Поиск собственной идентичности

АЛЕКСЕЕВ ВЛАД ВЛАДИМИРОВИЧ

ДОКЛАД

  Российская нация как общенациональная идея теория вопроса, современные реалии и перспективы

по дисциплине «Этнополитология»

 

 

Выполнил:

магистрант 1 курса очной формы обучения группы 5 МП

направления подготовки 41.04.04 –

«Политология»

 

 

Проверил:

кандидат политических наук, доцент

                         / Иликаев А.С.  (подпись)

«___»____________ 2020 г.

 

 

Уфа - 2020

«Российская нация» как общенациональная идея: теория вопроса, современные реалии и перспективы

 

Поиск национальной идеи в посткоммунистической России продолжается уже свыше 20 лет – и пока без заметных результатов (если не считать превращения в подобие общенациональной идеи культа потребления). Нужна ли вообще современной России национальная идея? И если да, то какие ценности, принципы, идеалы могут лечь в ее основу?

Проект совместной жизни

Представляется, что российская идея нашей стране все-таки нужна. Национальная идея способствует появлению у нации веры в себя, чувства собственного достоинства и исторического оптимизма. Она позволяет наметить и обосновать цели развития страны – а ведь для того, кто не знает, куда плыть, ни один ветер не является попутным. Опыт Западной Германии (после 1948 года) и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии показывает, кстати говоря, важность вдохновляющей идеи для осуществления экономического рывка. Можно сказать, что национальная идея для страны – то же, что достойная Я-концепция и уверенность в своих силах для отдельного человека.

Национальная идея также может сыграть важнейшую роль в процессе обретения российским обществом национальной идентичности, послужить для нее одним из существенных элементов. Она способна преодолеть ценностные расколы в российском социуме, помочь его консолидации и способствовать превращению населения России в гражданскую нацию. Наконец, российская национальная идея может позитивно повлиять на имидж нашей страны за рубежом (как известно, кто не уважает себя сам, того не будут уважать и другие).

Что же представляет собой национальная идея? С точки зрения испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, это «проект совместной жизни», способствующий сплочению данного сообщества и содержащий представления о его месте и роли в составе мирового целого. Очевидно, что национальная идея должна содержать ответы на фундаментальные вопросы, касающиеся самых основ бытия социума: кто мы? откуда пришли? куда идем? кем мы хотим стать? какова цивилизационная миссия России? какой вклад наша страна сделала и может сделать в копилку общечеловеческого прогресса?

Система сплачивающих идеалов и ценностей должна, разумеется, вытекать из всей истории и культуры страны. Какие же «кирпичики» могут лечь в основу современной российской национальной идеи? По верному замечанию выдающегося русского философа Владимира Соловьева, «идеал, если он только не пустая мечта, не может быть ничем другим, как осуществимым совершенством того, что уже дано». Так же и национальная идея не может быть сконструирована произвольно, но должна интегрировать элементы, уже существующие в духовной культуре народа и национальной психологии, в том числе и ее бессознательной составляющей. Поскольку в коллективном бессознательном народа живет не только прошлое и настоящее, но и предчувствие будущего, разработка национальной идеи должна опираться на изучение архетипических представлений, фольклора, мифов и символики политической культуры, ценностей и т.д.

Должно, конечно же, использоваться и наследие русских философов XIX – первой половины XX века: Владимира Соловьева, Федора Достоевского, Николая Бердяева и др. Этими мыслителями были раскрыты существенные черты национального характера и отечественной культуры, постижение которых является необходимой предпосылкой для выработки российской идеи. Представляют интерес и их интуиции относительно роли России в мире. Вместе с тем национальная идея должна быть, безусловно, вписана в контекст сегодняшнего дня, и творчество отечественных философов прошлого и позапрошлого веков может дать только некоторые отправные точки для ее поиска. Современная российская идея не может быть воспроизведением классической русской идеи, но не может и полностью разрывать с ней. Отношения между ними скорее можно охарактеризовать как преемственность.

Поиск собственной идентичности

Естественно, возникает вопрос: может ли русская идея помочь формированию российской национальной идеи? Совершенно очевидно, что национальная идея в полиэтничной и поликультурной стране не может быть идеей какого-либо этноса или конфессии, она может быть только светской и общенациональной, то есть скорее национально-государственной.

Современная российская национальная идея может существовать лишь как идея российской гражданской нации (и одновременно способствовать ее формированию). В то же время следует отметить, что понятие «русская идея» в XIX – начале XX века отнюдь не носило этнического характера. В то время русская идея была синонимом российской и означала именно идею национально-государственную. Поэтому не стоит противопоставлять друг другу русскую и российскую идеи, их можно рассматривать скорее как разные этапы поиска Россией смысла своего бытия в мире и своей идентичности.

Из сказанного также вытекает, что в основе российской идеи могут лежать только общечеловеческие универсальные ценности. Но всечеловечность всегда была присуща русскому сознанию и русской культуре, почему последняя и способна играть в российском обществе интегративную роль. И классическая русская литература (Пушкин, Толстой, Достоевский), и русская философская мысль всегда призывали не к чему иному, как к уважению человеческой свободы и достоинства.

Теперь о ключевых элементах русской идеи в трактовке отечественных мыслителей XIX–XX веков. Какие из них могут быть использованы при выработке современной российской национальной идеи?

Русская идея генетически восходит к нравственно-религиозным ценностям православия. В то же время ее разрабатывали не только философы православно-славянофильского лагеря. Своеобразная версия русской идеи возникла в рамках народническо-социалистического направления российской общественной мысли, опиравшегося на «научное» мировоззрение и веру в прогресс. Развивали ее и философы, стремившиеся к синтезу положительных начал славянофильства и западничества. Такую ее трактовку мы можем найти, например, в работах Владимира Соловьева.

Представляется, что сегодня при разработке национальной идеи нельзя не обратить внимания на работы философов-эмигрантов, объединившихся вокруг журнала «Новый град» (выходил в Париже в 1931–1939 годах). Авторами «Нового града» были Георгий Федотов, Федор Степун, Николай Бердяев, Илья Бунаков-Фондаминский, Борис Вышеславцев и др. Мыслители этого направления продолжали интеллектуальную традицию славянофилов и Владимира Соловьева – стремились соединить христианство и русскую идею с идеями либерализма и социального прогресса. Национальная идея была для них неотделима от признания высшей ценностью человеческой личности. Новоградцы защищали «вечную правду личности и ее свободы», отстаивали права человека и либерально-демократическое государственное устройство, а их взгляды на историческое призвание России характеризовались универсализмом, всечеловечностью и не имели ничего общего с узким национализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: