I. Введение
Одним из основных и неотъемлемых понятий современной модели сестринского дела является сестринский процесс.
Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения работать с пациентами как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».
Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и доказала свою эффективность. Он является сердцевиной сестринского образования и практики в 50 странах мира.
I. Цель сестринского процесса, структура сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.
II. Основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры.)
Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
|
|
Цель сестринского процесса – обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта, помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой. Другими словами, цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен.
Сестринский процесс осуществляется в 5 этапов:
1) Сестринское обследование пациента (сбор информации).
2) Сестринская диагностика (определение потребностей и выявление проблем).
3) Планирование ухода, направленного на удовлетворение выявленных потребностей (проблем).
4) Реализация плана ухода (выполнение необходимых сестринских вмешательств).
5) Оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.
Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы – лечение пациента – и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя этапами.
Краткое содержание каждого этапа.
I этап сестринского процесса - обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.
Уход является квалифицированным, если он отвечает трём необходимым требованиям:
§ Научность
§ Системность
§ Индивидуальность
Цель обследования: собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию для создания информационной базы данных о пациенте и его состоянии.
Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:
|
|
§ расспрос пациента (Рассказ пациента о своём состоянии носит субъективный характер. Объективная информация - данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых м/с. К ним относятся анамнез, социологические данные, данные о физическом развитии, культурном и духовном, психологические данные);
§ физическое исследование пациента по органам и системам (физикальное обследование - пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, пульса, ЧДД, данные лабораторного исследования);
§ знакомство с медицинской историей болезни;
§ беседа с врачом;
§ беседа с родственниками пациента, коллегами по работе, друзьями, случайными прохожими (Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии);
§ чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.
Конечный результат I этапа - документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни (СИБ) по определенной форме.
Цель сестринской истории болезни: контроль за деятельностью медсестры, выполняемым ею планом ухода и рекомендациями врача, анализ качества оказания м/с помощи и оценка её профессионализма.
II этап сестринского процесса - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.
Проблема – осознание человеком невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при данном заболевании путем личных знаний и опыта.
Цель этапа заключается в:
I. определении проблем, возникающих у пациента как ответные реакции организма. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные, а также:
а) психические (страх, тревога, нервные срывы);
б) физические (боль, неподвижность, одышка);
в) социальные (отсутствие профессии, работы, квартиры).
Существующие проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Пример: пациент с травмой позвоночника, строгий постельный режим, проблема - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицит самоухода и общения.
Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Пример: у данного пациента появление пролежней, застойная пневмония, снижение тонуса мышц.
II. установлении факторов, способствующих возникновению и развитию этих проблем.
III. выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.
У пациента в большинстве случаев несколько проблем, сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов.
Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.
Проблемы первичного приоритета - которые если не лечатся, то могут оказать пагубное влияние на пациента.
Проблемы промежуточного приоритета - включают не экстремальные и неопасные для жизни потребности больного.
Проблемы вторичного приоритета - которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Пример: наш больной (перелом позвоночника) первичные проблемы - болевой синдром, стресс. Промежуточные проблемы - вынужденное положение, дефицит самоухода и общения. Из потенциальных проблем первичными являются появление пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц. При каждой выявленной проблеме медсестра помечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, т.к. они могут превратиться в явные.