Режиссерский замысел спектакля

Министерство культуры Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области «Асбестовский колледж искусств»

 

 

       Положение

О выпускной квалификационной работе

По специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)

Специализация – Театральное творчество.

 

                                                      Асбест 2018

Утверждено ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество Протокол № 24 от 20.06.2018г

Составила: Бочкарева И.А.

Общие положения

Настоящее положение разработано отделением театрального творчества с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников средних специальных учебных заведений в Российской Федерации. Государственного образовательного стандартов 2010г.

Итоговая государственная аттестация выпускника колледжа включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР), выполнение которой является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов. В процессе выполнения ВКР осуществляется дальнейшее углубление теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, овладение методикой исследования при решении конкретных задач, развитие навыков самостоятельной работы, повышение общей и профессиональной компетентности выпускника.

Целью комплексной экспертизы выпускной квалификационной работы является оценка готовности выпускника к профессиональной  деятельности и установление факта соответствия/несоответствия уровня подготовки специалиста требованиям соответствующего Государственного образовательного стандарта среднего специального профессионального образования.

 

Общие требования к выпускной квалификационной работе

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – индивидуальная рукописная работа творческого характера, выполненная студентом на заключительном этапе обучения в колледже, позволяющая оценить уровень готовности выпускника к самостоятельному выполнению различных видов профессиональной деятельности, указанных в квалификационной характеристике ГОС ССПО.

 Квалификационная работа должна отражать знания по дисциплинам – режиссура, актерское мастерство, сценография, история костюма, музыкальное оформление спектакля и способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста.

ВКР пишется на основе выбранной студентом пьесы и осуществленной по ней постановки спектакля. Допускается теоретическая разработка будущего спектакля без практической работы (постановки)

Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, является их теоретическая и практическая значимость. Главное – установление готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством квалифицированных специалистов. В тексте ВКР должно быть отражено:

Ø Обоснование выбора пьесы.

Ø Режиссерский замысел спектакля.

Ø Приложения.

Критерии оценки выпускных квалификационных работ определяются ПЦК специальности Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество ГБПОУ СО «Асбестовский колледжа искусств». Они содержат полный состав требований к выпускнику, которые должны быть предъявлены ему в ходе защиты выпускной работы (знания и умения, связанные с выполнением указанных в Государственном образовательном стандарте среднего специального профессионального образования). Оценка выполненной выпускником квалификационной работы осуществляется на основе указанных оценочных средств, позволяющих определить степень его готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

 

Содержание выпускной квалификационной работы

Обоснование выбора пьесы

В содержании этого раздела должны быть отражены:

Ø Творческая биография автора.

Ø Характеристика эпохи(на усмотрение педагога)

Ø Актуальность пьесы в наши дни.

Ø Первое и последнее впечатления от пьесы.

 

Режиссерский замысел спектакля.

В этом разделе должны быть определены и разработаны:

2.1. Идейно-тематический анализ:

Ø Тема.

Ø Идея.

Ø Конфликт

Ø Сверхзадача

Ø Сквозное действие

Ø Контрсквозное действие.

Ø Жанр.

Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство

Ø Событийный ряд.

Ø Характеристика действующих лиц.

 

Тема - основной круг вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор. Это то, о чем говорится в произведении, это то, про что вы будете ставить спектакль.

      Формулировать тему нужно так, чтобы каждое слово в ней могло быть сыграно в пространстве сцены.

  Для того, чтобы вывести тему, необходимо сделать следующее:

Ø Подробно выпишите все факты, которые есть в пьесе.

Ø Уберите те из них, которые не разворачивают действие в обратную сторону.

Ø Попробуйте свести все факты в одну фразу, начиная со слов «История про то, как…» и используя схему: «Кто-то несмотря на что-то, делает то-то и то-то и сделал (или не сделал)».

 

Идея – в искусстве главная мысль произведения, то, что хотел сказать автор (режиссер), В отличие от темы, сюжета, фабулы, идею нельзя пересказать в отрыве от художественной ткани. Идея отвечает на вопрос для чего? Ради чего?

        Формулируя идею, необходимо понять, о чем вы хотели бы заставить зрителя задуматься (проблема должна быть актуальной и волнующей). Идея режиссера вытекает из темы, определенной режиссером. Без собственной идеи не может быть режиссерского прочтения материала. Идея не может содержать в себе никакого отрицания и формируется примерно в таком виде: «Люди, делайте то-то и то-то», т.к. зритель приходит в зал, чтобы понять, что надо делать, а не что делать не надо. Идея на сцене, как и в жизни, утверждается в борьбе главного «сквозного» действия с контрдействием.

 

Конфликт – это, прежде всего, разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение:

Ø одного действующего лица с другим;

Ø одного лица и группы действующих лиц;

Ø одной группировки с другой;

Ø одного действующего лица с окружающими его предлагаемыми обстоятельствами, с вещественной или общественной средой и наоборот;

Ø человека с самим собой, со своим внутренним духовным миром или просто физическим самочувствием

   Сверхзадача – то, ради чего вы сегодня здесь и сейчас решили ставить именно это произведение. Это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления режиссера и направляющая затем его творческую работу; главная мысль, которую зритель уяснит себе как вывод.

         Сверхзадача всегда имеет в виду зрителя и всегда обращена к зрителю. Это поворот идеи на зрительный зал сегодня (в это время, сейчас). Это поворот, определяющий «какое воздействие я хочу оказать на зрителя и во имя каких идеалов». В сверхзадаче определяется мера боли по поводу тематики и идеи, отраженных и выраженных в пьесе. При определении сверхзадачи надо быть предельно откровенным и не бояться саамы обнаженных и жестких для самого себя определений. Чем откровеннее вы ответите на вопросы «зачем» и «почему», тем глубже и дольше вас будет волновать проблематика постановки и тем острее и актуальнее будет результат на сцене.

 

Сквозное действие – это способ развертывания темы. Оно всегда направлено на достижение сверхзадачи, оно соединяет воедино все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.

          Как сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное действие «подминает» под себя все без исключения действия и поступки персонажей, сбивает их в прочный остов, который служит роли, пьесе, спектаклю своеобразным стержнем.

Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий.

     При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое. Действие и контрдействие желательно подтверждать мизансценированием.

 

Жанр – это способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней;

Ø признак формы и содержания;

Ø правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному её выражению.

Жанр определяется исходя  из:

Ø природы литературного материала;

Ø способ отбора предлагаемых обстоятельств;

Ø способа отношения к зрителю и степени его включения в сценическое действие.

Следовательно, предлагаемые обстоятельства – все то, что предлагается режиссеру и актерам принять во внимание в их творчестве. Это факты, события, эпоха, место, время, фабула, условия, декорация, костюмы, свет и т.д.

Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.

 

Событийный ряд – событийная структура, событийное течение (переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами.

Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы.

Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта.

Ø Начальное событие – начало интриги. (Кто первый?)

Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта.

Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие спектакля. «Пора закрывать занавес».

Характеристика действующих лиц   включает в себя:

1) Предлагаемые обстоятельства, как мотивировка к совершению поступков.(предлагаемые обстоятельства большого, среднего и малого круга)

2) Что происходит с персонажем во время событий спектакля.

3) Главная фраза роли (фраза, которая наиболее полно и глубоко характеризует персонажа)

4) Зерно роли. (Это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах роли, это действенный образ роли, дающий ей определенный окрас.)

5) Биографические факты прошлого и настоящего - «легенда роли»

7) Привычки, пристрастия, манеры, вкусы и внешние особенности.

8) Сверхзадача героя.

9) Сверхзадача актера (прописывается только в дипломной работе, относящейся к дипломному спектаклю) (Приложение 4)

 2.2. Художественное оформление спектакля.

  Выполняется в свободной форме, включающей в себя:

1) Определение времени, эпохи стиля оформления.

2) Количество мест действия и перемен декораций.

3) Тип декорационного оформления:

· По степени реалистичности:

- безусловные (дающие конкретное изображение места действия)

- условные (создающие образ действия, его знак)

· По форме презентации:

- покартинные

- симультантные

- единая пластическая установка

· По участию в действии:

-вынос-внос осуществляется на глазах у зрителя.

- чистые перемены (в темноте или при закрытом занавесе)

· По технологии изготовления:

- кулисно-передвижная

-кулисно-арочная подъемная

-симультантная

- пространственная (окружает зрителя со всех сторон)

- объемная

-проекционная

4) Описание мест действий, технологию перемены декораций, освещение, одежда сцены.

5) Костюмы героев, грим.

Так же описываются функции, которые выполняет художественное оформление в данной работе, каким образом художественное оформление работает на замысел спектакля. Какой художественный образ несет в себе.

2.3. Музыкальное оформление спектакля (обоснование) Оформляется в свободной форме по согласованию с педагогом. (Приложение 5)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: