На третьем и четвёртом листах представлены законы композиции.
Композиция — основные законы
Композиция – это соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Что важно в композиции: целостность, контрасты, новизна, подчиненность всех средств композиции идейному замыслу, соотношение изображения к краям листа, выбор формата и рамы.
Закон целостности — это когда произведение воспринимается как единое и неделимое целое. Все объединено одним смыслом, одним светом, находится в одной среде. То есть плохо если произведение воспринимается как сумма нескольких самостоятельных частей. Ничего не должно быть случайным. Хорошо, когда ничего нельзя было добавить или убрать.
Закон контрастов. В композиции важен контраст, с его помощью можно выделить главное, привлечь внимание зрителя. Самый сильный контраст — это композиционный центр картины. Контрасты бывают разные:
большое – маленькое,
светлое – темное,
черно-белое – цвет,
круглое – квадратное,
плоское – объемное,
мягкое – резкое,
горизонтальное – вертикальное.
Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, контрастов цветов, человек не увидит ни формы, ни объема. Не будет композиционного центра и все сольется воедино на листе. Человеку будет не интересно и не возможно рассматривать картину.
Сюжетно-композиционный центр. Центром композиции является та часть, которая ясно выражает главную идею сюжета, привлекает первоначально взгляд зрителя, остальные части подчиняются главной идеи, глаз в идеале идет с композиционно центра далее «блуждая» с элемента на элемент. Если нет композиционного центра или их слишком много, то образуется хаос и зритель «сходит с ума», не зная куда ему смотреть.
Симметрия — уравновешенность частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. Часто одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с центром картины. Симметричное построение композиции передает состояние покоя.
Асимметрия противоположна симметрии. Тут равновесие достигается через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету. Иногда в такой композиции равновесие ослабляется или совсем отсутствует.
Статика – состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке.
Динамика – состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.
Для того чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.