Раздел II сотериология (догмат искупления)

Тема 14. Сотериология: основные понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа.

Учение о Боге – Спасителе. Понятие о спасении. Объективная и субъективная сторона спасения. Термины «Спаситель», «Искупитель», «искупление». Цель Искупления: положительное и отрицательное измерение. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа – освобождение от греха, проклятия, диавола и смерти, дарование полноты благ.

Рекомендуемая литература:

1. Григорий Богослов, свт. Слово 45, на Святую Пасху // Творения. В двух томах. Т. 1. М. 2007. С. 559-574.

2. Григорий Палама, свт. Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу. (В электронном виде).

3. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 397-401, 447-451.

4. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Глава I (45). Книга 4. Глава XI (84) // Источник знания. М. 2002. С. 234-235, 296-298.

5. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 281-285.

Тема 15. Способ изложения учения о спасении в Священном Писании и у Святых Отцов. Сотериологический образ Христос – Искупитель, Агнец Божий.

Основные библейские и святоотеческие сотериологические образы. Образ Христос – Искупитель: смысл образа, его представленность в Писании и у Святых Отцов, кому принесена жертва, решения Поместных Соборов 1156-57 гг. в Константинополе, принцип заместительных страданий, соотнесение этого образа с юридической теорией, слабые и сильные стороны этого образа.

Рекомендуемая литература:

1. Григорий Богослов, свт. Слово 45, на Святую Пасху // Творения. В двух томах. Т. 1. М. 2007. С. 559-574.

2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 401-402, 414-447.

3. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 285-288.

4. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008.С. 116-179.

Тема 16. Сотериологический образ Христос – Первосвященник.

Смысл образа, его представленность в Писании и у Святых Отцов, примирение человека с Богом, совершенство и безгрешность Христа – условие спасения. Крестная Жертва – центральное событие Искупления. Почему искупительная Жертва была принесена Господом Иисусом Христом именно на Кресте? Соотнесение с образом Христос – Искупитель, слабые и сильные стороны этого образа.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 414-447.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 573-596.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава VI (79) // Источник знания. М. 2002. С. 290.

4. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 285-288.

5. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008.С. 116-179.

Тема 17. Сотериологический образ Христос – Царь.

Смысл образа, его представленность в Писании и у Святых Отцов. Царственная власть Господа над миром. Значение чудес, совершенных Иисусом Христом во время земной жизни. Свидетельства царственной победы Господа над диаволом, смертью и тлением: разрушение ада, Воскресение, Вознесение. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 414-447.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 597-630.

3. Иларион (Алфеев), игум. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб. 2001.

4. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Главы II (75) – III (76) // Источник знания. М. 2002. С. 286-287.

5. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 292-293.

6. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008.С. 116-179.

Тема 18. Сотериологический образ Христос – Благовеститель.

Смысл образа, его представленность в Писании. Евангельское учение веры и нравственности. Пророчества Иисуса Христа. Соотношение между учением Спасителя и ветхозаветным законом.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 414-447.

2. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 290-294.

3. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008.С. 116-179.

Тема 19. Сотериологический образ – спасение через уничижение (образ Божественной хитрости).

Смысл образа спасение через уничижение или образ Божественной хитрости, его представленность в Писании и у Святых Отцов, слабые и сильные стороны.

Рекомендуемая литература:

Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 290-292.

Тема 20. Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель.

Смысл образа Христос – Новый Адам, его представленность в Писании и у Святых Отцов, теория рекапитуляции. Смысл образа Христос – Исцелитель, его представленность в Писании и у Святых Отцов, спасение как обожение, исцеление человеческой природы, слабые и сильные стороны этого образа.

Рекомендуемая литература:

1. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 550-561.

2. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 288-290.

3. Ларше Ж.-К. Иисус Христос – Исцелитель // Богословский вестник № 10. Сергиев Посад, 2010. С. 200-234.

Тема 21. Искажения православного учения об Искуплении.

Отвержение Искупления. Искупление как самосовершенствование Христа. Искупление как основание для неизбежного всеобщего восстановления мира. Искупительная Жертва принесена только Отцу. Искупительная Жертва принесена диаволу.

Рекомендуемая литература:

Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 294-311.

Тема 22. Различные теории искупления.

Суть юридической теория искупления – грех Адама как оскорбление Божественного величия, необходимость удовлетворения Божественной справедливости в виде смерти Сына Божия. Положительные и отрицательные стороны юридической теории. Юридическая теория в русском богословии. Суть нравственной теории искупления – явление сострадательной любви Бога к человечеству, главный момент проявления этой любви – Гефсиманское моление о Чаше, восстановление единой природы человечества, отрицание зависимости греховного состояния человечества от греха Адама, роль сострадательной любви человека к другим людям для их спасения. Положительные и отрицательные стороны нравственной теории. «Органическая» теория.

Рекомендуемая литература:

1. Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды, письма, материалы. М. 2007.

2. Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). М. 2007.

3. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 402-414.

4. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 294-311.

5. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М. 1991.

6. Флоровский Г., прот. О смерти крестной. (В электронном виде).

7. Лосский В.Н. Боговидение. 2003. С. 72-88, 214-264. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: