Игровые условности досуговой практики детей

§ 1. Понятие и характеристика игровых условностей

Иррациональный мир детского досуга заполнен, бесспорно, реалиями, но в нем особое место занимают разнообразные знаки, образы, сигналы, атрибуты, символы. Они входят в контекст досуга детей органично и выполняют свою воспитывающую функцию. Сделаем краткий обзор данных условностей.

Условности. Дети с рождения живут в выверенном мире игровых и неигровых условностей. Для детей они, с одной стороны, договорные условия относительно чего-то, установленные по соглашению и понятные только им. С другой стороны, условности — воображаемые, несуществующие или символические, в основном игровые обычаи, порядки, правила, имеющие силу только при тех или иных условиях, значит, базирующихся на слове (условный), на предварительном устном договоре тех, кто условился, или на традициях, уходящих в далекое прошлое.

Условность — это и обстоятельство, от которого дети зависят, это и требования, к ним предъявляемые взрослыми, это и правила, установленные в жизни людей вообще, это и общепринятый, хотя и не очень необходимый, обычай, порядок, это, наконец, воображаемая, несуществующая, символическая сторона реальности, т.е. некие знаковые условия окружающего мира. Дети "читают" и в основном понимают этот мир, все его знаки, символы, сигналы и постоянно его обогащают. Наибольшее количество таких сигналов содержала еще недавно идеология, заключает их в себе и детский досуг, но их распространение шире: нет такой сферы, где бы не присутствовали знаки и символы. Исследователи игры разных психологических направлений в качестве ее характернейшего признака называют условности — "воображаемые ситуации". Данный факт в психологической литературе обозначался как символизм, а игры, в которых разные предметы и действия дети определяют необычными обозначениями, зная их истинную понятийность, — символическими.

Разнообразная символика (знаковая, речевая, двигательная и т.п.) мобилизует социальную активность детей, побуждает их к творчеству. В принципе ни одна форма человеческой деятельности не может осуществляться без применения условностей символики. А у детей тем более любой вид деятельности (игра, общение, учение, труд, житейско-практическая, предметно-манипулятивная деятельность и др.) использует знаково-символические средства, определяя их в зависимости от задач и прагматических функций.

Знаково-символические средства воспитания существуют с самых первых дней развития культуры человека. К примеру, социальные коды, используемые в общении (знаки отличия, знаки вежливости, ритуалы, церемонии), имеют достаточно четкий алфавит и определенную систему действий, очень широкую и конкретно очерченную сферу приложения. Их усвоение детьми определяется уровнем социальных условий воспитания прежде всего в семье и школе, а также воспитательным уровнем самих условностей. Если опираться на диалектико-материалистическую методологию, то вывод прост: предметно-практическая деятельность детерминирует генезис и структуру человеческой психики, значит, и освоение всех условных — знаковых, сигнальных, символических и атрибутивных — систем и подсистем, которые зарождаются в этой деятельности, фиксируясь видообразно в разных формах духовной культуры. Нас интересует знаково-сигнальные, знаково-символические, атрибутивно-аксессуарные явления как средства, обслуживающие досуговую деятельность детей. Другие сферы, использующие эти явления, а именно познавательная, трудовая, эмоционально-оценочная, имеют широкое осмысление в научной, прежде всего философской и психологической, литературе. Исходной концепцией сущности и применения знаков и символов, очевидно, следует считать позиции К.Маркса об "опредмечивании" различных образов культуры (их объективизация) и "распредмечивании" таковых образов (освоение предметов). Мы думаем, что вся знаково-символическая система, используемая в сфере досуга, выполняет модельюную сущность. Модель как понятие используется в словарной и энциклопедической литературе как образец, как воспроизведение, как схема в наиболее общем или уменьшенном Виде. Модель понимается и как стандарт, эталон, как абстрактность," как система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала2

Моделирование в философии определяется как метод познания, при котором изучается искусственная система как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В психологии моделирование выступает и как действия, и как исследование психических процессов и состояний. В педагогике моделирование — опережающее, прогностическое действие и воспроизводство объектов. В таком случае расширение поля досуга, ознакомление детей с культурой досуга и включение их в досуговую деятель-


См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 121.

2 См.: Философский словарь. М., 1991; Психологический словарь. М., 1990; Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1987.

ность — создание воспитывающей модели жизни. Моделирование предполагает создание системы условных опор, по крайней мере их учет и использование. Рассмотрим отдельно все досуго-во-игровые, символические опоры.

Образ. Создание системы образов — сущность образования. Образование есть результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, т.е. образов жизни людей, особенностей их повседневной жизни, и формирование воспитания идеального (с точки зрения общества) образа человека. С одной стороны, образ — результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального и духовного мира, с другой стороны, образ — это такие реалии, как труд, быт, досуг, общественная практика и др. С третьей стороны, образы — это язык, знаковые модели, художественные результаты. С четвертой — образ — способ и форма освоения действительности в искусстве и т.п. Следует также отметить, что в истории культуры, во все времена всегда рядом с людьми, жившими по законам разума, присутствовал и действовал иной образ — идеал ("за гранью разумного"), своеобразный трикстер. Скажем, в мире сказки это были Иванушка-дурачок, Конек-горбунок, Царевна-лягушка и т.п. Поведение этих детских героев парадоксально, они делают то, что не соответствует рамкам здравого смысла, их поведение определяется некой сверхзадачей, решить которую обычным путем нельзя. Это, так сказать, чисто сказочные, досуговые образы.

В большой литературе свой феномен образов. Народные персонажи в русской классике как бы одномерны, ибо предназначены олицетворять национальность. То же и в фольклоре — народность выше индивидуальности героев и проявляется субстанционально. Народный досуг стоит на этой субстанциональности, его задача — сохранить общее, ценное, нравственное. Наиболее выразительная личность — единица народа у Пушкина. Пушкин очертил образ русского, российского человека. Шукшин дал образ — колорит самобытности. Высоцкий вскрыл образ — энергию типового человека России. Значит, образ есть результат отражения объекта в сознании человека, а его материальной формой выступают практические действия, различные знаковые модели.

Существующее типовое выражение "таким образом" отражает зеркально самую образность жизни во всех ее проявлениях. Оно означает, что таким образом видится то или иное явление, что так, таким образом — способом что-то решается. Здесь как бы присутствует и понятие "образец" как нечто принятое, показательное. В русском языке от понятия "образ" создан ряд близких, родственных словообразований: образец, образный, образованный, сообразовать, образумить, образумиться, образоваться, образовать, вообразить, сообразить и т.п. В центре некое обобщенное отражение действительности. Потому в лексиконе людей так много выражений с корневым "образ": равным образом, следующим образом, главным образом, некоторым образом, решительным образом, коренным образом и др. Высшая доминанта;__ "образ жизни", философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в том числе класса и нации, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее*. Образ способен объективизироваться, согласно идеям Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, в слове, подели, чертеже, графике, пластике, музыке, живописи, форме одежды, игрушке и т.д. Но вместе с тем образ фиксируется как типовая характеристика любых материалов культуры людей в языке, и только в языке. Л.С.Выготский придает исключительное значение образно-знаковой системе прежде всего в развитии и воспитании ребенка.

Еще несколько слов о категории "образ". Словарная литература трактует его как вид, облик, как то, что наглядно представляется в чьем-то сознании, воображении, памяти. Образ есть результат и идеальная форма отражения предметов и явлений. На чувственной ступени познания образ — ощущения, представления, восприятия; на уровне мышления образ — понятия, суждения, умозаключения; на уровне конкретики образ — адекватное, художественное или символическое отражение объекта или индивида.

Досуг традиционно образен для человека, ибо его притягательная основа питается образами, стимулирующими к самотворчеству, к постижению нового, повторению наслаждений старыми образами.

Сигнал. Означает начало, изменение или отмену деятельности. Сигнал (от лат. signum) — знак, несущий информацию о каком-либо событии, объекте наблюдения, коммуникации. Сигнал обычно преобразует какую-то информацию. Сигнал — процесс или явление (внешнее или внутреннее, сознаваемое или неосознаваемое), несущее сообщение о каком-либо событии и ориентирующее живую систему относительно этого события. Сигнал — условный знак для передачи каких-нибудь сообщений, распоряжений, предупреждений4. Опорные сигналы детского досуга — голос (слово), атрибут (предмет, костюм, аксессуар игры, досуга), знак (свернутое смысловое содержание). Голос — концентрат того, что свободно выражает ребенок и чем владеет. Он всегда несет в себе самую сущность человека, выражает его целостность, он информативен. Во многих сферах принудительного существования ребенка (учение, труд, "общественная" деятельность) легко увидеть, услышать дисгармонию голоса и внешнего вида детей, понять, что является причиной фальшивости голоса — физическое, эмоциональное или рациональное

3 Философский словарь. С. 308

* См.: Психология: словарь. С. 360.

состояние. В условиях суверенных игр, досугов голос отражает состояние ребенка, взаимосвязь его разума, души и тела. Голос сигнализирует о работе души. Работа мысли отражается не только в составлении слов, предложений, фраз, но и в звуковое строе голоса. В досуговой деятельности он сам по себе средство общения, здесь слова не имеют значения, голос как бы вторая сигнальная система. Ребенок, говорящий в условиях несвободы (например, на многих школьных уроках), почти в любых словах ложен, он недовысказывает многое, что его волнует и тревожит, у него нет слияния голоса души, разума и сердца в одно единое сигнальное отражение. У детей нелогическая форма мысли, а голос отражает сущное, он — сигнал самораскрытия, в нем уверенность или неуверенность, спокойствие или беспокойство, гармония или дисгармония. Уровень и глубина досугового, игрового общения детей — это адекватные средства голосового выражения (интонация, тембр, раскованность звучания и т.д.), это уровень культуры досуга. Крики ребенка — те же сигналы о том, что он не справляется с ситуацией, напряжен и тревожен. Равно как тусклый голос — сигнал усталости, неуверенности, апатии. "Голос" современной молодежной музыки агрессивен, в нем нет ни мажора, ни минора, нет лада. Еще со времен античности в музыке различались фригийский, дорийский, лидийский лады. В современной псевдомузыке вместо голоса — шум. Поставить голосовые сигналы детей может лишь хоровое пение как естественный способ научить слышать себя и другого человека, в то же время оно и ощущение культуры, и созидание голосового культурного процесса. Пение хором, умение сливаться с другими голосами, сохраняя при этом свой голос, дает детям неповторимое ощущение бытия. Встроить свой голос в хоре сверстников по совместной игре, забаве, в досуговом деле — это умение преодолеть личную ограниченность, своеобразная сопричастность с миром. Но голос — фон самопроявления. Есть еще и сигнал слова. Слово — также концентрат того, чем обладает ребенок. Его невозможно заменить крико-движениями — в них возможна обманность. Слово — мысль, переход в новое социальное состояние — это отказ и от диктатуры слова, которая правила умами взрослых и детей более 70 лет. Апологетика имела некий словарь терминов, посягать на которые никто не имел права. Партия умело использовала диктатуру слова. Такие слова-понятия, как "социализм", "коммунизм", "революция", "партия" тиражировались ежедневно, включались в контекст любой информации, а значит и в сознание. Слова данного типа были скорее инструктивны, чем информативны, как и тысячи слов из "первоисточников". Мы коснемся ниже языка детского досуга, пока же отметим, что слова-сигналы, бытовавшие в досуговом опыте детей 30-х и более поздних лет, были частично идеологизированы. Дети клялись друг другу в чем-то, доказывая истинность слов такими "формулами": "под салютом всех вождей", за дело Ленина-Сталина", "честное пионерское". Они делали это искренне. Дети обычно не лгут, они фантазируют, поддаваясь магии навязанных слов. Обманывать их учат взрослые. Многообразные игровые "говорилки", слэнг — это скрытые слова досуга, слова — "тайные знаки". В школьном быту учитель, к примеру, на классном часе по поводу успеваемости и дисциплины много лет требовал: "Дай слово!" Дай! И ребенок давал очередное обещание быть лучше, не веря в это. Довольно долго были распространены "социалистические обязательства", обязывавшие ребенка делать то-то и то-то, не делать то-то и то-то' При вступлении в пионеры с детей брали "расписку" (пионерскую клятву), что они будут верны всем законам и правилам детской организации. Так слово превращалось в свой "обратный" знак. Знак-антипод. Школа — мир душевных человеческих отношений и прикосновений, а это вечный закон педагогической этики. Голос и слово могут огрублять детское сердце, делать его равнодушным к окружающему миру и к самому себе, могут учить обманывать.

В условиях досуга голос и слово соотносятся с возникающими в ходе неформального общения с партнерами образцами установленных ценностей, служат им.

К сигналам детского досуга следует отнести и особые жесты-знаки. Известный советский литературовед М.М.Бахтин (1895-1975) свидетельствует, что актеры и дети используют естественный (или заданный) жест в знаковом смысле, т.е. подчиненно театральной или игровой роли, замыслу ролей. В ролевом жесте отражаются социальные коды, используемые в общении. Дети, подростки придают жестам символическое значение. В 20-е гг. были очень популярны и сохранились долго, вплоть до 80-х гг. жест-символ — пионерский салют, означающий приветствие членов детской организации и уважение (дань памяти) установленным уставом вещным символам — знамени, флагу страны, памятникам, мемориалам и т.п., и жест-символ, к примеру, "рот-фронт", означающий солидарность интернационалистскому движению, протест против сил реакции. Его много лет использовали и дети, и взрослые, особенно в период антифашистских движений. До сих пор хранится в досуговой символике жест "виктория" — два растопыренных пальца поднятой вверх ладони, — который означает разные смыслы: протест, поддержку "звезд" сцены, солидарность с певческими коллективами, оценку восхищения и др. Существуют и другие социальные коды неформального общения — знаки вежливости, поддержки (аплодисменты, коллективные покачивания и др.), знаки протеста (топанье ногами, размахивание руками). Еще одним сигналом досуга мы считает его атрибуты. Они так же, как голос, слово или жест, информативны.

Атрибут (от лат. attribuo — "придаю", "наделяю") — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Понятие "атрибут" рассматривается в науке и практике шире. Например, в языкознании однозначно это определение. В философии это необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Демокрит рассматривал атрибут как основное свойство субстанции. Дидро и Робине — мышления. Спиноза считал протяженность и мышление атрибутами единой субстанции. Атрибуция как производное от атрибута также означает "приписывание", "наделение". К примеру, приписывание индивиду или социальной общности характеристик, не представленных в поле восприятия. Атрибут дополняет, достраивает то, что недостаточно для адекватного взаимодействия, раскрытия в социальном окружении. В педагогике он чаще воспринимается как нечто вещное, материализованное. Например: древко — атрибут знамени, посох — атрибут туриста, пилотка — атрибут пионерской формы, мяч — атрибут игры и т.п. Оперирование понятием "атрибут" восходит ко временам Аристотеля, который отличал атрибуты от акциденций (лат. accidens — "случайность") — чего-то временного, переходящего, несущественного в отличие от субстанционального. Значит, атрибут, с одной стороны, существенные свойства, признаки, детали, с другой стороны, это то, что приписывается объекту, с третьей — это просто часть, деталь, компонент объекта материального и социального мира (атрибуты детской пионерской или скаутской организаций; атрибуты костюма, формы; атрибуты праздника и т.д.).

Ф.Хайдер, положивший начало изучению проблемы атрибуций в конце 50-х гг., разработал их категории и принципы, которые стали использоваться в социальной психологии, а позднее в общей, педагогической, возрастной психологии, психологии спорта и т.д. На основе выявленных Хайдером закономерностей разрабатывались приемы практического использования атрибуций в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности людей. Атрибуция использовалась наряду с аттитюдами (установками) как один из нескольких объектов социально-психологического и социально-педагогического исследований.

Восприятие разных атрибутов в разных науках различно, но есть нечто общее, что отражает каузальная атрибуция, — уточнять причинность (от лат. causa — "причина") и наделять смыслом, содержанием, значением. Полагаем, что атрибуты существуют во всех сферах, видах человеческой деятельности, в сфере межличностных отношений, восприятия социальных объектов и т.п.

Что же следует отнести к атрибутам игры и досуга? Все материализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и условности, важные в системе взаимоотношений партнеров по досуговому общению.

Анализ досуговой деятельности позволяет представить тцпологию атрибутивности:

атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, творчеству, самовыражению (игровые аксессуары: мячи, биты, лаптовки, спортивные и театральные костюмы и т.д.);

атрибуты, заменяющие в досуге номинальные предметы (палка вместо клюшки, банка вместо шайбы, песок и зелень как бы продукты питания в игре, бумажки вместо денег и др.);

атрибуты, несущие символическую условность (ствол елки как пулемет, венок из березовых листьев как лавровый венок чемпиона, самодельные ленты победителей состязаний; знаки командного различия — погоны, нашивки, аксельбанты и т.п.);

атрибуты-игрушки, самоценные предметы (игрушки как облегченные или уменьшенные предметы: игрушечные часы, пылесосы, мебель, музыкальные игрушки и др.);

вспомогательные атрибуты досуга (любые предметы и явления, вписывающиеся в контекст досуговой деятельности: природа, территория, время суток, время года).

Знак и символ. Знак — предмет, явление.; служащие представителем другого предмета, явления, процесса5.

Изучение законов (семиотика) началось в XIX столетии, получило развитие в XX и связано с именами Ч.Пирса, Ч.Морриса, Ф. де Соссюра, Г.Фрече, Р.Карнака и других. Проблема знака трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Самообозначение. понятия знака в научной литературе также разнопланово. Философская трактовка: "Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)"6. Таким образом, философия подчеркивает, что в гносеологическом исследовании первостепенное значение имеет объективная референция знаков, их прямая связь с объективной реальностью. В семиотике — отрасли науки, которая занимается сравнительным изучением знаковых систем, — указывается, что обозначения предметов необычайно разнородны: "символ", "эквивалент", "репрезентант", "обозначающее", "копия", "индекс", "изображение".

Понятие "знак" в научной литературе трактуется по-разному: материально выраженная замена предметов, понятий, явлений; указатель, изображение, метка (мета); понятие; символ; художественный образ; метафора и т.д. В этом перечне есть значения, взаимоисключающие друг друга. Знаки — вечная мозаика меняющейся культуры. В этом плане можно говорить о знаках момента, которые не всегда следует принимать за истину. С одной стороны, переломный момент социальной жизни Российской Федерации перенасыщен западными, особенно американ-


5 См.: Психология: Словарь. С. 123. 6 Философский энциклопедический словарь. -М.: Политиздат, 1983. С. 191.

скими, знаками, а именно: чужой рекламой, чужой терминологией (названия фирм, частных предприятий, музыкальных молодежных коллективов и т.п.), чужим языком общения (слэнг), чужими песнями, танцами, музыкальными пьесами, фильмами, чужой одеждой и аг!гулетикой, жвачкой, сладостями и др. С другой стороны, эта наносная культура — явление временное. Русская культура, к счастью, все-таки хранится в сознании многих людей. И что бы ни случилось, ни происходило "наверху", наша культура останется жить, пока живы мы. Истина момента с нами, она в России.

Детский досуг, особенно игры, праздники пронизаны знаковой культурой. Знаки досуга духовны издревле, они как бы противостоят роскоши бытия и соединяют жизнь и образы жизни. Наши предки практически на каждой вещи ставили знаки досуговой практики — рисунки, насечки, орнаменты, узоры. Знаки, нанесенные на полотенца, сарафаны, рубашки, головные платки, ложки, коромысла, наличники окон, сундуки, соединяли человека с его представлением о празднике жизни, придавали конкретным вещам заряд духовной энергии.

Нам представляется, что вхождение детей в культуру идет иным, чем у взрослых, путем, и прежде всего через знаки культуры досуга: игрушки, имитирующие предметы;' предметы, используемые как игрушки; условия среды, стимулирующие детей к досуговой деятельности, озорству, забавам. Знаковая культура для детей — обретение смысла того или иного поведения в досуговом пространстве. Досуговые ценности у ребят разного возраста меняются, выстраиваются по иерархическому принципу, и отдельные знаки досуга или их формы становятся доминирующими в качестве ориентации поведения. Сегодня для нас, к примеру, очевидно: молодежная культура у каждого поколения своя и относиться к ней следует уважительно. Знаковые формы ее могут приходить из других стран, и задача воспитателей либо, если они не противоречат нашей духовности, принять их как составную часть отечественной культуры, либо противопоставить нечто лучшее, либо, если это невозможно, наполнить их новым содержанием (костюмы, прически, музыка, танцы, амулетика и др.). Дети в досуговой деятельности создают свои предикаты знаков, которые отражают реальные признаки предметов, явлений, материалов, аксессуаров, игрушек, включаемых в процесс досуга, с одной стороны. С другой — знаки воспринимаются подростками как показатели, возникающие из воображения, представления, из магического "как будто бы", т.е. из образа, придуманного детьми. Есть и третья сторона — это рефлексивный предикат, который появляется спонтанно в процессе развития игрового действия и коммуникативных отношений партнеров по досугу. Знак — корневое понятие для таких распространенных слов, как "знаю", "знакомить", "знакомство", "ознакомить" и др. Поэтому исторически знак — это то, что несет знание, информативный заряд.

Символ — образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений. Символ родствен понятию "знак"7. Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа. В отличие от аллегории символ неотделим от образной структуры и отличается огромной многозначностью своего содержания. Символы — это, скорее, наглядно-образное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было у первоначально изобретенного символа. Ассоциации ребенка питают их содержание. Символы оживляют, конкретизируют любые вещи.

Молодежи нужны такие символы, которые работали бы на уровне человеческого подсознания, влияя на поведение детей, на их поступки и особенно на их мировоззрение. Официальные символы общности должны быть доступными и легко понятными для каждого молодого человека. Осознание юными гражданами доступности культурных ценностей поможет заложить надежные камни в федеративный фундамент культуры, в которой символы — образные репрезентации.

Знак и символ выполняют прежде всего функциональное назначение — опосредованное раскрытие сущности, в них отраженной. Полнота воспроизведения реальности в знаках и символах зависит от сохранения связей с этой реальностью. Поэтому мы I склонны считать знак обозначением содержания, а символ тем, что выражает к этому содержанию отношение, своеобразный его функционал.

Игра в символике, обрядности выступает как бы фиктивно. Она свидетельствует, что в психическую жизнь ребенка вводится представление о деятельности, создающей необходимость перехода между знаком, еще связанным с вещью, и символом — порой его чисто интеллектуальных операций и эмоциональных ощущений. Помогая ребенку переступить данный порог, игра приобретает значение в его психическом развитии. Не уходя в сущностные основы такого мощного символа христианства, как крест, лишь упомянем его необычайную популярность среди современной молодежи. Его сегодня носят очень I многие как ценную или декоративную вещь на дорогих цепочках и поверх одежды. А ведь вера — нечто личное, интимное. И крест старой России был обязательно нательным. Женщины, I которые носили кресты поверх одежды в так называемые дореволюционные годы, как правило, были легкого поведения, эпатируя тем самым и религиозную и светскую мораль. Бесспорно, сейчас в душах многих молодых людей происходит более глубокий поворот к возрождению исповедального покаяния, не так

7 См.: Психология: Словарь. С. 361.


уж важно — перед самим собой, перед священником или даже перед народом. Обращение к кресту как символу веры — уже некий гражданский поступок, если он делается не по внешнему принуждению или моде, а под давлением собственной совести.

Поскольку человек живет не только в материально-вещном мире, но и в духовно-символическом, символы, знаки и сигналы не столько расширяют мир реалий, сколько выступают в качестве его нового отражения. Кассирер, к примеру, считает человека символическим животным (animal symbolickum), ибо язык, миф, искусствр, религия — элементы мира человека. Знак, символ, сигнал "рождаются в практической деятельности, фиксируются преимущественно в различных формах культуры. Они помогают ребенку адаптироваться в жизни. Пиаже в этом плане рассматривает знаки и символы в качестве индивидуальных факторов развития ребенка. Символы и знаки в досуговой сфере кооперируют детей, обогащают их общение*. Знаки досуга не носят иконический (символический) характер, они, скорее, отражают поведенческие стороны человека.

А.Ф.Лосев, пытаясь раскрыть сущность знака-символа, трактует его обобщающий принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания неким компромиссом реальности. Знак понимается и более конкретно — как воспринимаемые органами чувств предмет, явление (к примеру, изображение, звук, жест), содержащие в себе указание на другой, иной предмет или явление, т.е. имеющие определенный смысл (дорожные знаки, нотные знаки, корректорские знаки, знаки почтовой оплаты, знаки отличия и различия).

Интересно мнение Гегеля о разности знака и символа: "Знак отличен от символа: последний есть некоторое созерцание, собственная определенность которой по своей сущности и понятию является более или менее тем самым содержанием, которое он как символ выражает; напротив, когда речь идет о знаке как таковом, то собственное содержание созерцания и то, знаком чего оно является, не имеют между собой ничего общего. Философ Ильенков считает, что "быть знаком — это не естественное свойство какого-то предмета, а его функциональное свойство, которое проявляется в знаковой деятельности".

В разных видах деятельности ребенка используются различные по способам построения и функционирования системы зна-

* См.: Шмаков СЛ. Некоторые приемы, повышающие воспитательное значение символики и атрибутики // Вопросы нравственного воспитания. Красноярск, 1959; Он же. Игра в системе работы пионерской организации им. В.И.Ленина. Канд.дис. М., 1959; Он же. Ритуалы, символы и традиции пионерского лаге-ря//Пионерское лето. -М.: Профиздат, 1976.

* Гегель Г. Философия духа // Цит. по: Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М., 1977. С. 294-295.

10 Ильенков Э.В. Диалектика идеального// Искусство и коммунистический идеал. -М., 1984. С. 124.

ково-символических средств, определяемые прагматическими I назначениями деятельности. Мы осознанно исключаем из рассмотрения философскую, психоаналитическую и искусствоведческую литературу по проблемам символизма. Нас интересует лишь тот круг терминов и понятий, который может быть использован в досуговой педагогике и психологии. Можно.различать сигналы, знаки, символы, используемые детьми в досуге.

1. С точки зрения способа их воздействия на зрение, слух. Сюда можно отнести: /

а) визуальные, зрительно-видимые, обозреваемые знаки. Знаки на лице, теле (рисунок, макияж, татуировка) как свидетельства взросления, принадлежности к той или иной группе, I компании, тусовке, религиозному сообществу. Эмблемы и значки на одежде, головных уборах, необходимые либо для игры, либо для карнавала, либо для постоянной или временной принадлежности к досуговой группе. В этом значении визуальные знаки могут быть компонентом принятой эстетики, моды или I стимулом возникновения и развития неформальных отношений, демонстрации принадлежности к "братству", союзу "посвященных". Мы сюда бы отнесли знаки, значки-амулеты (лат. amuleten — "амулет"; anomponei — "оберег") в виде мелких 1 предметов, которые охраняют владельца от бедствий, неприятностей, "злых чар", болезней. Мода на амулеты в среде молодежи увеличилась в последнее время. Визуальные знаки — это I знаки-признаки, знаки-ориентации в детском сообществе. Это I знаки о себе, знаки преподнесения себя другим. Среди визуальных знаков досуга можно выделить:

значки и эмблемы, связанные с играми;

тайные знаки, придуманные детьми для засекречивания деятельности и общения;

знаки зодиака, амулеты, украшения, аппликации (орнаменты, изображения, вышивки и т.п.), рисунки на одежде; экслибрисы на книгах, игрушках;

знаки различия по субординации самоуправления в детских организациях, объединениях, клубах, спортивных и иных командах;

костюмы, головные уборы, специальную форму команды; прически особого типа;

изображения животных, птиц, рыб, цветов на костюмах, на лицах и т.п.; татуировки и др.

По классификации Пирса, такие знаки делятся на иконические (копия объекта), индексы (признаки объекта) и символы (связь знаков с объектами условна);

б) оптико-кинетические (визуально — статико-динамические) знаки с долей экспрессии. Это игровые жесты ребенка

(знаки-жесты), пластика его движений, мимика лица (знаки-взгляды), знаки-приветствия.

А.Валлон, рассматривая эмоции ребенка, регулирующие мир его общения, считает, что деятельность детей в их мотивах и способах определяется средой, условиями окружения, что благодаря своим эмоциям ребенок сначала принадлежит этой среде, потом уже самому себе. Знания, вырабатываемые в среде сверстников, неоднородны, дискретны. Дети принимают в общении традиции приветствия друг друга — похлопывание по плечу, объятия, поцелуи, удары ладонью о ладонь, поднятие руки вверх. Существуют и рефлективные знаки телесного контакта — удары, толчки, которые носят промежуточный характер, они выражают ассоциативные отношения детей и подростков. Существуют в отдельных коллективных играх (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и т.д.), в коллективных танцах, в коллективном восприятии музыкальных молодежных жанров искусства, в коллективном "болении" за любимые команды знаки и символы, которые реализуются под влиянием и обаянием масскультуры: вставания, вскидывание рук, размахивание флагами и т.п. Роль таковых знаковых обрядов в генезисе психики молодежи, в усвоении молодежной культуры досуга значительна.

К кинетическим знакам досуга детей можно отнести:

знаки внешнего приветствия детей друг друга в досуговом общении (командные приветствия в играх и личные приветствия);

символические жесты (салют, ритуал, отдание чести и др.);

танцевальные жесты (па, образные движения и т.п.);

жесты протеста;

жесты общности, солидарности на массовках и тусовках;

знаки-симптомы (радость, восторг);

дискретные знаки и др.;

в) экстралингвистические знаки как выразительное использование голоса, речи (знаки-звуки, языковые знаки). Чаще всего они используются детьми в синтетических моделях песни и танца: коллективные выкрики, междометия, свист. Данные знаки присущи вокальным показателям, темпо речи детей, паузам и даже дыханию.

Известный русский поэт В.Иванов (1866-1949), теоретик символизма, ориентированный на культурно-философские проблемы античности, ратовавший за создание народного театра-праздника, в 1919г. писал следующее: "Теперь нам подлежит знать одно дело: как в стародавние времена земледельцы заговорными обрядами будили весенних духов плодородия, так надлежит и нам звать наружу скрытые энергии народного творчества, чтобы они осознали себя в глубинах души народной и отважились проявить себя в новом празднестве, в новой игре, в новом зрелище... "п. В.Иванов к "скрытой энергии" относил внешнюю эмоциональность, отличающуюся непосредственностью, открытостью, аффектностью, коллективностью переживаний в массовом общении. Именно в 30-е гг. родились пионерские речевки, вернувшиеся в практику в 50-60-е гг. как форма речевой, звуковой экспрессии, как сигнал-носитель социальных отношений (символический интеракционизм) и как сигнал-носитель бессознательных влечений (психоанализ). Швейцарский языковед Ф. де Соссюра считает, что речевой знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом.

Д.Б.Эльконин отмечает свойственный речевой игре "двойной символизм", использование в игре знаков-заместителей, замещающих действий72. Сохраняя терминологию А.Валлона, Ж.Пиаже, Л.Леви-Брюля в исследованиях символической функции детской игры, детских досуговых забав, мы хотели бы внести некоторые отличия в их основные характеристики применительно к детскому досугу, к детским играм. Нам представляет-1?ся, что одинаково важны значения речевых знаков социализации мысли детей в их досуговой практике и подражательность, г которая свойственна имитационным и другим играм. Речевой г знак, воспринимаемый на слух, содержит в себе различную информацию, важную детям. Знания, приобретаемые или через экстралингвистические знаки, мобильны, независимы и наиболее | обобщены. К экстралингвистическим досуговым знакам можно I отнести:

разнообразные фольклорные "сигналы" (речевки, дразнилки, говорилки, считалки и т.п.);

прозвища, отражающие имена действительных или вымышленных героев сказок, книг, мультфильмов, животных; речевые приветствия детей друг друга;

сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских и молодежных групп и подгрупп, и др.

2. Существуют субстратно-субстанциональные знаки признания успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои символические эквиваленты и используются с точки зрения типа функционирования внутри системы досуга. Это, скорее, знаки-символы, иррациональные предметы:

знаки различия и памятные знаки (спортивных обществ, творческих коллективов, знаки принадлежности к ученическому классу, школе, году выпуска из школы и т.п.);

11 См.: Вестник театра. 1919. № 4. С. 34.

12 См.: Элъконин Д~,Б. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития детей: О диагностике псих, развитии личности.-Таллин, 1974.

знаки-поощрения (наградные значки, ленты, вымпелы, кубки, медали и др.);

знаки присвоения "званий", классности, разряда, выбора в официальный актив;

талисманы (предметы, приносящие удачу; предметы, демонстрирующие посвящение в ту или иную общность) и др.

3. Существуют также знаковые предметы, обозначающие сферу действия детей в той досуговой области, в которой они используются (игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты и др.). Особую игровую методику использования знаков и символов как механизма освоения социального опыта создал Л.С.Выготский, правда лишь для дошкольников. Существует также любопытный подход психолога Д.Брунера, который рассматривает пользование знаками и символами как основную особенность человека, ибо трудно понять, что это предопределяет — речь, танец, игру, песню, рисование. Но, по Брунеру, в результате все равно появляется человек, зачатки его личности, значит, появляется культура.

Ребенок, проходя опыт символического представления жизненного опыта, развивает язык, мышление, душу. Хотим заметить, что Ж.Пиаже не вывел никаких технологических рекомендаций относительно оперирования знаками, сигналами, символами как воспитательными средствами. Таким образом, в научной психологической литературе отмечается, что знаки — это обозначения, свободные от контекста, в то время как символы зависят от него.

Вспомним знаменитую русскую матрешку — игрушка игрушек, она символизирует то, что каждый из нас живет не ради себя, а ради кого-то и чего-то, существующих вне нашего понимания. Этот КТО-ТО может называться Человеком Вселенной или даже Богом, а возможно, просто рядом, близко или далеко живущим другим человеком, а это НЕЧТО может быть Вечной Истиной или Добротой. В богословии вышеназванное символизируется идеей Троицы. П.Флоренский определяет это так: Истина — созерцание Себя через Другого в Третьем. Приведенные выше положения иллюстрируют наши выводы, а экспериментальный материал свидетельствует, что по-разному трактуемое понятие знаков, символов имеет в разных науках разную сущность и функции: в возрастной психологии господствует термин "замещение", в технических науках — термин "кодирование", в педагогике — "моделирование". Отношение детей к окружающему миру, его имитационное отражение в сигналах, знаках, символах социально.

§ 2. Обряды, обычаи, ритуалы, церемонии как пласт традиций игровой культуры

В условиях современной технической цивилизации и перехода на новые экономические рельсы, резкой ломки социальных стереотипов уходят из употребления игровые модели национально-родового потенциала людей, существовавшие в течение тысяч дет докультурной эволюции и тысячи лет христианской культуры. Огромный пласт игровых компонентов культуры, игравших приспособительную и очень важную роль в сохранении и передаче социального опыта, теряет свое назначение. Мы имеем в виду явления, часть из которых следует отнести к игровым и досуговым традициям народа как отражению того очень важного и существенного, что происходило и происходит в жизни государства, общества, конкретного коллектива.

Традиция — всегда передача (лат. traditio — "передаю"). Передача и сохранение значимых элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению, способствующих развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре в целом. Традиция — то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения людей. В детском досуге тип общения традиционен, и если он импонирует ребенку, то тот сам ищет свое "размещение" в досуговом пространстве^3- В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Но в принципе все-таки они — явления, которые медленно эволюционируют. Нет сомнения, что современная Россия неотвратимо идет к беспартийной армии. Значит, офицеры будут черпать духовную силу не в программах той или иной партии, а в отечественных {традициях, которые прежде всего помогали вчерашнему офицерству беречь, защищать и спасать державу: традиции присяги на верность народу, традиции воинских почестей военным мемориалам, традиции отдания чести друг другу и т.п. Традиция — понятие емкое. Как действенное средство воспитания она исполнена глубокого смысла сохраненных элементов безоговорочного опыта, признанного и доступного всем. Вспомним А.С.Макаренко: "Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции... Традиции украшают жизнь ребят. Живя в сетке традиций, ребята

13 Шмаков СЛ. Какие традиции мы поддерживаем // Клуб и художественная самодеятельность. 19Y6. № 7; Шмаков СЛ., Загородная В.В. Беречь пионерские традиции// Воспитание школьников. 1975. № 3.

чувствуют себя частью своего особенного коллективного закона гордятся им и стараются его улучшать. Без таких традиций q считаю невозможным правильное советское воспитание. Почему? Потому что невозможно правильное воспитание без могучего коллектива, уважающего свое достоинство и чувствующего свое коллективное лицо"^. Следует выделить ряд признаков традиции.

1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии коллектива, одобрение коллективом. Традиция — то, что устоялось, отложилось, приложилось а постоянно воссоздается в жизни детского коллектива. Никто из детей специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.

2. Своеобразие, самобытность — пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В.Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по-своему.

3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.

Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Орленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых традиций, создавших неповторимый колорит этой детской здравницы. К ним можно отнести "непостаревшие" традиции первого "огонька" знакомств, сюрпризного концерта вожатых, специфических праздников дружин. У дружины "Солнечная" это праздник "рыжего солнца", в "Звездной" дружине — "Русские игрища", в "Стремительной" — "Поэма лета", в "Морской" — "Салют, море!" и т.п. В каждой дружине "Орленка" немало иных красочных традиций, например создание и обогащение неповторимых дружинных музеев: "Подвиг", "Пограничная слава", "Природа Кавказа", "Игры и игрушки" и т.п. Можно вспомнить и "мелкие" традиции: ритуал линейки в дружине "Солнечная", приуроченный к точным минутам заката солнца, "орлятский круг" — прощание перед отъездом с исполнением любимых песен, обмен сувенирами, сделанными руками ребят, и др.

Обратимся еще к одному уникальному опыту. В 41-й средней школе г.Липецка почти 30 лет действует литературный клуб "Парус", широко известный в стране^5. Члены клуба — учащиеся V-XI классов изучают и пропагандируют наследие великого

14 Макаренко А.С. Собр. соч.: В 5 т. Т.5 -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. С. 125.

15 См.: Шмаков СЛ. Игра как средство развития познавательной активности детей и подростков в учебно-воспитательной работе // Активизация познавательной деятельности учащихся. "Воронеж, 1975.

русского поэта М.Ю.Лермонтова6. При клубе существует прекрасный музей поэта, который хранит монографии и книги лучших лермонтоведов страны, редкие рисунки, реликвии, связанные с личностью Лермонтова, воспоминания о нем, карты путешествий по лермонтовским местам и т.п. Здесь же работают лермонтовский театр и агитбригада, участники которых в инсценировках, композициях, литературно-драматических монтажах популяризируют творения поэта. Создана уникальная тематическая библиотека произведений М.Ю.Лермонтова, со вкусом подобраны литературоведческие и биографические книги о поэте.

Основные традиции данного клуба связаны с творческими увлечениями самого Лермонтова. Учащиеся путешествуют по маршрутам путешествий Лермонтова, пробуют сами писать стихи и прозу, рисуют, собирают личные библиотеки и т.п. Главная традиция клуба "Парус" — ежегодные поездки в Тарханы, Пятигорск, иные заповедные лермонтовские места. Дети ремонтируют усадьбу поэта, трудятся в его саду, восстанавливают такую обстановку, которая была при жизни Лермонтова, собирают по крупицам все, что связано с жизнью великого поэта. Когда из Тархан поступил сигнал тревоги о том, что гибнет от засухи знаменитый парк, учащиеся 41-й средней школы сразу вылетели туда на самолете, чтобы спасти его. Месяц поливали деревья, кустарники, очищали парк от сухостоя, вскапывали землю, сажали новые деревья, корчевали пни. Вот почему каждая нитка плюща, привезенная с могилы поэта, колоски пшеницы с тарханских полей, дерн из Шангиреевского парка полны для них особого смысла и очень дороги. В традициях клуба "Парус" выступать с концертами под открытым небом в Тарханах, а в Пятигорске с литературными композициями. Работники лермонтовских музеев и мемориалов говорят о школьниках из Липецка как о прообразе посетителей "образца 2000 года".

Всякие традиции остаются мертворожденными, если они далеки от морально-этической нормы, если не содержат новых мыслей, новых компонентов красоты. Досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы, равно как и отрицательные традиции. Скажем, в 'Летних лагерях вечерние костры, походы, рыбалка — дань традициям походных военных бивуаков, но десятилетия в лагерях хранятся и передаются "по наследству" бессмысленные, неэтичные развлечения, жестокие обычаи мазать ночью зубной пастой друг друга, пришивать одеяла к матрасам, поджигать антикомарные сетки и т.п. В досуг школьников вошли компьютерные игры, новые виды спорта, но не уходят из практики примитив-

См.: Активизация познавательной деятельности учащихся. -Воронеж, 1975; Шмаков СЛ. Потехе чае...-М.: Знание, 1975; Он же. Пусть будет кремнистым путь // Клуб. 1976. № 19.

ные азартные забавы, часто унижающие их достоинство, — игры на деньги ("чика", "пристенок", "очко"), игры с физическими наказаниями ("чугунная спина", "попгоняла", "чечево" и др.)- Статичность досуга позволяет хранить приметы истории общества в лексике (считалки, говорилки, страшилки, зачинки и т. д.), в названиях игровых ролей (царь, сыщик, разбойник, палач), в названиях забав ("флирт", "картузы", "бирюльки", "семечник", "завалинка"). Связанные с социально-психологической сферой и культурой людей, традиции отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах. Есть традиции внеигровые, есть традиции и их большинство, где игра — "вечный" элемент. К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей, в том числе детей. Если не идеализировать жизнь большинства детей, то можно заметить, что под прессом неадекватности личной жизни в семьях, во дворах, жизнедеятельности в школах, даже в целом в обществе — отсутствия свобод и прав, нереализованных потенций, потребностей, интересов, скуки одномерной жизни — дети ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры-обряды, игры-обычаи, игры-церемониалы, игры-ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных традициях есть игровое зерно.

Обряд, обычай. Между обрядами, обычаями (свычаями) и детскими играми много тождественного, но есть и разница. Обряды и игры во многом надутилитарны, в них присутствуют правила-предписания (скрытые, обнаженные, косвенные), регулирующие поведение участников. Обычаи более традиционны, для них характерен стереотипный способ поведения участников, воспроизводящих привычные действия, общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения. Обряд можно понимать как образный ряд (обряд) рационально-иррациональных действий. Обычай — то, что обычно (быт-быть-бытие), по сути обыденно, но необычно по форме.

Игры обрядового характера находят свое отражение в весьма сильно "выветрившихся" обычаях семика, Купалы, в святочных представлениях, в хороводных играх. Скажем, обычай искать в ночь на Ивана Купалу цветущий папоротник, который обозначает либо место зарытого клада, либо знак одарения того, кто цвет увидит, необыкновенной любовью и здоровьем. День этот — день летнего солнцеворота, самый длинный день в году с самой короткой ночью. По древнему поверью, в этот день утром роса на лугах содержит особую силу цветущих трав и потому имеет очистительное и целебное свойство. Поэтому утром следовало купаться в росе, в реках, вечером зажигать купальские костры от трения дерева о дерево, так как такой огонь "живой"' он символизировал могущественное солнце, плодородие землй

Обряды танцев у костров или перепрыгивания через огонь означали очищение человека перед жатвой, сжигание болезней, дурного настроения, усталости. На Купалу, по народному поверью, кстати, в определенной степени подтвержденному травниками-лекарями, растения приобретают особую целебную силу. Потому до сих пор в деревнях утром накануне Купалы в полях собирают "купаленку", "медвежье ушко", "богатенку", "разрыв-траву" и другие лечебные травы. По обычаю, их следует класть в изголовье, загадывая судьбу, очищаясь от всех недугов.

Обычай украшения первого снопа в день жатвы сохранился до сих пор в Черноземье. Такой сноп в деревнях Липецкой области называют снопом-"дедом", снопом-"именинником", его хранят в правлениях, клубах до нового урожая. Таким образом, наиболее полно обычаи и обряды представлены в народных праздниках, медленно, но неуклонно восстанавливаемых в настоящее время. К примеру, 22 марта — весенний праздник Сорока сороков, или, просто, Сороки. Православная церковь в этот день отмечает память Сорока великомучеников. По древнему преданию, в 320 г., когда шло ожесточенное гонение на христиан, дружина воинов попала в плен к иноверцам и воинов забрасывали камнями. Но камни летели мимо или возвращались к мучителям. В темнице они услышали, по преданию, голос Господа, который сообщил им, что претерпевший муки спасен будет. Воины претерпели все муки, и Бог одарил их венцом вечной славы. Русские крестьяне дали празднику Сорока мучеников свое осмысление, оставив лишь его церковное название да память о |них в приметах своего "земледельческого календаря". Отмечается теперь этот праздник как праздник наступающей весны с такими обычаями, как встреча сорока сороков птиц, в честь них i до сих пор пекут сорок фигурок жаворонков, и раздают детям и старым людям. В этот день развешивают скворечники, кормушки для птиц.

Отрадно, что в "перезимье" пусть робко, но вновь стали колядовать, считая, что колядный обряд способствует благополучию I на будущий год.

Философская литература относит к обычаям "повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях"^7. К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приемы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Спектр проявления их большой. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные и тому подобные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные


17 См.: Философский словарь. С. 315.

для членов общества способы общения. Обычаи, как и обряды, меняются в процессе исторического развития общества.

Обряд же есть "совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями"^*. Энциклопедическая и словарная литература раскрывает понятия "обряды", "обрядность" по-разному: "Обряды — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды связаны с рождением, свадьбой, смертью (Погребение. Инициации). Существуют семейные, сельскохозяйственные, календарные и другие обряды. При социализме формируются новые гражданские обряды (посвящение в рабочие и др.)"^9; "... обрядность в общепринятом смысле понимается как совокупность обрядов, обрядовых обычаев, ритуалов, как система установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или же с бытовыми традициями..."20. Еще одна трактовка: "... обрядовая поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.)"2г. Философские, педагогические, психологические словари понятие "обряд" не рассматривают. Таким образом, этимология выводит обряд из обычаев, связывает его с традициями, ритуалами, общественными привычками, способами поведения и общения.

Известный специалист современных праздников профессор Д.М.Генкин пишет: "Обряд — это персонифицированный, личностный праздник. Праздничная ситуация, рождающая обряд, всегда вызвана событием личного характера, касается в первую очередь конкретной личности, а через нее и общества в целом"22. Интересную трактовку обряда мы встречаем у русского писателя В.В.Вересаева: "... вся сила, все значение обряда именно в его художественной закрепленности, в том, что он дает уже готовое русло для проявления теснящихся в душе чувств, избавляя человека отнеобходимости искать в минуту сильной эмоции путей ее проявления"23. Нам кажется серьезным научным просчетом, что в литературе, и в частности в этнографической, термин "игра" по отношению к традиционной народной обрядности, к социальным ритуалам и церемониалам не используется. Хотя все научные источники и многие авторы обращают особое внимание на "традиционные действия"; в обрядах, как и в играх,

18 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. -М-Русский язык, 1990. С. 315

19 Советский энциклопедический словарь. -М., 1987. С. 911.

20 Словарь. Коммунистическое воспитание.-М.: Политиздат, 1984. С. 159.

21 Советский энциклопедический словарь. С. 911.

22 ГенкиН ДМ. Массовые праздники.-М., 1975. С. 237.

23 Вересаев В.В. Соч. Т.8. Ч.П.-М., 1956. С. 224.

достаточно большое поле для импровизации и свободы ражения. Самовы Обряды, в том числе существующие в опыте детского досуга отражают тенденции надутилитарности традиционной культуры' Очень точно смысл обряда и всех входящих в него иных понятий отражают, к примеру, русские свадьбы, которые не проводят, а играют (играть свадьбу). Потому обряды, с одной стороны, — это некое театрализованное действо со сложившимся за долгое историческое время "сценарием", который включает и приметы современного быта. Но, с другой стороны, обрядовые "сценарии" не имеют завершенного вида, они строго не замкнуты и обязывают, воодушевляют, призывают к игровой творческой импровизации. Хотя возможно, что существуют при этом обязательные рамки и нормы, которые должны выполнять участники обряда (церемонии, церемониала, ритуала), то, что писатель В.Вересаев назвал "теснящимися в душе чувствами". Обряды, как правило, включают в себя иррациональный язык досуга ("язык реальной жизни", Маркс) — жесты, движения, звуки, действия, в которых спрессован разный социальный и духовный опыт прошлого. Названные выше "опоры" обрядового языка, с одной стороны, — элементы досугового общения и поведения, с другой стороны, внесмысловая дань традициям, которые люди повторяют или воспринимают как обязательный долг времени, как связь времен, как духовную эстафету поколений, как память некогда сложившихся консервативных образцов поведения, как общепринятую стабильность. Рефлексировать в ситуациях обрядов как бы не принято. Можно сослаться на два "крайних" обряда — обряд похорон и опять же обряд свадьбы. К примеру, обряд поминовения умершего происходит на третий, девятый, сороковой дни и через год, считая и сам день кончины. Каждый из названных дней хранит свои традиции, свои церковные сигналы: поминовение на третий день совершается в честь трехдневнего Воскресения Иисуса Христа и во образ Святой Троицы; обряд на девятый день связан с отданием чести девяти чинов ангельских, которые ходатайствуют как слуги Царя Небесного о помиловании представившегося; отрезок в сорок дней необходим, чтобы душа усопшего взошла на святую гору небесного Синая; годовщина смерти человека есть день рождения для новой, вечной жизни. Установленный в России День памяти усопших — возрождение традиции связи поколений, памяти родных, символизирования бессмертия души и святости человеческой памяти.

Свадебные старые и новые обряды: помолвка, встреча молодых в доме невесты, свадебный поезд, свадебная летопись, свадебные игры, подарки и т.п. — соответствуют традициям человеческого опыта. Эти и иные обряды воспринимаются людьми как данность, как нерасчлененность опыта прошлого и настоящего. Молено предположить даже о существовании обрядового

сознания людей. Из поколения в поколение передаются такие обряды, как вручение хлеба-соли, проведение траурной минуты молчания, проявление уважения к умершему вставанием, встреча родителями молодых после загса и т. п., имевшие когда-то магические, коммуникативные, суеверные и даже утилитарные функции. Обряды подвергались гонениям, их считали неуместными в новой, светской, тем более советской, идеологизированной действительности, но они все равно воспринимались и воспринимаются "фантазией во плоти", необходимой и целесообразной традицией. Обряды — чувственная сторона человеческого досуга. Их количество и разнообразие свидетельствуют о свободе и гармонии жизни людей. Будучи когда-то частью культуры религии, они постепенно распространялись на труд, быт и досуг, украшая последние красками значительной чувственности, эмоциональности и фантазией преображения действительности. Мы попытаемся дать некоторую классификацию обрядов, используемых в практике воспитывающей деятельности детей, в частности в их досуге.

1. Архаические обряды. Называя так эту группу, мы не имеем в виду явления, вышедшие из употребления, абсолютно устаревшие, пережитки старины, скорее, преднамеренное подражание старым обрядам, старинным народным формам, манерам, обычаям.

Досуг, особенно игры — важнейшие факторы культурной жизни человека с самых разных пластов его первоначальной деятельности. Неигра и игра соединялись в сплав многообразных форм социальной структуры бытия, его традиций, обычаев, обрядов, помогая ребенку адаптироваться в жизни, позднее отразить ее и преобразить. В том числе облегчить и украсить свою жизнь. Все знаки человеческой культуры отражают досуг-игру тем или иным образом. Само ярление образности — уже игра сил духа. Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга, досуга-игры, отражают ход изобретательности мысли, действия, их творческих начал. Рождение ребенка до сих пор сопровождается церемониалами выстрелов из ружей, оповещающих о появлении на свет мальчиков, украшения деревьев игрушками, цветами — о появлении девочек. Младенческий период жизни дитяти, его вскармливание (воспитание) сопровождается игровыми песенками, гуличками, колыбельными речитативами. Коллективный труд людей поддерживался игровым зачином, трудовыми песнями, хороводами. Охота и рыбная ловля обставлялись игровыми драматизациями. Военные сражения насыщались разнообразными атрибутами игр-образов: татуировками, украшениями военных костюмов и оружия, устрашающими амулетами, барабанным боем, выкриками. Свадебные обряды обрастали игровой драматургией. Похороны человека — это особое игровое мистическое действо, ориентированное в вечность, в иную жизнь. Все компоненты надчеловеческой игры-хулътуры включали в себя ее мощные движущие силы, которые социализировали личность человека, поднимали ее над трудностями бытия, уравнивали реальное и мистическое, серьезное и забавное, трагическое и комическое, сложное и простое, мно-гомерное и частное, заданное и импровизационное. Истоки архаических обрядов установить нелегко. Они зачастую присутствуют в праздниках как их составная часть. К примеру, новогодние обряды: костюмирование, наряжение елки, открытие елки, преподнесение или разыгрывание подарков из-под елки или с веток елки, игровые хороводы, колядование, песни вокруг елки. День Ивана Купалы: поиск цветущего папоротника, хороводы у костров, купание и обливание водой. Праздник Рождества Христова с гаданиями, игрищами на улице. Существуют архаичные обряды свадеб, в которых участвуют дети. Архаичные обряды помогают сохранить потерянное, сократить эмоциональную дистанцию между прошлым и настоящим. Американский физик-атомщик Р.Оппенгеймер в статье "Наука и культура" пишет: "Главное назначение... культуры фактически сводится к тому, чтобы не допускать перемен. А это значит снабжать социальный организм тем, чем сама жизнь магическим образом наделяет живые организмы, создавать своего рода гомеостаз, способность оставаться неизменным и лишь очень незначительно реагировать на происходящие в окружающем мире потрясения и перемены"2'. В этом спорном положении есть и нечто бесспорное. Архаические обряды, присутствующие в играх, антиномичны, и это естественно. Основной "материал" досуговых обрядов — богатая и разновидная окружающая жизнь, и прошлый далекий опыт, и даже сам субъект досуга — ребенок. Антиномич-ность25 досуга объективна, вне ее невозможно осмыслить его до конца. В нем всегда два полюса — вечно старое (старые вкусы, интересы, пристрастия, удовольствия) и постоянная новизна впечатлений, связей, видов деятельности, досуговых ролей, т.е. переплетение разных культур. Тоталитарная система длительно боролась с культурной средой прошлого, с архаикой досуга, со старыми обрядами, с индивидуальностью вообще. Тогда как нормальное развитие — это увеличение вариативности жизни ребенка, в том числе его социального поля, способных обеспечить наилучший простор творческой индивидуальности. Вообще не так-то просто отнести тот или иной обряд к архаическим. Например, обряд русского хоровода. Хёйзинга полагает, что хоровод, танец всегда есть сама игра, более того, представляют собой одну из самых чистых и совершенных форм игры. Современные дисковечера молодежи заимствовали хоровые обряды, хотя и в

24 Оппенгеймер Р. Наука и культура // Наука и человечество.-М., 1964. С. 52.

25 Антиномия (греч.) — противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

новой аранжировке. В этом ценность связи архаики и современности.

2. Утилитарные обряды (прикладные). Ребенок-школьник, особенно подросток, — это индивид, целиком и полностью погруженный в настоящее, его выходы в будущее лежат лишь в сферах игры, воображения, фантазии. И эта данность не трагедия личности, а, напротив, преобразующая сила творческой потенции освоения настоящей жизни.

Культурный пласт досуга — главная личная сфера индивидуальности ребенка. В рамках деиндивидуализации и безальтерна-тивности школы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: