Дисциплина
«Основы экономической теории» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»
План практического занятия № 5
Тема: Доходы населения, их формирование и распределение
Цели занятия: закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, рассмотреть особенности формирования и распределения доходов населения; понятия, виды, формы, показатели, последствия безработицы; уметь рассчитывать уровень безработицы.
Основные понятия: заработная плата, доходы населения, безработица, уровень безработицы.
Время: 1,5 ч.
Вопросы:
1. Основные экономические теории об источниках и динамике доходов.
2. Сущность заработной платы.
3. Формы и системы заработной платы.
4. Доход от кооперативно коллективной и индивидуальной трудовой деятельности.
5. Государственное регулирование распределения доходов.
Ход проведения занятия
Практические задания:
1. Заполнить таблицу «Виды безработицы».
Виды безработицы | Краткая характеристика | Причины возникновения | Форма безработицы |
Фрикционная | |||
Институциональная | |||
Добровольная | |||
Структурная | |||
Региональная | |||
Циклическая | |||
Скрытая |
|
|
2. «Ковры стоят так дорого, потому что высока заработная плата уникальных мастеров ковроткачества, которых нанимает фирма, производящая ковры ручной работы для индивидуальных заказчиков». Вы согласны с таким объяснением высокой цены на ковры?
3. Президент компании, известный музыкант могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год, а обычный служащий — во много раз меньше. Проанализируйте эти различия в заработной плате и сформулируйте ответ на следующий вопрос: какие факторы лежат в основе дифференциации ставок заработной платы?
2. Решение задач.
Методические рекомендации:
Статус занятости определяется для трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. К ним относятся две группы населения: члены первой группы предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, второй - участвуют в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг.
В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, кооперативах, частном секторе. Во вторую группувходят учащиеся с отрывом от производства, военнослужащие.
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Численность экономически активного населения устанавливается по состоянию на определенный период и включает как занятых, так и безработных.
|
|
К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
• выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
• временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
• не имели работы (доходного занятия);
• и в то же время занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
• и в то же время были готовы приступить к работе.
Следовательно, при отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
В международной практике распространено понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.
Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:
а) среди населения в трудоспособном возрасте:
• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными и т.п.;
• лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако они могут и готовы работать;
• лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;
б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:
• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
• инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.
Уровень безработицы (%) выражается следующим образом:
УБф = Бф / Эа * 100,
где Бф - численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследований населения; Эа - численность экономически активного населения.
При отсутствии величины численности экономически активного населения ее можно рассчитать следующим образом:
Эа = З + Б,
где З - списочная численность занятых в народном хозяйстве или регионе;
Б - численность безработных, рассчитанная по методологии, МОТ (Бф), либо численность незанятых, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу (Б).
Уровень занятости экономически активного населения (%) составит
|
|
У3 = З / Эа * 100.
Уровень занятости трудовых ресурсов (%) равен УЗт = З / Т * 100.
Задача 1. Общая численность населения страны составляет 120 млн. чел. Количество нетрудоспособных граждан всего - 30 млн. чел. Работающих - 47 млн. чел. «Не входящих в состав рабочей силы» всего - 35 млн. чел. Инвалидов - 2 млн. чел. Детей до 16 лет - 22 млн. чел. Потерявших надежду найти работу - 3 млн. чел. Работающих граждан, получающих второе высшее образование - 4 млн. чел. Рассчитать уровень безработицы в данной стране.
Задача 2. Население страны составило 120 млн. чел. В том числе: дети до 16 лет - 22 млн. чел.; пенсионеров - 21 млн. чел.; учащихся очной формы обучения - 10 млн. чел.; работающих граждан, получающих заочное высшее образование - 5 млн. чел.; домохозяек - 1 млн. чел.; потерявших надежду найти работу - 3 млн. чел.; инвалидов - 2 млн. чел.; лиц, находящихся в исправительных учреждениях - 5 млн. чел.; лиц, находящихся в психиатрических лечебницах - 1 млн. чел. Безработица в стране составила - 10 %.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература
1. Дукарт, С. А. Экономическая теория. Макроэкономика: учебное пособие / С. А. Дукарт, Е. В. Полицинская, В. Г. Лизунков. — 2-е изд. — Томск: Томский политехнический университет, 2017. — 136 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84044.html.
2. Якушкин, Е. А. Основы экономики: учебное пособие / Е. А. Якушкин, Т. В. Якушкина; под редакцией Е. А. Якушкин. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 248 c. — ISBN 978-985-503-576-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/67705.html.