Факторы ускорения экономического роста

 

Факторы ускорения экономического роста:

1) повышение капиталовооружённости труда. Если в стране есть сбережения и если эти сбережения инвестируются в её экономику, то можно добиться того, чтобы накопление физического производственного капитала происходило быстрее, чем рост численности занятых в хозяйственной деятельности. Этот процесс приводит в итоге к повышению капиталовооружённости труда.

Капиталовооружённость труда – средняя стоимость физического производственного капитала, приходящаяся на одного занятого в хозяйственной деятельности.

Рост капиталовооружённости труда ведёт, в свою очередь, к росту производительности труда, а, следовательно, к обгоняющему увеличению объёма производимых благ по сравнению с числом занятых этим производством людей;

2) прогресс науки и техники. Двадцатый век стал веком научно-технической революции. И не столько в силу лавинообразного роста научных знаний, сколько в силу их быстрого и массового использования для производства товаров и оказания услуг.

Последнее привело к принципиальному изменению множества технологий и гигантскому увеличению на этой основе производительности труда. Кроме того, НТП открыл возможности для смягчения последствий ограниченности природных ресурсов.

3) повышение образовательного уровня работников. «Образованный работник – лучший работник». Эта истина стала особенно очевидной в 20 веке, когда главным двигателем повышения производительности оказывается освоение достижений научно-технического прогресса. Работа на новом, более производительном оборудовании, а также быстрое овладение навыками изготовления новых видов продукции потребовали не просто профессиональной квалификации, но и повышения уровня образованности работников.

Поэтому в нашем веке в экономическую науку вошло понятие человеческий капитал, инвестиции в увеличение которого часто дают большее ускорение экономического роста, чем инвестиции в физический капитал.

Человеческий капитал – знания и умения людей, накопленные ими благодаря предыдущему обучению и опыту.

4) улучшение методов распределения ограниченных ресурсов. Страна не может быстро увеличивать объём имеющихся в её распоряжении ресурсов производства, таких, как численность квалифицированных работников, площадь пригодных для использования земель или природные богатства (порой это не возможно и в долгосрочной перспективе). Но использовать эти ограниченные ресурсы можно лучше или хуже.

Это зависит от применяемых в данной стране методов распределения таких ресурсов между различными отраслями и видами производств. Именно в организации подобного распределения состоит главная задача различных экономических механизмов. Поэтому совершенствование экономических механизмов играет очень большую роль в том, каких темпов экономического роста стране удаётся добиться.

5) проявление эффекта масштаба производства. Увеличение масштабов производства (на основе организации массового выпуска продукции) даёт возможность экономить ресурсы и наращивать выпуск продукции быстрее, чем растут объёмы некоторых из используемых для этого ресурсов.

Например, в большом цехе крупного завода можно поставить такое мощное оборудование, которое не вместиться в цеха маленького предприятия. И тогда на один метр площади цеха завода-гиганта будет приходиться больше готовой продукции, чем на малых предприятиях. А значит, создание большого завода позволит увеличить выпуск продукции в большей мере, чем можно было бы сделать, организовав несколько мелких предприятий с той же общей площадью цехов. Поэтому создание крупных производств стало важным источником ускорения экономического роста. Однако важно, чтобы масштабы производства не стали слишком велики, рождая монополизм, который, напротив, является тормозом экономического роста.

Сегодня наша страна может достичь высоких темпов роста только за счёт интенсивных факторов. Для этого необходимо:

1. ускоренно создавать современные экономические механизмы рыночного типа, чтобы улучшить распределение ограниченных ресурсов ДНР;

2. обновить оборудование для повышения эффективности технологии;

3. сохранить научно-технический потенциал страны и систему образования, чтобы не сократился человеческий капитал.

 

Домашнее задание:

 

Запишите конспект и ответьте на вопросы:

 

1) Труд, физический капитал, человеческий капитал, природные ресурсы, технологические знания.

А) Дать определения этим терминам.

Б) Какой из этих терминов ключевой?

Домашнее задание отправить в виде фотоотчета на адрес электронной почты:

Uthlf.2020@mail.ru

Выполненные работы оцениваются исходя из следующих критериев:

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

5 отлично

70 ÷ 90

4 хорошо

50 ÷ 70

3 удовлетворительно

менее 50

2 неудовлетворительно

 

 

Преподаватель                                                                      Т.А.Герда

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: