Форма коррекционно-развивающей работы - занятия, где может меняться по усмотрению логопеда работа над звуками, последовательность тем, количество занятий.
Планирование разделено на 3 периода:
В первой половине сентября – обследование детей, заполнение речевых карт.
I период – сентябрь – ноябрь.
Проведение индивидуальных занятий.
II период – декабрь – февраль.
Индивидуальная и подгрупповая работа.
III период – март – май.
Подгрупповые и индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия.
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, 2-3 раза в неделю.
В подгрупповые занятия объединяются дети, имеющие сходные речевые нарушения. От 2 до 5 человек, 2 - 3 раза в неделю, 20-25 минут.
Продолжительность занятий с детьми: 9 мес.
В работе по преодолению речевых нарушений у детей-билингвов, реализуются такие группы задач:
Звуковая сторона речи:
· формирование правильного произношения всех звуков изолированно и в составе слов;
· овладение основным фонетическим противопоставлением — твердость-мягкость, глухость-звонкость согласных;
· формирование правильной артикуляции;
· различение на слух звуков, изолированно и в составе слова, подготовка к элементарному звуковому анализу.
Лексика:
· лексическое овладение импрессивной и экспрессивной речи;
· употребление различных слов синтаксических конструкций, через игровые ситуации.
Грамматика:
· понимание речевых высказываний разной грамматической структуры;
· грамматическая правильность речи;
· обозначение множественности предметов, используя окончания существительных;
· согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
· понимание и выполнение просьбы, поручений, используя формы повелительного наклонения глагола;
· изменение глагола в настоящем времени по лицам;
· выражение отрицания во фразовых конструкциях;
· употребление предлогов для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
· активизирование и усвоение правильных грамматических высказывания навыков.
Связная речь:
· построение фразы различных конструкции для описания разных ситуаций;
· построение высказываний, для решения коммуникативных задач (просьба, описание, отрицание и т. др.);
· развитие диалогической речи;
· самостоятельное использование связной речи;
· создание положительной мотивации речи в игровых ситуациях.
Индивидуальная коррекционная работа по звукопроизношению.
I. Подготовительная работа.
Задача: всесторонне подготовить ребенка к коррекционной работе:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;
в) сформировать и развивать артикуляционную моторику до минимального уровня достаточности для постановки звуков;
в) овладеть комплексом пальчиковой и дыхательной гимнастики;
г) укрепить физическое здоровье (консультации узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение).
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) коррекция дефектного звукопроизношения;
б) дифференцирование звуков, сходных артикуляционно и акустически;
в) сформировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.
Виды коррекционной работы[3]:
Постановка звуков:
• свистящие,
• шипящие,
• сонорные.
Способ постановки[3]:
Подготовительные упражнения:
Постановка звуков проводится индивидуально.
Автоматизация исправленного звука в слогах:
Проводиться индивидуально и в подгруппе[3]:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация исправленного звука в словах[3]:
как и автоматизация в слогах, в той же последовательности.
Произношение каждого слога вводится и закрепляется в словах. Автоматизация звуков в словах, дети со сходными дефектами могут объединяться в подгруппы.
Автоматизация звуков в предложениях.
Отработанные слова включаются в отдельные предложения, потом в небольшие рассказы и т.д.
Дифференциация звуков[3]:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
Автоматизация в спонтанной речи, в играх, режимных моментах и т. д.
III. Фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза слов совершенствуются параллельно с коррекцией звукопроизношения[3].
IV. Развитие психических процессов совершенствуются в упражнениях на отработанном материале.
V. Связная выразительная речь совершенствуется с правильно произносимыми звуками.
Упражнения лексические и грамматические. Просодическая сторона речи. Рассказывание.