Тема 23. Учение о Боге – Освятителе. Понятие о благодати.
Учение о Боге – Освятителе. «Частная» сотериология. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми спасения, дарованного им благодаря искупительному подвигу Христа. Понятие о благодати в свете Священного Писания. Определение благодати как особой нетварной Божественной силы, действующей совместно с естественными способностями человека, освящающей и спасающей его, преображающей его природу. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати: Отец – Источник, Сын – Виновник, Святой Дух – непосредственный Совершитель нашего освящения.
Рекомендуемая литература:
1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 454-462.
2. Иванов М.С. Благодать // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 302-305.
3. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 180-219.
Тема 24. Соотношение благодати и свободы человека. Вера и добрые дела.
Благодать Божия и свобода человека в деле спасения. Учение Пелагия о благодати, осуждение пелагианства Церковью. Учение блаженного Августина об отношении благодати к свободе. Православное учение о соработничестве человека с Богом в деле спасения. Значение веры и добрых дел в спасении человека.
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Августин, блаж. Антипелагианские сочинения позднего периода. М. 2008.
2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 468-482.
3. Иванов М.С. Благодать // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 305-313.
4. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 219-238.
Тема 25. Обожение человека. Особые дарования благодати.
Действие благодати до крещения. Духовная жизнь во Христе. Спасение как оправдание, как освящение, как обожение. Особые дарования благодати.
Рекомендуемая литература:
1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 462-468.
2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 631-643.
3. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. М. 2011.
РАЗДЕЛ IV. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ)
Тема 26. Понятие о Церкви. Христос и Святой Дух в жизни Церкви.
Церковь – посредница в деле освящения. Значение слова «церковь». Возможно ли дать точное и исчерпывающее определение Церкви? Понятие о Церкви Христовой на земле. Библейские образы Церкви. Цель и назначение Церкви. Христос – Глава и Основатель Церкви. Святой Дух в жизни Церкви.
Рекомендуемая литература:
1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 483-505.
2. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 239-337.
|
|
Тема 27. Существенные свойства Церкви.
Единство Церкви внешнее и внутреннее. Святость Церкви. Источник и основание ее святости в святости ее Главы – Христа и в святости Святого Духа. Святость Церкви и греховность ее членов, освящение членов Церкви. Непогрешимость Церкви. Соборность (кафоличность) Церкви. Соборность и вселенскость. Апостольство Церкви. Апостольство как цель Церкви. Апостольское преемство веры, нравоучения, иерархии, таинств и священнодействий.
Рекомендуемая литература:
1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 505-514.
2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 645-685.
3. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 239-337.
Тема 28. Богоучрежденная церковная иерархия. Вселенские Соборы как высший орган церковной власти.
Богоучрежденность церковной иерархии. Апостольское служение. Епископское служение, его отличие от апостольского. Пресвитерское служение. Епископы и пресвитеры в древней Церкви. Диаконское служение. Вселенский Собор как высший орган церковной власти. Отношение к католическим догматам о первенстве Римского папы и о его непогрешимости.
Рекомендуемая литература:
1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 514-524.
2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 686-704.
3. Цыпин В., прот. Вселенский Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 566-568.
4. Цыпин В., прот. Высшая церковная власть // Православная энциклопедия. Т. X. М. 2005. С. 82-84.
Тема 29. Границы Церкви.
Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Понятие о границах Церкви. Границы внутренние и внешние. Различные экклезиологические концепции. Три чина приема в Церковь – их богословское обоснование. Современная практика Греческих Церквей. Полемика о границах Церкви внутри русского богословия. Чины приема согласно «Основным принципам отношения Русской Православной Церкви к инославию».
Рекомендуемая литература:
1. Зайцев А.А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 265-283.
Тема 30. Церковь земная и Церковь небесная. Почитание мощей святых и святых икон.
Союз между Церковью земной и небесной. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле. Молитвенное призывание и почитание святых. Почитание мощей святых угодников Божиих. Почитание икон. Иконы и идолы, заповедь «Не сотвори себе кумира» и иконопочитание. Всецелое служение Богу и почитательное поклонение иконам (а также святым, мощам и т.д.).
Рекомендуемая литература:
1. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 581-670.
2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 524-534.
3. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 705-716.
4. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Главы XI (84), XV (88) – XVI (89) // Источник знания. М. 2002. С. 296-298, 309-313.
5. Иоанн Дамаскин, преп. Три слова в защиту иконопочитания. СПб. 2001.
6. Никифор Константинопольский, свт. Творения. Минск. 2001.