Россия – федеративное государство

Задача 1.

Конституция одной из республик - субъектов Российской Федерации - предусматривает создание таможен на границах этой республики с другими субъектами Российской Федерации. Соответствует ли данное положение Конституции РФ?

Не соответствует т.к в п.1 ст. 74 Конституции РФ указано «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Задача 2.

Депутаты представительного (законодательного) органа одной из областей - субъектов Российской Федерации - предложили внести в Устав области следующее положение: «Глава субъекта назначает министра экономики области с согласия представительного (законодательного) органа области. Законодательный (представительный) орган области вправе выразить недоверие министру экономики, что влечет немедленное освобождение его от этой должности».

Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?

Соответствует по 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» по статье 24 п.2 «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации».

 

ТЕМА№7 ЗАНЯТИЕ (1-4)

ЗАНЯТИЕ 1

ЗАНЯТИЕ 1. Виды субъектов РФ (2ч.).

№ п/п   Область Республика Край Автономный округ Город федерального значения Автономная область
1 Амурская Адыгея (Адыгея) Алтайский Ненецкий Москва Еврейская
2 Архангельская Алтай Забайкальский Ханты-Мансийский Санкт-Петербург  
3 Астраханская Башкортостан Камчатский Чукотский Севастополь  
4 Белгородская Бурятия Краснодарский Ямало-Ненецкий    
5 Брянская Дагестан Красноярский      
6 Владимирская Ингушетия Пермский      
7 Волгоградска Кабардино-Балкарская Приморский      
8 Вологодская Калмыкия Ставропольский      
9 Воронежская Карачаево-Черкесская Хабаровский      
10 Ивановская Карелия        
11 Иркутская Коми        
12 Калининградская Крым        
13 Калужская Марий Эл        
14 Кемеровская Мордовия        
15 Кировская Саха (Якутия)        
16 Костромская Северная Осетия - Алания        
17 Курганская Татарстан (Татарстан)        
18 Курская Тыва        
19 Ленинградская Удмуртская        
20 Липецкая Хакасия        
21 Магаданская Чеченская        
22 Московская Чувашская(Чувашия)        
23 Мурманская          
24 Нижегородская          
25 Новгородская          
26 Новосибирская          
27 Омская          
28 Оренбургская          
29 Орловская          
30 Пензенская          
31 Псковская          
32 Ростовская          
33 Рязанская          
34 Самарская          
35 Саратовская          
36 Сахалинская          
37 Свердловская          
38 Смоленская          
39 Тамбовская          
40 Тверская          
41 Томская          
42 Тульская          
43 Тюменская          
44 Ульяновская          
45 Челябинская          
46 Ярославская          

 

ЗАНЯТИЕ 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ (2ч.).

Задание 1: изучите таблицу, представленную ниже.

  Республика охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5); статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)

Задание 2: решите задачу.

Республики в составе РФ в своих конституциях зафиксировали наличие государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить данную норму из конституций республик. Однако, профессор Н. А. Ушаков (Институт государства и права РАН) утверждал, что Президент не прав, а республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ указано, что она является государством.

Оцените ситуацию с правовой точки зрения. Кто прав в данном споре?

Если ссылаться на статью 134 и 135 Конституции РФ, то что Президент может предложить о поправке Конституции, но ему могут отказать высших органах власти т.к п.2 статье 5 Конституции РФ республика является государственным суверенитетом и имеет внешний суверенитет, она обладает независимостью от других государств.

 В этой данной ситуации будет прав профессор Н.А Ушаков.

ЗАНЯТИЕ 3

ЗАДАЧИ 1. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

Решение:

Будет противоречить со статьей 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

ЗАДАЧА 2. Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

Конституции (Уставы) являются кодифицированными (т. е. конституции, представляющие собой единый нормативно-правовой акт – основной закон), что отличает их от обычных законов.

Они могут оформляться также и в форме закона, но обязательно содержат преамбулу (торжественная часть, не имеющая юридической силы, носит важное морально-политическое и идеологическое значение), основную часть (состоящей из разделов или глав). Структура «основного закона» такова, что в ней, во-первых, более частные положения следуют за более общими; во-вторых, менее значимые за более значимыми.

По представлению прокурора будет принят отказ в рассмотрении в соответствии со статьей 71 Конституции РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: