Влияние предметных областей психологии на становление психодиагностики

Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Её появление было обусловлено несколькими направлениями в психологии.

Одним из первых ее источников является экспериментальная психология, ведь экспериментальный метод является фундаментом психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика образовалась из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 50-70-е годах XIX века, связано с выросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, заключавшимся в переводе изучения психических оснований в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию наполнили другие науки, главным образом физиология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно является 1879 год, так как именно в этот период времени В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В.Вундт, намечая возможность построения психологии как отдельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

1) естественно-научного, который опирается на эксперимент;

2) культурно-исторического, в котором главную роль играют психологические методы изучения культуры («психология народов»).

По его теории естественнонаучные экспериментальные методы можно было применять только к элементарным, низшим уровням психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и цветоощущения) и вызываемые ими чувство времени, а так же двигательные акты-реакции, объем и распределение внимания. На основе экспериментальной лаборатории В.Вундта стали создаваться подобные лаборатории и кабинеты в Германии, Франции, Англии, Америке, Голландии, Швеции.10

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 году опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.11

В.Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона применил ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя считал, что высшие функции не подлежащими эксперименту.

Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Первый кто создал психологический экспериментальный метод, был Г.Эббингауз. Он изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Г.Эббингауз предполагал, что полученные им результаты не зависят от сознания испытуемого, интроспекции и в большей степени удовлетворяют требованию объективности. Данным методом Г.Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.12

Американский психолог Дж. Кеттелл изучал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибор, позволяющего предъявить испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты: формы, буквы, слова и так далее. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

На рубеже XX века в психологии появился еще один объективный экспериментальный метод, который определял характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений образовались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Но возникновение психодиагностики не является итогом обычного логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем уже индустриальной. Одной из причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж.Э.Д.Эскироля и Э. Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.

Заключение

Истоки психодиагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности.

Ещё задолго до своего возникновения образуется целая совокупность представлений, идей, и суждений, которые основаны на многовековом человеческом опыте познания самого себя и окружающего мира. Сосредоточение этих знаний, которые позднее впитала в себя психодиагностика, востребовано в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Зарождение психодиагностических методик началось еще в Древней Греции и в Древнем Риме, благодаря Платону и Гиппократу

Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Возникновение экспериментальной психологии связано с именем В. Вундта Он основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В дальнейшем благодаря открытию В.Вунда были открыты подобные лаборатории и кабинеты в Германии, Франции, Англии, Америке, Голландии, Швеции.

Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф.Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX-начале XX веков.

С внедрением в психологию эксперимента образовались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Ещё одним источником психодиагностики стала дифференциальная психология. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методологии, конструировании психодиагностических методик, их использовании в практике.

Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований. С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: