Прочитайте текст и выполните тестовые задания 22-27

Вариант 1

Задание 1

(1)С момента своего возникновения логика была самым тесным образом связана с философией, в течение многих веков логика считалась, подобно психологии, одной из «философских наук». (2)И только во второй половине XIX века логика отделилась от философии, примерно в это же время от философии отделилась и стала самостоятельной научной дисциплиной психология. (3)<...> если в отделении логики решающую роль сыграло проникновение в неё математических методов и, следовательно, сближение с математикой, то отделение психологии было связано со сближением её с рядом других наук.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Логика и психология отделились от философии и стали самостоятельными научными дисциплинами лишь во второй половине XIX века, но отделение логики связано с её сближением с математикой, а отделение психологии вызвано её сближением с другими науками.
2) В течение многих веков логика считалась, подобно психологии, одной из «философских наук», потому что с начала своего возникновения и в течение долгого времени была тесно связана с философией.
3) Во второй половине XIX века логика, так же как и психология, отделилась от философии и стала самостоятельной научной дисциплиной.
4) Выделение психологии в отдельную науку было обусловлено сближением психологии с рядом других гуманитарных наук.
5) Отделение логики и психологии от философии, произошедшее в конце XIX века, было вызвано разными причинами: логика сблизилась с математикой, а психология — с рядом других наук.

Задание 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТДЕЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОТДЕЛЕНИЕ, -я; ср.
1) Низшее воинское подразделение, часть взвода. Стрелковое о. О. сержанта Иванова. Командир отделения связи.
2) для кого, чего. Отгороженная, обособленная часть помещения, специально предназначенная для чего-л. О. для птиц в сарае. В почтовом поезде есть о. для посылок.
3) Отдельная, обособленная часть какого-л. вместилища. Отделения пенала. Одно из отделений бумажника. Ящик разгорожен перегородками на отделения.
4) Отдельная, обособленная часть какого-л. учреждения; отдел. Хирургическое о. больницы. Литературное о. факультета. О. милиции. Почтовое о. связи.
5) Учебная группа, обучающаяся по определённой специальности (в специальных учебных заведениях); факультет или часть факультета (в высших учебных заведениях). Сестринское о. медучилища. Физическое о. физико-математического факультета.
6) Процесс отъединения части от целого или обособления чего-л., находящегося в соединении с чем-л. О. главного из массы фактов. О. участка сада, леса. О. семьи сына от родителей.

Задание 4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

корЫсть

(из) кремнЯ

обострЁнный

позвОнит

ненадОлго

 

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 Задача гимнастики — ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и мышц.

Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

Русский морской офицер Н. Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX — начала XX веков, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

Кошек принято считать необычайно ЖИВУЧИМИ, но на самом деле за этими домашними животными требуется серьёзный уход, и прежде всего они нуждаются в наблюдении ветеринара, определяющего правильный рацион питания.

А прежде здесь ВЕКОВЫЕ леса росли, водились фазаны, дикие кабаны и олени.

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.













На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.


Задание 7.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

в ВОСЬМИДЕСЯТИ верстах

голос БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПРЕДУПРЕЖУ тебя

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

 

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Объединение заповедников в рамках одной международной сети способствует обмену не только результатами исследований, но и методами управления и опытом решения проблем.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) Экскурсовод предложил группе остановиться перед самой известной картиной Михаила Ивановича Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем", на которой изображён предшествующий Куликовской битве бой русского богатыря с татарским воином.
B) нарушение в построении предложения с однородными членами 3) Носители информации — строго определённая часть конкретной информационной системы, служащие для промежуточного хранения и передачи информации.
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью 4) Исследователь отметил, что практически все былины об Илье Муромце начинаются со слов «в славном городе во Муроме, во селе во Карачарове».
Д) нарушение в предложении с несогласованным приложением 5) Информатика — это техническая наука, систематизирующая не только приёмы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
  6) Вместе с туманом на землю спустилась удивительная тишина, нарушаемая только падением капель воды с намокшей листвы деревьев.
  7) Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет, показавшийся им сначала таким необыкновенным и даже таинственным.
  8) По сведениям из летописи "Повести временных лет", перед принятием христианства Владимир выслушал представителей разных религий.
  9) Император Николай Павлович после встречи с Александром Сергеевичем Пушкиным сказал, что сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России.

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к..ррекция, оч..ровать, (торговая) к..мпания
2) прик..снувшись, возр..ст, разг..раться
3) прогр..ммирование, доб..раться, ап..ллировать
4) заск..чить, р..внина, выб..рать
5) к..саться, прор..стающий, бл..стательный

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образ, пр..дед, раз..йтись
2) ра..черчивать, и..порченный, бе..счётный
3) пр..скучный, пр..ставать, пр..нарядиться
4) раз..яриться, с..ёмочный, об..ездчик
5) вз..мать, без..скусный, меж..гровой

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) лечебн..ца, вытач..вать
2) догадл..вый, удоста..вать
3) навязч..вый, француж..нка
4) юрод..вый, завистл…вый
5) рус..ский, рез..кий

Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) числ..шься, раста..вший
2) незыбл..мый, удар..шься
3) завис..щий, ка..щийся
4) разве..вший, вид…щий
5) распиш..шься, сморщ..нный

Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Войдя в комнату и даже (НЕ)ПРИКРЫВ за собой дверь, Николай Ильич сразу обратился к сыну с вопросом.
Былины традиционно считаются (НЕ)ЗАСЛУЖИВАЮЩИМИ доверия с точки зрения отражения реальности сказками, а ведь в работах многих фольклористов и историков доказано, что эти произведения народного творчества содержат определённую историческую информацию.
Чтобы крепко спать ночью, (НЕ)НУЖНО дремать днём.
В эту тревожную ночь молодому врачу так и (НЕ)УДАЛОСЬ уснуть: слишком сильными оказались впечатления, чтобы после них можно было спокойно забыться.
Моря и океаны дышат тайной, многие вопросы океанографии учёные вынуждены сегодня признать (НЕ)РАЗРЕШЁННЫМИ.

Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ОТСУТСТВИЕ яркого света фон будет тёмным, а в зависимости (ОТ)ТОГО, каким будет освещение, он может оказаться красным, зелёным или синим.
ЧТО(БЫ) основать компанию, которая будет интересна клиенту, нужно (С)НАЧАЛА ориентировать её на интересы сотрудника.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей телевизионной программы врач-диетолог говорил о пользе куриного мяса, содержащего мало насыщенных жиров и (ПО)ЭТОМУ усваиваемого гораздо лучше, чем говядина, баранина или свинина.
(К)СОЖАЛЕНИЮ, (В)ВИДУ невозможности получить соответствующие показатели вопрос может быть исследован только на данных выборочных обследований.
(НА)КОНЕЦ ВСЁ(ЖЕ) обратились к художнику с вопросом, когда будет завершена работа над полотном.

Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Согласно преданию, ещё в XIII веке на Боровицком холме находилась деревя(1)ая церковь, посвящё(2)ая архангелу Михаилу, считавшемуся покровителем русских князей в ратных делах, а в 1333 году при князе Иване Калите на её месте была построе(3)а каме(4)ая церковь, которая стала главным великокняжеским храмом.

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы.
2) Избыток солнечного света вредит растениям но у них есть свой солнцезащитный механизм.
3) Человек воспринимает мир через первую сигнальную систему (ощущения) и потом становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (речь и мышление).
4) Природные катастрофы случаются как на суше так и на море.
5) Город мил мал да много повидал.

Задание 17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Цветы (1) появившиеся в конце юрского либо в начале мелового периода (2) смогли выжить среди господствовавшей тогда флоры и полностью вытеснить её (3) подчинив Землю (4) своему безраздельному господству.

Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Основное, что определяло лицо вошедшего гостя, было (1) пожалуй (2) общее выражение добродушия, которое нарушали (3) впрочем (4) глаза, пытливые, изучающие всех присутствующих.

Задание 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дмитрий Васильевич Григорович (1) творческая деятельность (2) которого (3) началась с переводов французских драм и повестей (4) был известным русским писателем и художником.

Задание 20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если XX век — это торжество физики (1) то в XXI веке главными будут проблемы жизни (2) и (3) хотя прогнозировать развитие науки сейчас очень сложно (4) можно утверждать (5) что XXI век станет веком глобального изучения генома человека.

Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. (2)Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. (З)Ансамбль Кижского погоста — основа музейного собрания — стал объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. (4)Остров Кижи — это указано во всех путеводителях - расположен в удивительно красивом месте с естественным лабиринтом из сотен живописных островов и заливов. (5)Извилистые линии берегов и скалы с растущими на вершинах соснами, разноцветные луга в обрамлении синих вод Онежского озера — всё это делает Кижские шхеры одним из красивейших мест Русского Севера. (б)Сегодня музей-заповедник не только экскурсионный центр международного туризма на острове Кижи, но и социокультурный центр Петрозаводска.(7)Петрозаводск — столица Карелии, которая представляет богатейшую культуру и историю республики.



































Прочитайте текст и выполните тестовые задания 22-27

(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (З)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.

 

(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

(5)— Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай.

 

(10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать... (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации... (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала.

 

(26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять — плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (ЗЗ)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах — это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (Зб)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.

(38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду. (По Е.П. Новикову*)

* Евгений Петрович Новиков (род. в 1934 г.) — журналист, автор статей на морально-этические темы.

Задание 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

  1. Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из-за плохого воспитания.

2. Слёзы молодой учительницы отогрели душу подростка.

3. Герой рассказа стал учителем именно потому, что помнил поступок учительницы.

4. Субботин попал в колонию за кражу.

5. Рассказчик советует всем любить и уважать учителей.

 

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 31–36 объясняют содержание предложений 41–42.

2) Предложения 12–14 содержат рассуждение.

3) В предложениях 20–22 представлено повествование.

4) Предложения 38–39 содержат повествование.

5) Предложение 19 содержит рассуждение.

Задание 24. Из предложений 12-14 выпишите фразеологизм.

Задание 25. Среди предложений 11–13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Передавая волнение героя, вспоминающего в интервью об эпизоде, который изменил его жизнь, автор использует различные тропы: (А)_____ («отогрели... сердце» в предложении 41), (Б)_____ (например, «безудержная радость» в предложении 37). Приём — (В)_____ (предложения 34–35) – и лексическое средство — (Г)_____ («не посторонний, не чужой» в предложении 34) — подчёркивают чувства героя».

Список терминов:

1) эпитет

2) антитеза

3) ирония

4) метафора

5) профессиональная лексика

6) анафора

7) антонимы

8) синонимы

9) риторический вопрос

 

Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Задание 1

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) В результате безответственной хозяйственной деятельности человека, которая привела к разрушению природы, возникла опасность гибели всего человечества, и поэтому для сохранения жизни нужна система мер по её сохранению.

2) Природные катастрофы; засухи, наводнения, пыльные бури и лесные пожары, оползни и снежные лавины в горах — зачастую являются результатом деятельности человека, нарушающей законы природы.

3) Ни одна продуманная и хорошо организованная система мер не поможет сохранить природу, если человечество допустит, чтобы произошла техногенная или природная катастрофа.

4) Результатом интенсивной хозяйственной деятельности человека стало разрушение многих природных ландшафтов, обмеление и загрязнение рек и озёр, сокращение площадей лесов, уничтожение сотен видов животных и растений.

5) Последствия разрушения природы в результате бездумной хозяйственной деятельности человека гибельны для человечества, поэтому сегодня необходима система мер по сохранению природы.

 

(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<...> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

Задание 2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

 

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКО́Н, -а, муж.

1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.

2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.

3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).

4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).

Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

балУясь
завИдно
дозвОнятся
кУхонный
красИвейший

 

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Морозная ночь УКРЫЛА землю снегом и посеребрила деревья искрящимся в свете фонарей инеем.
Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий завоевала семилетняя исполнительница народных песен. Высокое ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство победителя конкурса состояло не только в виртуозном владении техникой игры, но и в умении подчеркнуть движениями, мимикой и жестами все акценты в музыкальном материале.
В царском окружении всегда норовили ЗАНИЗИТЬ стоимость принесённых мехов, искали невидимые изъяны.
Компрессоры, выпускаемые для аквариума, рассчитаны на ДЛИТЕЛЬНЫЙ срок непрерывной эксплуатации и могут использоваться круглосуточно.

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: