Хронология кризисных событий в РФ

Минусы девальвации

В частности, падение курса рубля вносит свой вклад в темп роста потребительских цен, который по итогам 2014 года составил, по оценкам ЦБ РФ, 11,4%. Для сравнения: инфляция по итогам 2013 года составляла 6,5%.

В конце января 2015 года инфляция разогналась до 13,1% в годовом выражении, но, как отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, факторы, которые привели к росту этого показателя, "сильные, но одноразовые".

Те, кто переложили свои накопления в другую валюту, просто потеряли деньги, поскольку впоследствии рубль укрепился, напомнил премьер.

Есть и плюсы

К плюсам факт, что экспортеры получают валютную выручку и за счет изменения курса получают большее количество рублей, а значит, могут покупать большее количество товаров внутри страны, брать новые подряды, заказывать новую продукцию и таким образом расширять российскую экономику.

Снижение курса рубля позитивно для тех, кто ориентирован на поставки на экспорт, поскольку они получают валюту, а себестоимость их продукции в рублях остается прежней.

Хронология кризисных событий в РФ

Экономический кризис в России 2014-2016 гг. прошел несколько этапов:

Первое полугодие 2014. Ослабление рубля почти на 15% на фоне обострения украинского конфликта и введения санкций против РФ. Курс доллара преодолел значение в 37, а евро – 51 руб в марте. Стабилизация курса в период с апреля по июнь.

Второе полугодие 2014. Продолжающееся ослабление валюты в июле-сентябре. Валютный кризис в декабре 2014 года, спровоцировавший максимальное обесценивание рубля. В «черный понедельник» 15 декабря за доллар давали 64,45 руб, а за 1 евро – 78,87. «Черный вторник» 16 декабря стал днем сильнейшего обвала. За 1 доллар давали 79 руб, за 1 евро – 98.

К концу 16 декабря курс укрепился и составил 67,89 руб за 1 доллар. За 1 евро давали 85,15 руб. Прекращение придерживания российской валюты по президентскому указанию. Укрепление российской валюты в конце декабря. При этом не наблюдалось кризиса доллара в 2014 году.

2015 год. Сильное ослабление рубля в феврале, а затем его небольшое укрепление в апреле. Новый виток падения в августе. Тогда за 1 доллар давали 70 руб, а за евро – 81. К концу года рубль упал еще сильнее. За доллар стали давать 73 руб, а за 1 евро – 80. Валютный кризис в России 2014-2015 гг. привел к рекордному падению отечественной валюты к доллару. Оно достигло 27%.

2016 год. Курс валюты был нестабилен в первый месяц года. В январе курс неоднократно обновлял свой минимум. Во втором полугодии курс несколько стабилизировался и держался на уровне показателей 2015 года.

Одним из главных элементов рыночной экономики является спрос и предложение. Спрос – это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Потребности переходят в спрос тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара. Если рассматривать спрос с позиций отдельного покупателя, то речь идёт об индивидуальном рыночном спросе, а если с позиции всех покупателей, присутствующих на данном рынке, то говорят об общем рыночном спросе. Величина спроса зависит от уровня цены, по которой продаётся товар. Чем выше цена, тем меньше число людей, которые захотят купить данный товар, то есть ниже уровня спроса. Если же цена ниже, то больше число покупателей и количество покупаемого товара. Исключением из данного правила является случай, когда имеются инфляционные ожидания, когда покупатели ждут дальнейшего роста цен и стремятся имеющиеся деньги превратить в товары, в результате спрос возрастает.

Необходимым элементом рынка является предпринимательская деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.2) предпринимательская деятельность рассматривается как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Каждому предпринимателю хочется снизить степень риска в сфере бизнеса.

В 2015 год в России началась сложная адаптация экономики к шоку, обусловленному глубоким падением цен на нефть и экономическими санкциями, введенными в 2014 году. В результате непростого процесса адаптации к такому двойному шоку Российская экономика погрузилась в глубокую рецессию, пик которой пришелся на второй квартал 2015 года. После непродолжительного роста в перовой половине 2015 года в августе возобновилось падение цен на нефть, что отложило ожидаемое восстановление экономического роста, и реальный ВВП сократился на 3,7% за год.

Самой очевидной последней тенденцией для простых покупателей стал постоянный рост цен. Быстрее всего дорожали продукты. Основным фактором снижения потребительского спроса эксперты называют снижение доходов населения. Увеличивалось количество населения с доходами ниже прожиточного минимума. Эти три основных изменения вызвали крупнейшие сдвиги в потреблении товаров и услуг.

Эксперты отметили вклад в кризис розничной торговли санкций в виде введенного в 2014 году эмбарго на импорт продовольствия из многих стран мира. Цены росли за счет экономических санкций против России, увеличения стоимости сырья, колебания курса валют. Режим экономии заставляет население выбирать не только дешевые товары, но и более дешевые магазины. Традиционными маркетинговыми ходами в торговых сетях стали скидки, бонусные программы, промо-акции при покупке товара. Всё большая часть населения предпочитает услуги интернет-магазинов. Очень заметна становится экономическая ситуация, когда торговые сети вынуждены уходить с рынка из-за нерентабельности и низкой покупательной способности, и, самое главное, что никто их место не занимает. Между тем в результате девальвации реального эффективного курса рубля на 16,5% импорт сократился на 25,7%, что привело почти к двукратному увеличению профицита счета текущих операций в относительном выражении до 5,2% ВВП.

Антикризисные меры правительства предусматривали стимулирование потребительского спроса.

· Так, в рамках программы поддержки автомобильной промышленности предусмотрено предоставление автокредитов.

· Но, как правило, поддержка потребления реализуется не напрямую, а через повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Например, Минпромторг в 2017 г. предложил выплачивать субсидии компаниям — покупателям отечественного пищевого оборудования, которые захотят модернизировать свое производство или расширить ассортимент. Результатом данной меры может стать снижение цен на продукты питания для конечного потребителя.

Курс на восстановление экономики через поддержку производителей, а не конечного потребителя призван устранить риски роста инфляции и закредитованности населения.

· Снижение инфляции и инфляционных ожиданий приведет к росту уверенности населения и бизнеса в завтрашнем дне, что обеспечит долгосрочную положительную динамику экономического роста — эту точку зрения разделяют и в Центробанке, и в экономическом блоке правительства. Минэкономразвития прогнозирует постепенный отход населения от сберегательной модели поведения к 2018 г.

Пока экономисты спорят, бизнесу приходится перестраиваться на работу в новых условиях, когда цена стала ключевым фактором принятия решения о покупке.

· Активно развивается формат дискаунтеров (магазинов с узкой продуктовой матрицей и низкими ценами). На фоне общего снижение розничных продаж они в 2016 г. увеличили продажи на 15,3% как за счет частоты покупок, так и роста среднего чека («Тенденции развития FMCG рынка и ритейла в России», GFK, 2017 г.)

· Розничные сети также оптимизируют ассортимент своих магазинов. Например, X5 Retail переориентируется на потребителей с доходом средним и ниже среднего и в 1,5-2 раза сокращает ассортимент в региональных магазинах (Апрельская конференция ВШЭ, 2017 г.).

· Инструментом повышения спроса служит собственная торговая марка магазинов (СТМ). Как правило, такие товары по цене чуть выше себестоимости, поэтому продукция под брендом сетей обычно самая дешевая. Например, «Дикси» увеличил долю товаров под СТМ с 15,5% в 2016 г. до 25% в 2017 г.

· Центробанк смягчил условия резервирования для банков, реструктурирующих валютные ипотечные кредиты для помощи заёмщикам, попавшим в трудное положение в результате резкого изменения курса[

· Импортозамещение, который довольно сильно помог реальному сектору в 1999 году. Действительно, в условиях девальвации рубля и частичного ограничения доступа зарубежных товаров, у российских предприятий появились дополнительные возможности для увеличения своей доли на внутреннем рынке и увеличения выпуска продукции. Однако, на самом деле, фактор импортозамещения образца 2015 года не стал панацеей и имел ограниченный радиус действия. Отчасти за счет этого фактора положительный результат получен в пищевой промышленности, в химпроме, а также в некоторых областях легкой промышленности и машиностроения. В большинстве же промышленных отраслей спада производства избежать не удалось, причем темпы спада во многих из них были очень большими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: