Оценка экологического состояния села Нугуш

Автор: Костина Варвара, ученица 8 класса МОБУ СОШ с. Нугуш

Руководитель: Костина Т.В., консультант Султангареева Л. А. начальник отдела науки ФГБУ «Национальный парк «Башкирия»

Актуальность: Населенный пункт, в котором мы проживаем, находится в границах национального парка и является курортной зоной. Основным источником загрязнения атмосферы является автотранспорт, особенно в летний сезон.

Качество здоровья среды позволит определить вышеуказанная методика путем изучения асимметрии листьев березы бородавчатой (Betula pendula Roth). Я выбрала это растение не случайно. Оно широко распространено на территории села Нугуш и в его окрестностях и доступно для сбора необходимого материала (листьев).

Цель исследования оценка экологического состояния села Нугуш методом флуктуирующей асимметрии по листовой пластинке березы бородавчатой (Betula pendula).

После постановки цели были определены задачи, необходимые для её решения:

1. Знакомство с морфологическим описанием берёзы бородавчатой (Betula pendula); 2. Выбор точек исследования берёзы бородавчатой (Betula pendula) в селе Нугуш и проведение практической работы по сбору материала (берёзовых листьев); 3. Измерение флуктуирующей асимметрии берёзовых листьев (по пяти признакам); 4. Статистическая обработка результатов измерений; 5. Интерпретация результатов исследования.

Методы исследования: В основу методики, используемой при выполнении данной исследовательской работы, положена теория «стабильности развития» разработанная российскими учеными А.В. Яблочковым, В.М. Захаровым и др. При сборе материала строго придерживались тех методических требований, которые изложены в их Методическом пособии.

Заключение: В результате проведенных исследований мы установили степень нарушения стабильности развития листьев березы бородавчатой (Betula pendula Roth). Для этого мы использовали пятибалльную оценку по шкале, предложенной авторами данной методики (Захаров В.М., Крысанов Е.Ю. 1996).

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1.группа деревьев на горе Серять, значительно удалены от автомобильной дороги, я ее выбрала в качестве контрольной точки. X=0,053 – экологическая обстановка может считаться благополучной. 2. группа деревьев возле гравийной (пыльной) дороги, Х=0,066 – растения испытывают неблагоприятные факторы. 3. группа деревьев возле асфальтной дороги, интенсивное движение автомобилей, особенно в летний период, Х=0,06 - наблюдается незначительный уровень загрязнения окружающей среды. 4. группа деревьев на центральной улице села, Х=0,063 – растения находятся в угнетенном состоянии.

Однако хочу отметить, что для получения более точных данных об экологической обстановке в районе, требуется продолжение исследования в других точках района на протяжении нескольких лет, чем я и планирую заняться в рамках внеурочной деятельности по биологии.

Литература

1. Методика сбора и обработки материала для оценки стабильности развития (по 8 признакам растения), Калуга, 1996.

2. Боголюбов А.С., Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев: Экосистема, 2002.

 

Бактериальная водянка березы

Автор: Валеева Камилла, ученица 6 класса МБОУ «Лицей» № 161, МБОУ ДО «ДЭБЦ «Росток», г. Уфа

Руководитель: Валеева Альфия Ильдаровна педагог дополнительного образования, Волков А.М. – методист дополнительного образования, Комарова Алия Фанилевна учитель географии

Актуальность темы: в результате исследований нашли методы борьбы с бактериальной водянкой березы, которые могут быть использованы при борьбе с ней.

Научная новизна: Впервые для условий Республики Башкортостан изучено медикаментозное лечение бактериальной водянки березы, с использованием обычных антибиотиков и специальных антибактериальных средств.

Цель нашего исследования: провести исследования воздействия выбранных лекарственных средств на бактериальную водянку березы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить причины развития бактериальной водянки березы; 2) выявить диагностические признаки бактериальной водянки березы; 3) применить различные методы борьбы с бактериальной водянкой березы и продолжить исследования начатые 2017 году;

4) с помощью космоснимков провести мониторинг развития бактериальной водянки березы на территории Старотавларовского сельского совета Буздякского района. Вычислить площади распространения и сравнить их с данными 2017 года;

5) предложить эффективные меры по борьбе с данным заболеванием.

Исследования проводились с апреля 2016 - октябрь 2019 года.

Выводы

1. Возбудитель бактериоза березы всегда находится в экосистеме как ее компонент. Вспышке этих бактерий предшествовали климатические аномалии (засуха 2010 года) – небывало теплые зимы и жаркое лето с малым количеством осадков, что привело к снижению устойчивости березовых насаждений.

2. В настоящее время на территории Республики Башкортостан березовая водянка распространена повсеместно. Как видно из наших наблюдений, наибольшее количество очагов водянки расположены на опушках и в разреженных лесополосах, а в глубине густых лесных массивов больные деревья встречаются реже. При обследовании расположения очагов поражения в зависимости от высоты закономерность не была выявлена. Трещины, вздутия и пятна располагались на различных высотах стволов деревьев. Четкой тенденции зависимости параметров очагов поражения от каких-либо факторов (условия произрастания, место произрастания дерева и т.д.) не выявлено.

3. Нами в шести участках с начальной стадией развития болезни были опробованы различные методы борьбы с бактериальной водянкой березы, с применением антибиотиков тетрациклина и стрептомицина, специальных препаратов фитоспорина и фитолавина, а также один участок каждый день в случаях отсутствия дождей поливался, шестой участок, был экспериментальным и нечего с ним не делали. Экспериментальные исследования 2019 года показали, что участки на которых один раз применили антибиотики, во второй год уже к болезни не поддавались. Препараты фитолавин и фитоспорин в первый год после опрыскивания явных результатов не показали, а в этом году мы уже увидели положительные изменения в деревья в сторону выздоровления. 4. Мониторинг с помощью космоснимков показал распространение бактериальной водянки быстрыми темпами. 5. На основании данных исследования бактериальной водянки березы необходимо проведение следующих мероприятий: провести комплекс мероприятий мониторингового и санитарно-оздоровительного назначения.

Литература

1. Гниненко Ю.И. Биологическая защита и сохранение биоразнообразия лесов / Ю.И. Гниненко // Биологические ресурсы и устойчивое развитие: Материалы междунар. Конф. М.: НИА-Природа, 2001. С. 48.50.


 

 


Хочу вырастить сосну

Автор: Шабаева Милена, ученица 3 класса МБОУ Гимназия №1 им. Н.Т. Антошкина г. Кумертау

Руководитель: Шестакова Айгуль Инсафовна, учитель начальных классов

Гипотеза: можно вырастить саженцы сосны в домашних условиях.

Цель: изучить все способы выращивания сосны в домашних условиях.

Задачи: 1. Изучить хвойные деревья в родном городе и в других городах России.

2. Изучить различные методы выращивания сосны.

3. Выявить в результате экспериментов наиболее эффективный способ выращивания сосны в домашних условиях.

4. Выявить в результате экспериментов наиболее подходящие условия для выращивания сосны в домашних условиях.

В практической части работы над проектом, я изучила хвойные деревья в родном городе и пригородах, в других городах России, провела социологический онлайн-опрос населения и опрос одноклассников в начале и в конце работы над проектом. Я исследовала способы выращивания сосны, провела эксперименты по выращиванию саженцев сосны из семян и из готовых наборов семян из магазина; изучила выращивание саженцев способом черенкования; экспериментировала в выявлении наиболее подходящих условий для выращивания саженцев сосны в домашних условиях.

Выводы

В ходе исследовательской деятельности, моя гипотеза подтвердилась: сосну можно вырастить в домашних условиях.

В результате проведенных экспериментов я выявила наиболее эффективный способ выращивания саженцев сосны в домашних условиях. Для выращивания сосны в домашних условиях не рекомендую покупать в магазине готовые наборы.

В ходе работы над проектом я опытным путем нашла оптимальное место в квартире для саженцев, определила частоту полива и выяснила какой грунт лучше для саженцев.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», я планирую высадить саженцы сосны, которые вырастила сама дома. Когда мои саженцы будут готовы к высаживанию в открытый грунт, я хочу в школе провести акцию «Зеленая школа».

Литература

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно- метод. пособие, М.: АГАР, 2016г.

2. Плотникова Л.С. Хвойные растения. Кладезь-Букс, 2015г.

3. Коробкин В.И. Экология. Серия: «Высшее образование» - Ростов на Дону: Феникс, 2018г.

Интернет- источники: https://skazkisameli.ru/zagadki/pro-derevya/item/369-zagadka-pro-sosnu


 

Секция: Экология животных, их популяций и сообществ

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: