Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Информация о Производственной практике (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Направление подготовки 37.05.01 «Клиническая психология», специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия».

Время проведения практики в соответствии с графиком учебного процесса:

- Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (1 этап) – 4 курс, 7 семестр;

- Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (2 этап) – 4 курс, 8 семестр;

1. Вид практики Производственная практика
2. Тип практики Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
3. Способ проведения Стационарная
4. Форма проведения Дискретная
5. Форма отчетности Дифференцированный зачет

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (далее Производственная практика) является важной частью профессиональной подготовки клинического психолога, во-первых, как практического специалиста, и, во-вторых, как самостоятельного исследователя.

Цель практики – получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Задачами практики являются:

· формирование профессиональной направленности;

· закрепление теоретических знаний соответствующего уровня подготовки студентов и получение навыков их практического применения;

· освоение умений ставить конкретные цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности;

· освоение умений взаимодействовать и кооперироваться с персоналом лечебных учреждений и коллегами по работе;

· освоение профессиональной этики взаимодействия с пациентами лечебных учреждений;

· формирование профессиональной позиции психолога и стиля поведения профессионала;

· получение навыка проведения самостоятельного патопсихологического обследования;

· формирование навыков, необходимых для эффективного решения практических консультативных и психотерапевтических задач;

· получение навыков научно-исследовательской деятельности, освоение умений проводить и оформлять исследование;

· освоение умения вести клинико-психологическую документацию.

Данные задачи конкретизируются в следующих действиях:

1. Присутствие на рабочем месте штатного психолога организации, к которой прикреплен студент, ознакомление со спецификой деятельности и документацией.

2. Установление контактов с персоналом лечебного учреждения – врачами, интернами, медицинскими сестрами, социальными работниками.

3. Освоение навыков работы с медицинской документацией.

4. Применение метода клинико-психологической беседы с пациентами учреждения.

5. Совместное проведение полного или частичного патопсихологического обследования (по поручению специалиста-психолога), участие в диагностической, консультативной и психотерапевтической деятельности штатного психолога учреждения.

6. Отработка умений и навыков проведения отдельных сессий психологического консультирования и психотерапии, включая оценку эффективности психологических интервенций.

7. Обработка данных и написание заключения, в требуемых случаях, по запросу лечащего врача или психолога учреждения.

8. Выполнение практических заданий для производственной практики преподавателей кафедры.

9. Проведение самостоятельного научного исследования, сбор данных для курсовой работы.

10. Формирование представления о сфере научных интересов для дипломной работы.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Формируемые компетенции Требования к результатам обучения В результате прохождения практики студент должен (на основании карт компетенций формулировки ряда дескрипторов уточнены в соответствии с содержанием и спецификой преддипломной практики):
ПК-1 Готовность разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов Промежуточный этап Владеть: ⁻ способностью самостоятельной разработки дизайна психологического исследования и проведения научных исследований; ⁻ навыками структурирования научного материала; ⁻ базовыми навыками разработки программы и методического обеспечения теоретического и практического исследования, основными технологиями организации и проведения научного исследования, адекватного целям, ситуации и контингенту респондентов; ⁻ навыками представления результатов проведенных научных исследований в виде докладов, отчетов, научных статей, НИР. Уметь: ⁻ ставить адекватные цели исследования; ⁻ осуществлять постановку актуальных проблем, выделять цели и задачи исследования, выдвигать научные гипотезы, подбирать адекватные методы исследования индивида и группы с учетом их психологических характеристик; ⁻ структурировать научный материал; ⁻ представлять результаты проведенных научных исследований в виде докладов, отчетов, научных статей, НИР. Знать: ⁻ методы достижения поставленных целей исследования; ⁻ методологические подходы к психологическому исследованию, категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики на основе анализа достижений современной психологической науки и практики; ⁻ нормы и правила представления результатов научных исследований (в том числе подготовки научных докладов, научных статей, отчетов, НИР, курсовых работ).
ПК-2 Готовность выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) Промежуточный этап Владеть: - навыками проведения структурированного интервью; - навыками применения техники активного слушания; Уметь: - анализировать и обобщать данные структурированного интервью, данные беседы с пациентом (клиентом); - критически оценивать информацию, поступающую от пациента (клиента); - создавать атмосферу доверительного отношения пациента (клиента), возможность его раскрытия в своих переживаниях; - анализировать информацию о запросе, потребностях пациента (клиента) с учетом его культуральных, социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик; - предоставлять информацию о потребностях пациента (клиента), его запросе, в обобщенном виде для медицинского персонала или заказчика услуг. Знать: - приемы установления доверительного контакта с пациентом (клиентом), создания атмосферы доверия и безопасности; - способы передачи информации в обобщенном виде о состоянии и потребностях пациента (клиента) медицинскому персоналу (заказчику услуг).
ПК-3 Способность планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик Промежуточный этап Владеть: - навыками самостоятельного проведения психодиагностического обследования; - навыками подбора методов и методик психодиагностического обследования в соответствии с конкретными целями и задачами диагностики. Уметь: - самостоятельно выдвигать основные цели и задачи психодиагностического обследования в зависимости от решения конкретных профессиональных задач; - самостоятельно разрабатывать программу психодиагностического обследования в зависимости от конкретных целей и задач психодиагностики; - самостоятельно применять методы и методики психодиагностического обследования в соответствии с конкретными целями и задачами психодиагностического обследования; - применять методы и методики психодиагностического обследования в соответствии с нозологическими, культуральными, социально-демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками пациента (клиента). Знать: - основные современные принципы построения психодиагностического обследования; - современные методы и методики психодиагностического обследования.
ПК-4 Способность обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях Промежуточный этап Владеть: - навыками оформления обобщенных данных психодиагностического обследования в форме структурированного психологического заключения. Уметь: - обобщать информацию данных конкретных методов и методик психодиагностического обследования; - оформлять развернутое структурированное психологическое заключение; Знать: - структуру развернутого психологического заключения; - современные принципы описания данных психодиагностического обследования в форме развернутого структурированного заключения.    
ПК-7 Готовность и способность осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития Заключительный этап Владеть: ⁻     приемами групповой и индивидуальной консультативной и психокоррекционной работы; ⁻     способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики на любом уровне. Уметь: ⁻     использовать приемы консультирования в целях улучшения психического и физического здоровья; ⁻     влиять на формы поведения, разрушающие физическое и психическое здоровье; ⁻     разрабатывать и проводить программы психопрофилактических мероприятий по запросу заказчика с учетом профиля учреждения. Знать: ⁻     новые методы и подходы к сохранению и улучшению психического и физического здоровья; ⁻     критерии формирования мотивации к личностному росту; ⁻     концепции здорового образа жизни и факторы, влияющие на его формирование.
ПК-8 Готовность квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя Промежуточный этап Владеть: - представлением о видах экспертизы: судебно-психологической, военной, медико-социальной, медико-педагогической; - методологией и практическим применением проведения экспертного исследования личности. Уметь: - проводить патопсихологическое обследование с определенной экспертной целью; - определять степень выраженности и глубину нарушений психических процессов; - анализировать соотношение нарушенных и сохранных психических функций. Знать: - психические расстройства, симптомы и клинико-психологические синдромы; - методы исследования личности; - основы уголовного, гражданского и процессуального законодательства.
ПСК-3.1 Способность и готовность к овладению теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях   Промежуточный этап Владеть: - методами патопсихологического исследования, навыками разработки программы экспериментально-психологического исследования личности; Уметь: - проводить анализ истории болезни, устанавливать контакт с пациентом, проводить патопсихологическое обследование, интерпретировать данные отдельных психодиагностических методик, выделять патопсихологические симптомы Знать: - методологию патопсихологического синдромного анализа на основе знаний о закономерностях нормального  развития и функционирования психических процессов и личности; - психические расстройства, патопсихологические симптомы и симптомокомплексы, методы и методики патопсихологической диагностики
ПСК-3.2 Способность и готовность к овладению современными подходами к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств Заключительный этап Владеть: - навыками выявления симптомов и синдромов при нарушении психической деятельности и различных психопатологических расстройствах. Уметь: - определять симптомы нарушений психической деятельности и различных психопатологических расстройств; - отслеживать динамику образования симптомов при различных психопатологических расстройствах; - соотносить симптомы нарушений психической деятельности с психопатологическими синдромами. Знать: - определения: «симптом», «синдром», «симптомокомплекс», «онтогенез», «дизонтогенез», «этиопатогенез»; - основные психопатологические синдромы; - основные патопсихологические симптомокомлексы; - закономерности образования и развития основных психопатологических расстройств.
ПСК-3.3 Способность и готовность к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии Промежуточный этап Владеть: ⁻     представлением о возможных видах клинико-психологического вмешательства; ⁻     концептуальными моделями формирования мировоззренческой позиции; ⁻     классическими и современными направлениями в разработке теорий личности. Уметь: ⁻     определять патопсихологический симптомокомплекс; ⁻     определять цели профессиональной работы с пациентом; ⁻     выстраивать и проверять психологические гипотезы. Знать: ⁻     концептуальные и методологические основы клинической психологии; ⁻     основы психиатрии; ⁻     основы психодиагностики в клинике.
ПСК-3.4  Способность и готовность к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учётом их предметной специфики Промежуточный этап Владеть: - представлением о формах использования специальных психологических познаний; - представлением о предметных видах экспертизы с участием психолога Уметь: - проводить патопсихологическое обследование с определенной экспертной целью; - определять предметный вид судебно-психологической экспертизы по фабуле дела и вопросам к экспертам Знать: - методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования; - базисные этические ценности судебно-психологической экспертизы; - психологическую типологию криминальной агрессии
ПСК-3.7  Способность и готовность к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлением заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами Промежуточный этап Владеть: - современными подходами в диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов психопатологической симптоматики; - умением планировать и распределять время в зависимости от исследовательских и практических судебно-экспертных задач Уметь: - решать профессиональные задачи в разнообразных судебно-экспертных ситуациях; - строить взаимодействие с подэкспертным лицом с учётом его прав и обязанностей, базисных этических принциповсудебно-экспертного исследования живых лиц Знать: - основные методы (герменевтические, качественные и количественные) судебно-психологического экспертного исследования; - организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях и при производстве негосударственных (частных) экспертиз
ПСК-3.8 Способность и готовность к применению на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного Промежуточный этап Владеть: - навыками разработки процедуры, программы диагностического обследования пациентов с целью выявления сохранных и нарушенных звеньев психической деятельности и нарушений личности Уметь: - самостоятельно выстраивать процедуру исследования и диагностики личности пациента с учетом его нозологических, культуральных, социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей; - самостоятельно выстраивать программу патопсихологического обследования пациента; - самостоятельно выстраивать программу нейропсихологического обследования пациента. Знать: - основные современные принципы построения программ и процедур психодиагностического обследования пациентов; - закономерности развития структуры психической деятельности и личности в норме и патологии.
ПСК-3.9 Способность и готовность к применению методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач Промежуточный этап Владеть: - навыками диагностики индивидуально-психологических свойств личности с целью решения психотерапевтических и реабилитационных задач. Уметь: - анализировать данные индивидуально-типологической диагностики; - подбирать методы диагностики свойств личности (темперамента, характера, способностей, особенностей эмоционально-волевой, мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций) Знать: - методы диагностики основных свойств личности.
ПСК-3.10 Способность и готовность к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации Промежуточный этап Владеть: - навыками применения современных методов психотерапевтического и психкоррекционного воздействия разных психотерапевтических направлений; - навыками разработки личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, психокоррекции и реабилитации; - навыками тренинговой работы. Уметь: - ориентироваться в различных психотерапевтических подходах; - разрабатывать программы работы динамических психотерапевтических групп; - разрабатывать индивидуальные и групповые программы психотерапевтического, психокоррекционного и реабилитационного воздействия с целью развития и совершенствования свойств личности пациента, повышения адаптационных возможностей личности, повышений качества взаимодействия с социальным окружением; - разрабатывать программы тренингов (коммуникативного; социальной компетенции и пр.) для пациентов различных нозологических групп; Знать: - основные приемы психотерапевтического и психокоррекционного воздействия в различных психотерапевтических направлениях; - основные принципы построения тренинговых, психотерапевтических и психокоррекционых программ и программ реабилитации.
ПСК-3.11 Способность и готовность к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей Промежуточный этап Владеть: - навыками разработки программ психотерапии, психокоррекции и реабилитации, направленных на оптимизацию качества жизни пациента с психическим расстройством. Уметь: - разрабатывать психокоррекционные, психотерапевтические и реабилитационные мероприятия, направленные на оптимизацию качества жизни больного психическим расстройством; - разрабатывать психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на повышение качества жизни социального окружения пациента с психическим расстройством (программы психологического сопровождения членов семьи пациента с психической патологией); - осуществлять взаимодействие с членами семьи пациента с психической патологией с целью повышения качества семейного взаимодействия; - определять направления оптимизации качества жизни пациента с психическим расстройством и членов его социального окружения. Знать: - основные современные методы повышения качества жизни пациентов с психическим расстройством; - состав социальных сетей пациента с психической патологией; - особенности функционирования социальных сетей пациента с психической патологией.
ПСК-3.12 Способность и готовность к взаимодействию с работниками в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных учреждений и учреждений социальной защиты населения Начальный этап Владеть: - навыками предоставления информации о пациента в виде развернутого структурированного интервью сотрудникам экспертных организаций; - навыками разработки программ по психологическому образованию населения, лекционных и тренинговых программ. Уметь: - предоставлять информацию о мерах сохранения психического здоровья и предотвращения риска нарушений психического здоровья для широких масс населения при взаимодействии с работниками в области охраны психического здоровья и социальной защиты населения; - оформлять развернутое структурированное заключение по данным психодиагностического обследования для работников экспертных организаций; - проводить психодиагностическое обследование пациента согласно целям, поставленным сотрудниками экспертных организаций; - разрабатывать психообразовательные, тренинговые, психокоррекционные и реабилитационные программы по запросу учреждений социальной защиты населения и сотрудников, работающих в области охраны психического здоровья населения. Знать: - основные деонтологические нормы; - основные принципы организации психообразовательной работы; - основные способы предоставления информации для сотрудников в области охраны психического здоровья, специалистов экспертных учреждения и учреждений социальной защиты населения.

3. Общая трудоемкость практики составляет:

1. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (1 этап) – 7 семестр, 6 зачетных единиц, 4 недели

216 академических часов, в том числе

самостоятельная работа: 216 часов.

 

2. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (2 этап) – 8 семестр, 6 зачетных единиц, 4 недели

216 академических часов, в том числе

самостоятельная работа: 216 часов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: