Конфликты могут быть явными и скрытыми

Природа межличностного конфликта и пути их разрешения

Понятие конфликт

Вы когда-нибудь сорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, несомненно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство, а нередко муки доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латинского языка и обозначает столкновение». Итак, конфликт — это столкновение разных желаний.

Любой конфликт окрашен сильными эмоциями, в основном, отрицательными. Он «давит» на психику и нервную систему человека с небывалой силой и часто имеет «эффект последействия». Эффект последействия выражается в том, что и по окончании конфликтной ситуации человек продолжает ее переживать настолько сильно, что практически подчиняет этому уже прошедшему эпизоду свою сегодняшнюю жизнь. Проще говоря, его нервная система еще долго заводится с полоборота. Эмоциональные переживания конфликта могут быть, настолько сильны, что и через много лет, вспоминая те события, человек испытает отрицательные эмоции такого же накала, какими они были в момент конфликта. Основу конфликтных ситуаций всегда составляет противоречие между целями, интересами, способами поведения. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация. Дочь подросток мечтает о новой модной куртке. Все ее помыслы сосредоточились на том, как приобрести эту модную вещь. Она представляет, как будет роскошно смотреться в этой куртке, как оценят ее приобретение подруги, как обратит внимание мальчик, который ей давно нравится. И вообще, как она круто будет выглядеть. В свою очередь, практичная мама смотрит на ситуацию совсем по-другому. Куртка непрактичная, холодная и слишком светлая, маркая. Цена ее высокая и не оправдывается качеством вещи. В этой куртке дочь будет мерзнуть и студиться. Никакая мода не стоит здоровья, да и вообще, эта куртка совсем не идет ее дочери. Итак, дочка просит купить именно эту куртку, а мама выбирает совсем другую. В результате спор, крики, слезы и взаимные обиды. Дочь обвиняет мать, что она жадная, отсталая, ничего не понимает в современной моде, вредная. Мать сердится на дочь и упрекает ее в капризности и эгоизме, говорит, что она еще «маленькая», Кто бы в результате ни настоял на своем, у обеих сторон останется чувство недовольства, обиды, взаимных претензий. Мы имеем дело с несогласованностью целей. Для дочери основная ценность — взаимоотношения со сверстниками и своя социальная позиция в их кругу. В подростковом возрасте на эту позицию немаловажное влияние оказывает внешний вид человека, в том числе и одежда. Для мамы основная ценность - здоровье дочери, ее внешний вид тоже имеет значение, но он должен быть «приличный и практичный». Точка зрения мамы существенно отличается от представлений дочери и её сверстников.

           Конфликт также возникает в сфере общения при несоответствие ожиданий и действий, мотивов и установок людей, которое нарушает нормальное взаимодействие и согласованность поведения. Типичные в этом плане конфликты в детскоподростковой среде. Катя и Оля гуляли. К девочкам подбежала собака. Катя очень испугалась, так как ее брата однажды покусала собака, и отбежала в сторону. Ничего не предвещало осложнения ситуации, однако Оля стала смеяться над подругой. Слово за слово, разговор накалился, возникла конфликтная ситуация, в конечном итоге подруги поссорились. Этот пример, несмотря на всю его упрощенность, очень нагляден. Одна подруга ожидала от другой сочувствия, а получила насмешку. В свою очередь, вторая не предусмотрела, что ответная реакция на ее невинную шутку будет так остра, В результате такого несоответствия ожиданий, действий и чувств произошел конфликт.

           Первая закономерность заключается в том, что каждый участник конфликта смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает другому, исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя они я не всегда соответствуют действительности. Приведем вновь пример из взаимоотношений подростков. Среди них очень распространена «активная борьба» за справедливость. Семиклассница Оля списала всю контрольную по физике у подруги и получила пятерку. Саша все видела и, когда сама получила за эту же контрольную тройку, то посчитала ситуацию несправедливой. Саша сказала учительнице про факт списывания. Девочка по сути реализовала свое чувство неудовлетворенности собственным результатом, но считала, что восстанавливает справедливость. Олина отметка была исправлена на более низкую. Ситуация приобрела в классе общественный резонанс. Все дети раз делились в оценке события на две группы. Одни считали, что Саша <наябедничала> и поступила подло. Другие считали, что нечестно поступила Оля, а Саша просто восстановила справедливость. И Саша и Оля считали себя абсолютно правыми, отношения приняли форму устойчивого конфликта. Здесь мы имеем классическую ситуацию нравственного конфликта. У девочек вступили в противоречие нравственные чувства, причем и в том и в другом случае они имели е самую положительную форму выражения, что и привело к конфликту.

           Вторая закономерность говорит о том, что возникая на основе расхождения определенных мотивов, конфликт сам может порождать новые мотивы, изменять старые и в конечном счете становиться самостоятельной формой взаимоотношений, существуя фактически «сам ради себя — конфликт ради конфликта». Ольга Дмитриевна была учительницей, работала в школе уже много лет и считалась строгим преподавателем. Когда в начале года она пришла в седьмой класс, дети встретили ее настороженно. Учительница всмотрелась в юные лица и тяжело вздохнула. Молодое поколение не отвечало ее представлениям о классическом ученике. Дисциплина в классе, похоже, не на высоте. Одеты, особенно девочки, вызывающе, а как смотрят? Самоуверенные и нахальные.. Начался урок. Внимание Ольги Дмитриевны привлекла одна из девочек Она была одета по последней моде, шепталась с соседкой и как показалось учительнице, насмешливо и агрессивно. Учительница задала классу вопрос. И, показав рукой, вызвала непонравившуюся её девочку. Та встала и с улыбкой сказала, что не знает ответа. Ольге Дмитриевне показалось, что ученица издевается над ней, нервы ее не выдержали, и она выгнала девочку за безобразие. К следующему уроку Ольга Дмитриевна почти забыла о происшедшем инциденте. Однако, войдя в класс, первое, что она увидела — это злой взгляд неприятной девочки. Прошлые эмоции вспыхнули, но она сдержала себя и провела урок, хотя настроение было испорчено.. В перемену в учительской Ольга Дмитриевна навела справки и с некоторым удивлением обнаружила, что мнение других учителей о неприятной девочке довольно положительно. Её считают в меру старательной, способной и спокойной девочкой. Ни наглости, ни агрессии до сих пор за ней не замечали. Ольга Дмитриевна, взрослый человек, педагог, попыталась на следующем уроке поближе узнать ученицу. Но девочка вела себя вызывающе, материал не знала и получила двойку. Ее поведение спровоцировало новые замечания со стороны учительницы. В конечном итоге отношения между ученицей и педагогом приобрели характер устойчивой неприязни. Девочка демонстрировала свою злость, а учительница постоянно на уроке была раздражена присутствием данной ученицы. Конфликты между учительницей и ученицей вспыхивали один за другим. Жизнь в школе и для ребенка и для взрослого стала невыносимой. На следующий учебный год родители перевели девочку в другую школу, и ситуация нормализовалась. Итак, напряжение, вызванное у ученицы и учительницы началом занятий, спровоцировало локальный конфликт, но девочка затаила обиду. Со свойственной подросткам эмоциональностью она демонстрировала учительнице свою неприязнь, прекратила учить уроки по предмету, провоцировала все новые и новые конфликты, истинной причиной которых был все тот же первичный конфликт в начале года.

Третья закономерность указывает на широкий социальный аспект конфликтов. Даже если конфликт происходит между двумя людьми, по их узкому вопросу, он имеет тенденцию «втягивать» третьих лиц, требуя экспертов или миротворцев. Таким образом «одаривая отрицательными эмоциями множество людей. Андрей Васильевич раз столкнулся с неисполнительностью своего инженера Сергеева. Не сдержавшись, Андрей Васильевич в резкой форме сделал ему выговор. В ответ раздосадованный Сергеев пришел в отдел и стал с возмущением рассказывать о бестактности шефа. Сергееву, который был неформальным лидером, в коллективе посоветовали «не поддаваться шефу», «потребовать от него извинений. Сергеев, почувствовав поддержку коллектива, стал вести себя вызывающе. Его отношения с Андреем Васильевичем обострились. В результате незначительного повода разразился конфликт Весь коллектив разделился на два лагеря., одни поддерживали Сергеева, так как считали, что грубое поведение начальника ничем не оправдывается. Другие говорили, что Сергеев своими бесконечными опозданиями «достал» шефа и Андрей Васильевич прав, что стал с него требовать. А слишком резкая форма может быть прощена. Ситуация переноса конфликта отношений с одних участников на других типична в случаях, когда конфликт затрагивает отношения «руководитель — подчиненный» Такой конфликт обязательно обсуждается в коллективе и делит работников на «защитников» и «противников» той или другой стороны. Авторитет руководителя серьезно подрывается, а психологический климат в коллективе существенно портится. В исправлении ситуации должна принадлежать руководителю, и работа эта очень сложная.

           Если конфликтная ситуация не преодолена, то в организации могут появляться интриги. Интрига — это намеренное запутывание людей с помощью искаженной информацией с целью спровоцировать их на определенные действия, несущие им или кому-то еще ущерб. Интриганом может выступить человек, стремящийся с помощью интриги получить личную выгоду, но встречаются и интригаты по убеждению, по характеру. В этом случае удовлетворяются радостью от причиненной другому беды. Чаще всего встречаются служебные интриги.

Существуют условия, способствующие возникновению служебных интриг:

· неудовлетворенное самомнение какого-либо сотрудника. Если притязания и самооценка сотрудника не удовлетворены выполняемой им ролью, то он может попытаться взять реванш путем снижения роли другого человека;

· возникновение в организации групп людей особо приближенных к руководителю. Люди, входящие в «ближний» круг к руководству, занимают в глазах других, а нередко и в собственных, более привилегированное положение. С одной стороны, у некоторых это может спровоцировать стремление реализовать свои привилегии в ущерб юридически равным им другим сотрудникам, с другой упрочить свое положение возле шефа. И та и другая задача решаются с помощью механизма интриги.

Причины конфликтов:

· Недостаток информации о событиях.

· Низкая напряженность работы.

· Недостаточная загруженность работой.

· Недостаток тактичности в поведении руководителя приводит к появлению в организации обиженных. Последние не могут в силу субординации ответить руководители тем же.

Недостаток информации. Люди не понимают друг друга, так как не пытаются передать партнер свои чувства, свое понимание ситуации. Жена будучи в игривом настроении обращается мужу: «Если я уйду к другому мужчине, ты будешь жалеть? Муж отвечает: «Зачем мне его жалеть?» После такого ответа игривое настроение жены переходит в мощный конфликт, в ходе которого мужу объясняют истоки загубленной молодости. В ответ он рассказывает жене эпопею своей несостоявшейся карьеры. Ссора и взаимные обиды приобретают вулканический характере.

 

Виды конфликтов

1. Внутри-личностный (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя).

2. Межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками).

3. Между личностью и организацией, в которую он входит.

4. Между организациями или группами одного или различного статуса.

5. Конфликты по горизонтали – между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу.

6. Конфликты по вертикали – между людьми, находящимися в подчинении друг к другу.

7. Смешанные конфликты, в которых представлены 8 и 9.

Конфликты могут быть явными и скрытыми

Явный конфликт предусматривает открытую дискуссию.

Достоинства: сохранение и поднятие самооценки победителя, чувство удовлетворенности, возможность снять эмоциональное напряжение

Недостатки: нет возможности сохранить прежние отношения.

Скрытые конфликты связаны с изменением поведения личности и имеют характерные признаки:

· резко снижается общение человека с тем, с кем развился конфликт,

· человек становится невнимательным, рассеянным, нередко он становится «погруженным в себя», замыкается в себе.

· иногда (особенно мужчины) человек  стремится «расслабиться» с помощью алкоголя или несвойственного ранее веселого времяпрепровождения,

· появляется (при затяжном конфликте) повышенная агрессивность.

· повышается количество ошибок в работе, вероятность несчастных случаев.

Достоинства: сохраняются прежние отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: