Возможность высшего синтеза

Что же представляет собой русская идея? Если попытаться очень сжато выразить ее основное содержание, можно сказать: она ставит перед Россией задачу воплощения нравственных начал в общественную жизнь, осуществления солидарности всех людей и народов (того, что Владимир Соловьев называл «положительным всеединством»). Этот базовый концепт имеет целый ряд проекций на политическую, социальную, экономическую, духовную, внешнеполитическую и другие сферы жизни общества, область межэтнических и межкультурных отношений.  

Какой бы вид в конечном итоге ни приобрела российская национальная идея, очевидно, что она будет так или иначе связана с представлением о том, что Россия призвана воплотить в жизнь социальную Правду, создать строй общественной гармонии. «Вражда, раздор есть для нас не столько нарушение закона и долга, сколько нарушение Космоса, красоты, любовной гармонии», – утверждал, например, известный философ Русского зарубежья Борис Вышеславцев. Интегральная часть русской идеи – идеал свободной социальной солидарности (в терминологии славянофилов и их последователей – соборности), примиряющей все противоречия. Русская/российская идея утверждает гармоничное сосуществование не только социальных, но и этнических групп, образующих российскую цивилизацию. Так, Владимир Соловьев видел Россию «семьей народов». Многие отечественные философы полагали, что, создав новый, справедливый и гармоничный общественный строй, Россия покажет пример остальному миру. В этом ее универсальная, общечеловеческая миссия!

Неотъемлемым компонентом русской идеи был постулат: Россия призвана содействовать осуществлению всечеловеческого братства и защищать всех «униженных и оскорбленных». Во всяком случае, именно к этому сводятся интуиции многих выдающихся русских философов. Николай Бердяев утверждал: «Русскому сознанию XIX века был свойствен универсализм, всечеловечность, и универсализм есть русская традиция». «Национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение», – писал Федор Достоевский. Высший смысл русской идеи писатель видел в защите всех слабых и угнетенных в мире. Согласно Бердяеву, русская идея «есть идея коммюнотарности и братства людей и народов» (коммюнотарность – светская, социальная проекция соборности). Во внешнеполитическом плане это означает активное участие России в укреплении всемирной солидарности и гармонизации всей системы международных отношений.

Некоторые отечественные мыслители, далее, полагали, что России суждено согласовать все европейские идеи и ценности, осуществить их высший синтез. «Мы предугадываем, – писал Достоевский, – что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, все враждебное в этих идеях найдет свое примирение и дальнейшее развитие в русской народности».

В первом номере журнала «Новый град» (Париж, 1931 год) Федор Степун писал о необходимости «органического, творческого сращения» трех основных идей европейской культуры – христианской истины (братства всех людей), политической свободы и социально-экономической справедливости. Между тем европейская социально-философская мысль уже больше двух веков бьется над проблемой, как примирить между собой республиканские ценности – свободу, равенство и братство. Как заметил в этой связи французский философ Анри Бергсон, «если рассмотреть республиканские лозунги, то можно обнаружить, что третий из них снимает столь часто отмечаемое противоречие между двумя другими и что братство является главным». Но ведь именно братство, солидарность людей и народов является важнейшим содержанием русской идеи. Поэтому именно русская идея способна синтезировать эти ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: