Дом Пашкова в Москве. Архитектор В. И. Баженов. Фото

Русская архитектура XVII в.

 

Выполнил:

Михайлов Виктор

 

2020 г.

В.В.Растрелли

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (1700—1771) был самой крупной фигурой в русской архитектуре XVIII в. Он родился в семье итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли, работавшего при дворе Людовика XIV. После смерти «короля-солнца» в 1715 г. по приглашению Петра I отец будущего мастера переехал с семьёй в Петербург. С детства Бартоломео старался усвоить навыки, которыми владел отец, имевший архитектурное образование. Он помогал в проектировании и строительстве дворца Меншикова и показал неплохие способности. Был направлен на обучение архитектуре во Францию и Италию, после чего вновь вернулся в Россию. Первым его самостоятельным творением стал трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира в Петербурге.

Екатерининский дворец в Царском Селе. Фото

Крупным успехом архитектора стало строительство в Митаве и Рундале зимнего и летнего дворцов курляндских герцогов в 1730-е гг. Дворцы ещё строились, но уже была видна рука мастера. По рекомендации курляндского герцога Бирона Растрелли был назначен обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны.

Первый крупный заказ поступил от Елизаветы Петровны, задумавшей соорудить Летний дворец в одном из парков столицы. На этом месте сейчас стоит Михайловский замок Павла I. Дворец получился настолько красивым и удобным, что Елизавета Петровна большую часть времени проводила там.

Слава и деньги сопровождали этот успех мастера. Императрица поручила ему сразу несколько объектов, которые он создавал одновременно: Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе и Андреевский собор в Киеве. Вместе с тем было множество заказов от вельмож двора и других частных лиц. Справиться со всеми архитектор не мог. Поэтому часто его участие в проектах сводилось лишь к идее общего замысла и разработке проекта. Само же строительство, особенно в удалённых местах, курировали другие архитекторы.

Следующими его крупными заказами были обновление дворца Петра I в Стрельне и реконструкция Зимнего императорского дворца. Затем Растрелли создал ансамбль Смольного монастыря, где желала закончить свои дни Елизавета Петровна.

Петербургский Гостиный Двор также начал возводиться по проекту Растрелли, но строительство остановилось из-за отсутствия в казне денег.

Все эти архитектурные шедевры были созданы в стиле елизаветинского барокко. Однако со смертью императрицы стиль этот вышел из моды и заказы прекратились. Растрелли покинул столицу, выехав в Митаву для завершения того, с чего начиналась его карьера, — Митавского и Рундальского дворцов.

В. И. Баженов

Василий Иванович Баженов (1738—1799) родился в семье бедного псаломщика. Однако талант к рисованию был замечен, и мальчику удалось попасть в школу главного архитектора Москвы Д. В. Ухтомского. В 1755 г. он обучался в Московском университете. Здесь его талант был оценён И. И. Шуваловым, по рекомендации которого Баженов был направлен в Академию художеств в Петербурге. Он был в ней первым учеником и стал первым, кому была дана стипендия для обучения за границей. Там он познакомился со становившимся всё более популярным стилем классицизма. За проекты и модели архитектурных сооружений Баженову присвоили звания профессора Римской, Болонской и Флорентийской академий, и домой он вернулся уже маститым архитектором.

В 1767 г. Баженов возвратился в Москву. Здесь императрица Екатерина II задумала перестроить Московский Кремль. Требовались новые идеи. У Баженова они были. Проект, предложенный Баженовым, превращал Кремль в подобие древнеримского Форума. Основу его составляло здание Большого Кремлёвского дворца с огромным фасадом, великолепными колоннадами, спускающимися к реке широкими лестницами. В центре Кремля предполагалось построить здания Коллегий, Арсенала, Театра, трибуны для народных собраний. Однако после восстания Пугачёва об идее открытости Кремля и самих народных собраний в нём пришлось забыть, как и о проекте Баженова.

Дом Пашкова в Москве. Архитектор В. И. Баженов. Фото

Самым известным завершённым сооружением Баженова стал дом Пашкова в Москве (1784—1786), поражающий и поныне своей изысканностью и воздушностью.

Новым заказом архитектору стало строительство царского дворца в загородной резиденции Екатерины II в Царицыне. Но и здесь его ждала неудача. Выполненный в готическом стиле, он показался царице слишком мрачным и тесным. Строительство было прекращено.

Опальный архитектор создал ещё несколько церквей в Подмосковье, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве.

Однако его готические проекты оказались весьма близки Павлу I. Он привлёк Баженова к проектированию Михайловского замка в столице. Считая его несправедливо пострадавшим от матери, Павел подарил Баженову имение Глазово под Павловском и назначил вице-президентом Академии художеств. Но всё это произошло уже в последние месяцы жизни архитектора.

М. Ф. Казаков

Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812) был помощником и учеником Баженова. Он также прошёл обучение в школе Д. В. Ухтомского. С 1768 г. работал под началом Баженова в Экспедиции кремлёвского строения и был хорошо знаком с замыслом и конкретными проектами реконструкции Кремля. Активное участие Казаков принял в строительстве Большого Кремлёвского дворца. По его проектам возведены здание Сената в Московском Кремле, здания Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский подъездной дворец. Он создал одну из красивейших построек Москвы — дом князей Долгоруких, переданный Дворянскому собранию.

Не закончив ни Академии художеств, ни университета, Казаков позже сам основал первое архитектурное училище в Москве.

Всего Казаков построил в Москве более 100 зданий. В своём творчестве он явился наиболее ярким выразителем идей московского классицизма.

И. Е. Старов

Иван Егорович Старов (1745—1808) в 1755 г. был принят воспитанником в гимназию при Московском университете. Здесь он изучал иностранные языки и изящные искусства. Через год был переведён в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук. С 1762 по 1768 г. на государственную стипендию учился во Франции и Италии. После возвращения в Петербург Старов разработал проект здания для Шляхетского корпуса, за который ему было присвоено звание академика. В 1772—1774 гг. он был назначен главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

В числе главных творений мастера можно назвать Троицкий собор Александро-Невской лавры и надвратную церковь там же.

Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом.

Старов принимал участие в строительстве городов Новороссии. По его проекту были возведены Екатерининский собор в Херсоне и Потёмкинский дворец в Екатеринославе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: