых знаний, уроки-дискуссии, правовые подиумы, тренинги политического общения, часы политических знакомств и др.

Вот некоторые сценарии, которыми можно воспользоваться, организуя работу по правовому просвещению юношества:

- Дорохина, И. Н. «Подросток и закон» [Электронный ресурс]: интеллектуальная игра // Учителяcom. - Режим доступа: https://uchitelya.com/pedagogika/62073-scenariy-intellektualnaya-igra-podrostok-i-zakon-8-klass.html. - 21.04.2020.

- «Правовой калейдоскоп избирателя» [Электронный ресурс]: сценарий деловой игры по правовому просвещению молодежи // Sochi-schools. - Режим доступа: http://99.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2016/06/Pravovoe-prosveshhenie-molodezhi.-Stsenarij.pdf - 21.04.2020.

- Прилепская, Л. А. «Знай свои права, но не забывай обязанности» [Электронный ресурс]: сценарий интеллектуально-правовой игры // VIDEOUROKI. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/stsienarii-intielliektual-no-pravovoi-ighry-znai-svoi-prava-no-nie-zabyvai-obiaz.html. - 21.04.2020.

- «Свобода и закон» [Электронный ресурс]: дискуссионный практикум для старшеклассников и студентов колледжа // Учебно-методический КАБИНЕТ - Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-dlja-studentov-koledzha-svoboda-i-zakon.html. - 21.04.2020.

Слайд 31. «Дороги здоровья»:

здоровый образ жизни

 

Пожалуй, сегодняшняя проблема в работе с этим направлением состоит в том, что молодые люди достаточно осведомлены в вопросах здорового образа жизни, но лишь малая часть стремится придерживаться его принципов в своей жизни.

Поэтому продвижение здорового образа жизни является эффективным только в том случае, если оно ведется постоянно. Важно заинтересовать молодежь разнообразными увлечениями. Необходимо, чтобы они поняли, что в реальной жизни есть много интересного: это и занятие спортом, и увлечение чтением, музыкой и т. д. А главная цель библиотечной работы - формирование у молодежи убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Всемирный День здоровья отмечается 7 апреля во многих странах земного шара. В этот день в библиотеках проходят встречи со специалистами, познавательно-оздоровительные акции, ситуационные и ннтерактивные игры, тренинги, диалоги-предостережения, часы здоровья и др.

Слайд 32. Так, например, сотрудники центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска в День здоровья подготовили для учащихся увлекательный квест, в финале которого им предстояло найти ответ на уравнение - «Чтение+спорт=?». Каждую команду ждали пять станций, на которых участникам пригодились не только спортивная подготовка, но и литературные знания.

На станции «Зарядка для ума» участники выполняли физические упражнения, параллельно разгадывая литературные загадки. На следующей станции «Книжный бадминтон» ребятам нужно было не только отбить воланчик, но и отбиться от непростых вопросов о спорте, литературе и здоровье. На станции «Литературный пьедестал» команды должны были отгадать, в каком виде спорта имел наибольший успех известный писатель. Ребята смогли встать на места известных авторов и попробовали сыграть в книжный крикет «Книг-кет».

Весьма необычной станцией стал «Писательский ринг». Как оказалось, самый популярный вид спорта среди писателей - бокс. Им увлекались такие признанные классики литературы как Александр Сергеевич Пушкин, Артур Конан Дойль, Джек Лондон, Эрнест Хэмингуэй.

В финале участников ждал подарок - мастер-класс по стрельбе из лука. Этот вид спорта популярен именно благодаря книгам. Сказки про индейцев, амазонок, благородных разбойников, которые почти каждый читал в детстве, - не обходятся без этого спортивного снаряда. Мастер-класс проводил профессиональный инструктор из челябинского клуба лучного боя «Арджуна». Школьники научились пользоваться луком, поражать цели, а также освоили правила техники безопасности.

«Спорт и чтение занимаются одним общим делом - развитием человека», – эти слова могут стать девизом в работе с молодежью по популяризации спорта и физической активности.

Слайд 33. Экскурс в историю Олимпийских игр можно провести к 125-летиюПервых Олимпийских игр современности. Первые современные летние Олимпийские игры проходили с 6 по 15 апреля 1896 года в Афинах в Греции.

23 июня 1894 года в Париже в Большом зале Сорбонны прошёл первый конгресс Международного Олимпийского комитета, который созвал барон Пьер де Кубертен для того, чтобы объявить о своем проекте возрождения Олимпийских игр. Идея проведения подобных мероприятий была не нова, в течение XIX века в различных европейских странах состоялись несколько локальных спортивных мероприятий, организованных по образцу Античных Олимпийских игр. Однако именно Кубертен первым предложил сделать такие Игры традиционными, интернациональными и объединяющими в себе соревнования по многим различным видам спорта.

6 апреля 1896 года на отреставрированном античном стадионе в Афинах греческий король Георгий объявил первые Олимпийские игры современности открытыми. На церемонии открытия присутствовали 60 тысяч зрителей. Эта первая церемония открытия Игр заложила две олимпийские традиции - открытие Игр главой государства, где проходят соревнования, и исполнение Олимпийского гимна. В Играх I Олимпиады принял участие 241 спортсмен из 14 стран: Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции. Спортсмены России довольно активно готовились к Олимпиаде, однако из-за отсутствия средств российская команда на Игры не была направлена.

Как и в древние времена, в соревнованиях первой Олимпиады современности принимали участие только мужчины. Программа первых Игр включала девять видов спорта - борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование.

Награждение победителей происходило в день закрытия Игр - 15 апреля 1896 года. С Игр I Олимпиады установилась традиция исполнения в честь победителя национального гимна и подъема национального флага. Победителя увенчивали лавровым венком, ему вручали серебряную медаль, оливковую ветвь, срезанную в Священной роще Олимпии, и диплом, выполненный греческим художником. Обладатели вторых мест получали бронзовые медали. Занявшие третьи места в то время не учитывались, и только позже Международный олимпийский комитет включил их в медальный зачет среди стран, однако не все медалисты были определены точно.

Об истории олимпийского движения расскажет сценарий:

- Семенцова Е. Ю. «Олимпийские и паралимпийские игры» [Электронный ресурс]: олимпийский урок //Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/09/21/olimpiyskiy-urok. -23.04.2020.

 

Слайд 34. «Все начинается с семьи»:

семейное воспитание

 

Будущее личности во многом определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, условий воспитания зависит развитие ребенка. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, то есть с уже сформировавшимся самосознанием. Дальнейшая социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов первичной социализации.

Для успешного развития страны необходимо привитие молодежи традиционных семейных ценностей. В соответствии с государственной семейной политикой в Российской Федерации на период до 2025 года к ним относятся ценности брака, заключаемого в целях создания семьи, рождения и совместного воспитания детей, основанных на заботе и уважении друг к другу, а также стремление супругов и всех членов семьи к его сохранению. Необходимым условием решения этой стратегической задачи в молодежной среде является утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни; возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях.

Семья - это такой социальный институт, который требует постоянного совершенствования деятельности, внедрения новых форм работы. И библиотеки, вносят свою посильную лепту в дело возрождения семейных традиций.

Формы работы разнообразны: это семейные праздники, конкурсы, акции, Дни открытых дверей, литературно-музыкальные гостиные, родительские собрания, анкеты для родителей, фотовыставки и мн. др. Такие мероприятия способствуют созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению в семье.

В основе планирования каждого вида деятельности лежит календарный принцип. Так или иначе, работа библиотекарей соотносится с календарными днями и праздниками. Мероприятия, приуроченные к ежегодным праздникам, позволяют творчески подойти к организации мероприятий.

Сегодня практически каждый человек знает или, по крайней мере, слышал о Дне матери, который ежегодно отмечается в разных странах по всему миру с разницей в датах проведения. В России - это последнее воскресенье ноября. В 2020 году - 29 ноября.

День отца, пожалуй, известен несколько меньше, но также празднуется в различных государствах и имеет, как и День матери, свою историю. Празднуется в третье воскресенье июня. В 2020 году это 21 июня.

День сыновей.

Есть ещё один замечательный семейный день - это «День сыновей» или «День сына». История этого праздника невелика и не актуализирована средствами массовой информации. Существуют даже некоторые расхождения в том, когда же этот день следует отмечать. В России и в ряде других стран День сыновей празднуется 22 ноября, хотя официальной даты, посвящённой этому празднику пока нет.

День дочери.

Логическим продолжением череды семейных праздников, когда чествуют мать, отца и сына, является День дочери. Датой празднования Дня дочери является 25 апреля.

Основная задача организации Дня дочери – привлечение внимания государства и общества к проблемам девочек-подростков, оказание им помощи в процессе социализации через ознакомление с различными профессиями, психологическая и правовая помощь в преодолении ими возрастных, а также личных проблем. Но в первую очередь, День дочери - это, всё же, праздник любви, тепла и заботы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: