Чтение религиозного текста. Часть 2

 

Предмет подготовки – изучение вынесенных на обсуждение вопросов, работа с рекомендованной литературой и уяснение значения терминов, по которым в конце занятия/курса возможен тест или устный опрос.

Идея, лежащая в основе второго занятия, принадлежит моему учителю Анатолию Васильевичу Первушину.

 

Рекомендации по подготовке к занятию

  1. Придерживаясь рекомендованных справочных изданий, сделайте выписки определений базовых для данной темы понятий:

текст // Руднев… С. 305-308;

антропоморфизм // Философский словарь… С. 38;

проекция (психическая) // Новая философская энциклопедия… Т. 3. – С. 360;

конституирование // Совр. западная философия… С. 193;

мироописание (картина мира) // Руднев… С. 127-130;

изменённые состояния сознания // Руднев… С. 107–109; рефлексия // Философский словарь… С. 491;

деятельность // Новая философская энциклопедия… Т. 1. – С. 633–634.

2. По выражению Х. Ортеги-и-Гассета, «в своей глубочайшей сути жизнь есть действие и движение». Ежедневно мы совершаем множество действий – от простейших до сложно выстроенных и распланированных на годы. При этом выполнение большинства наших дел не становится для нас проблемой потому, что сам способ осуществления каждого дела как бы «встроен» в нас за время его многократного и доведённого до автоматизма повторения. И именно поэтому схема, «алгоритм» выполнения различных обыденных действий неочевидны для нас. Ваше домашнее задание – попытаться письменно воспроизвести эту неявную структуру осуществления любого действия, которое вы выполняете не по собственному желанию, а по какой-то внешней, принудительной для вас необходимости. Схема должна представлять собой перечень из нескольких пунктов. Очевидно, что первым шагом в этом алгоритме станет: 1) осознание необходимости действия, без которого нельзя начать никакого дела. Озаглавьте получившуюся схему «Схема нашего действия по внешней необходимости».

3. Картина мира (менталитет) – результат и одновременно рамка определённого способа взаимодействия с миром. Путем анализа деятельностного аспекта библейского текста (как, последовательностью каких именно действий Бог творит мир) можно приблизиться к пониманию менталитета его автора. Какова внутренняя структура («алгоритм», «схема») деятельности по сотворению мира? Найдите в тексте первой главы Книги Бытия такие фрагменты, которые дают возможность установить эту последовательность. Озаглавьте получившуюся схему «Схема креационного действия».

4. О ком именно как действующем лице идёт речь в данном тексте, когда говорится о Боге? Откуда автор мог знать о том, как был сотворён мир? Обдумайте ответ на этот вопрос, учитывая трактовку понятия антропоморфизм.

5. Сравните получившиеся схемы. Абстрагируйтесь от вторичных, производных различий и сформулируйте, в чём их принципиальная, ключевая разница?

6. Каково Ваше мнение: сохранилось ли мироотношение, спроецированное автором текста на образ Бога, в позднейшем человеческом опыте? Перечислите человеческие ситуации, для которых и сегодня естественно подобное отношение к миру (ориентируйтесь на значение понятия изменённые состояния сознания).

7. Мир в креационной версии Ветхого Завета сотворен Словом. Что такое мир тогда – в этой логике?

 

Сведения для изучения

  1. «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна, кон. I – нач. II вв.).

2. «Книга природы написана на языке математики». Афоризм одного из основателей точного естествознания Галилея(1564–1642).

3. «Языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и своё воображение». Высказывание немецкого филолога и философа В. Гумбольдта (1767–1835).

4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Вариант перевода: «…для реальных – их реальности, для нереальных – их нереальности». Афоризм древнегреческого философа Протагора из Абдеры(ок. 480 – ок. 410 гг. до н.э.).

5. «Попытаемся показать, как бодрствующий взрослый человек воспринимает интерсубъективный мир повседневной жизни, на которую и в которой он действует как человек среди других людей. Этот мир существовал до нашего рождения, переживался и интерпретировался нашими предшественниками как мир организованный. Перед нами он предстает в нашем собственном переживании и интерпретации. Но любая интерпретация мира основана на предыдущем знакомстве с ним – нашем лично или передаваемом нам родителями и учителями. Этот опыт в форме "наличного знания" (knowledge at hand) выступает как схема, с которой мы соотносим все наши восприятия и переживания <…>

Мир культуры с самого начала интерсубъективен, так как мы живем среди других людей, нас связывает общность забот, труда, взаимопонимание. Он – мир культуры, ибо с самого начала повседневность предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Однако эта совокупность значений – и в этом отличие царства культуры от царства природы – возникла и продолжает формироваться в человеческих действиях: наших собственных и других людей, современников и предшественников. Все объекты культуры (инструменты, символы, языковые системы, произведения искусства, социальные институты и т. д.) самим смыслом своим и происхождением указывают на деятельность человеческих субъектов. Поэтому мы всегда ощущаем историчность культуры <…>. Историчность – осадок деятельности <…>. Поэтому я не могу понять объект культуры, не соотнеся его с деятельностью, благодаря которой он возник. Например, я не понимаю инструмент, не зная цели, для которой он предназначен; знак или символ – не зная, что он представляет в уме человека, использующего его; институт – не понимая, что он значит для людей, ориентирующих на него свое поведение» (А. Шюц. Структура повседневного мышления).

Источник

Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия, главы 1–2 (Любое издание, кроме версий «Библия для детей», «Библия в картинках» и т. п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: