Коррекционно-развивающая работа

Форма коррекционно-развивающей работы - занятия, где может меняться по усмотрению логопеда работа над звуками, последовательность тем, количество занятий.

Планирование разделено на 3 периода:

В первой половине сентября – обследование детей, заполнение речевых карт.

I период – сентябрь – ноябрь.

Проведение индивидуальных занятий.

II период – декабрь – февраль.

Индивидуальная и подгрупповая работа.

III период – март – май.

Подгрупповые и индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, 2-3 раза в неделю.

В подгрупповые занятия объединяются дети, имеющие сходные речевые нарушения. От 2 до 5 человек, 2 - 3 раза в неделю, 20-25 минут.

Продолжительность занятий с детьми:  9 мес.

В работе по преодолению речевых нарушений у детей-билингвов, реализуются такие группы задач:

Звуковая сторона речи:

· формирование правильного произношения всех звуков изолированно и в составе слов;

· овладение основным фонетическим противопоставлением — твердость-мягкость, глухость-звонкость согласных;

· формирование правильной артикуляции;

· различение на слух звуков, изолированно и в составе слова, подготовка к элементарному звуковому анализу.

Лексика:

· лексическое овладение импрессивной и экспрессивной речи;

· употребление различных слов синтаксических конструкций, через игровые ситуации.

Грамматика:

· понимание речевых высказываний разной грамматической структуры;

· грамматическая правильность речи;

· обозначение множественности предметов, используя окончания существительных;

· согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

· понимание и выполнение просьбы, поручений, используя формы повелительного наклонения глагола;

· изменение глагола в настоящем времени по лицам;

· выражение отрицания во фразовых конструкциях;

· употребление предлогов для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;

· активизирование и усвоение правильных грамматических высказывания навыков.

Связная речь:

· построение фразы различных конструкции для описания разных ситуаций;

· построение высказываний, для решения коммуникативных задач (просьба, описание, отрицание и т. др.);

· развитие диалогической речи;

· самостоятельное использование связной речи;

· создание положительной мотивации речи в игровых ситуациях.

Индивидуальная коррекционная работа по звукопроизношению.

I. Подготовительная работа.

Задача: всесторонне подготовить ребенка к коррекционной работе:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;

б) развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;

в) сформировать и развивать артикуляционную моторику до минимального уровня достаточности для постановки звуков;

в) овладеть комплексом пальчиковой и дыхательной гимнастики;

г) укрепить физическое здоровье (консультации узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение).

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) коррекция дефектного звукопроизношения;

б) дифференцирование звуков, сходных артикуляционно и акустически;

в) сформировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.

Виды коррекционной работы[3]:

Постановка звуков:

•   свистящие,

•   шипящие,

•   сонорные.

Способ постановки[3]:

Подготовительные упражнения:

Постановка звуков проводится индивидуально.

Автоматизация исправленного звука в слогах:

Проводиться индивидуально и в подгруппе[3]:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация исправленного звука в словах[3]:

как и автоматизация в слогах, в той же последовательности.

Произношение каждого слога вводится и закрепляется в словах. Автоматизация звуков в словах, дети со сходными дефектами могут объединяться в подгруппы.

Автоматизация звуков в предложениях.

Отработанные слова включаются в отдельные предложения, потом в небольшие рассказы и т.д.

Дифференциация звуков[3]:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

Автоматизация в спонтанной речи, в играх, режимных моментах и т. д.

III. Фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза слов совершенствуются параллельно с коррекцией звукопроизношения[3].

IV. Развитие психических процессов совершенствуются в упражнениях на отработанном материале.

V. Связная выразительная речь совершенствуется с правильно произносимыми звуками.

Упражнения лексические и грамматические. Просодическая сторона речи. Рассказывание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: