Не имеющий милосердия перестает быть человеком

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 10, стихи 25-37

 

Притча о милосердном самарянине – одна наиболее важных притч Иисуса Христа, ибо она, как молния, озарила божественным светом тьму человеческой жизни, полной вражды и ненависти, превозношения одних над другими. Вражда была законом жизни древнего времени, когда уважали только силу, а о милосердии никто не помышлял. А Господь дал понять, как надо перестроить жизнь, чтобы наше поведение было спасительным и богоугодным. Он учил, что в основу нашего отношения к людям мы должны положить милосердие и любовь.

Самаряне были для иудеев народом презренным, отверженным, они не считались «ближними». Но Господь Своей божественной притчей заставил законника, спросившего, кто ближний его, самого признать, что именно самарянин был таковым, а не безжалостный иудейский священник и левит.

Вражда и сила в отношениях между людьми и между целыми народами остаются и поныне, через столько лет после Рождества Христова, таким же всеобщим законом поведения, как в ветхозаветные времена. Притча Христова научила истинному пути только тех, кого поразила она как некое божественное откровение, кто принял в сердце свое слово Христово, под конец сказанное книжнику: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37). Лишь немногие, подлинные христиане, поняли все глубокое значение этой притчи. Они, возлюбившие Господа всем сердцем, теперь составляют новый, небывалый пример сообщества людей, объединенных верой во Иисуса Христа, горящих любовью к Нему, руководствующихся в своей жизни Его святыми заповедями.

Я скажу словами великого апостола Павла что в этом новом христианском сообществе нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28). К нему принадлежат люди разных народов, обычаев, разного образования, силы ума. Именно любовь ко Господу объединяет их неразрывными узами, о чем говорит святой апостол Павел в Послании к ефесянам: «Они, прежде бывшие язычниками или иудеями, были далекими, а теперь стали близкими. Кровью Христовой стали близкими. Ибо Он есть мир наш., соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (см. Еф. 2:12-14).

Много преград воздвигли люди между собой, отгородились одни от других, не хотят знать друг друга. Только тех, кто вместе с ними за их перегородкой, считают близкими, а тех, кто вне, – ненавистными. Господь же упразднил вражду плотью Своей, а закон – учением; Кровью Своею разрушил стены, которые вновь возникают между людьми. Но многие и знать не хотят о разрушении этого средостения, не верят во Христа и ни во что ставят Крест Его.

Вот что иное, неслыханное ранее, принесла миру притча Христова о милосердном самарянине. Ее Господь рассказал нам, желая показать, что в основу нашей жизни, в основу отношений между народами должна быть поставлена доселе неведомая миру норма – милосердие. И только тогда, когда мы примем эту норму, заменив ею старые, забудем вражду и ненависть, только тогда воцарится мир на земле.

Евангельские отношения между людьми так святы потому, что Иисус Христос заповедал нам быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48). Чем обнаруживается совершенство Отца нашего Небесного? Его любовью, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4:8, 16), и милосердием, как о том упомянуто во многих местах Священного Писания. Благ Он, и милосерд, и праведен (Пс. 111:4). Он благ и милосерд (Иоил. 2:13). И Сам Христос заповедал нам: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Это главное, чего Он от нас требует. На Страшном Суде Он призовет творивших дела милосердия: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). А тем, которые, будучи стяжателями, пребывали в богатстве и не хотели им делиться со страждущими, громогласно повелит: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Ведь еще в древности было заповедано то, что и доныне кажется многим недоступным: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Мф. 22:39; Мк. 12:31). Если заповедано, значит возможно.

Великий святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о милосердии: «В милосердии находится правда, и правда – в милосердии». Ведь разве есть правда в том, что мы, имея достаток и даже избыток земных благ, равнодушно смотрим на ближних наших, голодных и раздетых? Только тогда будет правда в сердцах наших, когда обделенные и гонимые будут возбуждать в нас сострадание. Правда в том, чтобы мы любили своих ближних.

В другом месте свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком». Как можно перестать быть человеком? А разве не видите, когда читаете газеты и каждый день с ужасом узнаете о тех нестерпимых зверствах, которые творят в Корее[**] люди, чуждые милосердия? Называя их дела зверствами, мы сопоставляем их со зверями, значит, кто не имеет любви, становится извергом – зверем.

И еще святитель Иоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии царствия небесного». Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу. А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся, услышав, что будет, если не творить дел милосердия?

Будем же помнить всегда эту великую Христову притчу о милосердном самарянине. Будем помнить, что Кровью Своею Он разрушил все преграды между людьми, сделавшими Крест Его своим знамением, а заповеди – законом жизни. Будем помнить и древнюю заповедь закона, данного Богом за тысячи лет до Рождества Христова: люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор. 6:5); люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18).

Да оправдаемся милосердием на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и поклонение со Пресвятым Его Отцом и Животворящим Его Духом. Аминь.

19 ноября 1950 года

Будем молиться всегда и везде

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 11, стихи 1-8

 

Святые евангелисты Марк и Лука повествуют об исцелении расслабленного с весьма важными подробностями. Они пишут, что принесшие больного к Господу не могли войти в дом, где находился Иисус Христос из-за множества народа. Тогда они подняли расслабленного на крышу и, разобрав ее, опустили больного на одре перед Господом. Они в буквальном смысле слова шли напролом ко Христу с великим дерзновением, сердца их горели верой в то, что великий Чудотворец подаст им по их вере. Так и произошло. Что за удивительное неслыханное событие! Ведь когда разбирали они кровлю, глина и пыль сыпались на головы всех и на голову Иисуса Христа. Любой другой человек на Его месте возмутился бы и резко ответил дерзким людям, осыпавшим его мусором. А Господь Наш не произнес ни одного слова укора. Вместо этого Он воздал им величайшее благодеяние: Он исцелил принесенного ими больного, сказав, что по вере их прощаются ему грехи, повелел взять одр на плечи и идти домой (см. Мк. 2:3-12; Лк. 5:18-25).

Вспомните о жене хананейской, язычнице: когда Господь проходил те места, она пала на колени и умоляла Его исцелить ее беснующуюся дочь. А Иисус Христос не обращал на нее никакого внимания и шел дальше. Она неотступно следовала за Ним и так долго молила, что апостолы были утомлены ее просьбами и сказали Господу: «Отпусти ее!» Тогда Он спросил язычницу: «Разве можно отнять хлеб у детей и бросить его псам?» Ответ женщины был удивителен необычайной глубиной ее веры и надежды: «Так, Господи, но ведь и псы едят крошки, падающие со стола господ их». На это Он произнес: О, женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась ее дочь в тот час (см. Мф. 15:22-28; Мк. 7:25-30). Вот так велико было дерзновение этой несчастной жены, и Господь оценил его чрезвычайно высоко!

Так и нам подобает приступать к Богу: при молитве мы должны уподобляться ребенку, всем своим существом тянущемуся с протянутыми ручками к матери для утешения, или бедняку, погибающему от голода, который пришел просить о помощи человека, известного своей добротой.

Итак, для того, чтобы молитва наша была принята Богом, нужны два условия. Это прежде всего глубокая вера в бесконечное милосердие Господа – не должно быть никакого сомнения, никакого колебания в сердце. Только тогда мы будем услышаны, когда взываем к Богу сердцем, исполненным горячей верой. Кроме веры необходима еще неотступность в молитве, к чему призывал фессалоникийских христиан апостол Павел: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Надо знать, что просимое не будет нам дано с первых слов, мы должны показать свою горячую и твердую надежду единственно на Бога.

Господь Иисус Христос рассказал однажды Своим ученикам притчу: Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «Друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему». А тот изнутри скажет ему в ответ: «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк. 11:5-8).

Но разве у нас мало житейских дел, разве возможно заниматься только одной молитвой? Как же исполнить это требование, обращенное ко всякому христианину, ибо Господь Иисус Христос ничего невозможного от нас не требует? Непрестанно молиться – не значит только стоять на молитве дома или в церкви, класть поклоны; нужно, чтобы в сердце всегда был молитвенный настрой, чтобы сердце было полно сокрушения о недостоинстве нашем и греховности, чтобы оно было полно трепета перед величием Бога. И, если этот святой настрой никогда не будет нас покидать, мы будем молиться всегда и везде: когда трудимся на работе или пашем землю, когда заняты делами житейскими. Будем молиться и тогда, когда призывают к ответу власть имущие,– стоя перед их дверью, будем молча воссылать воздыхания к Богу, прося о защите. Главное, чтобы было желание молиться, чтобы сердце стремилось к Богу.

Все мы гораздо менее заняты, чем святой пророк Давид, – он ведь был царем Израильским и, будучи обременен заботами об устроении жизни своего народа, с утра до ночи разбирал государственные дела. Казалось бы, когда ему молиться? А смотрите, как он взывал к Богу: Были слезы мои мне хлеб днем и ночью (Пс. 41:4). Он написал множество молитвенных песнопений – псалмов. Устал я от стенания моего, каждую ночь буду омывать ложе мое, слезами моими постель мою орошать (Пс. 6:7). В полночь я вставал прославить Тебя за праведные суды Твои (Пс. 118:62). Вот когда он молился, – он воспевал Бога среди ночи, будучи весь день обременен трудами царскими.

Нам ли не найти времени обратить к Богу воздыхания наши и источать слезы? Нужно молиться не только словами заученных молитв, а так, чтобы от избытка сердца говорили уста (см. МФ. 12:34; Лк. 6:45), чтобы из сердца нашего мы молча воссылали молитвы к Господу, как это делала святая Анна, мать пророка Самуила. Она была бесплодной и мучилась от этого, горячо желая иметь ребенка. Однажды пошла она в Иерусалимский храм и, преклонив колени, всем пламенным своим духом устремилась к Богу. Без слов, одними воздыханиями сердца, просила у Него, чтобы Он даровал ей сына, и давала обет посвятить свое дитя Отцу Небесному.

Так молился святой пророк Божий Моисей, прося Бога отменить уготованное Им израильскому народу страшное наказание. Хотя пророк молчал, но его пламенная, безмолвная мольба сердца возносилась к Богу как громкий, полный тоски, вопль, так что Господь сказал: «Что ты вопиешь ко Мне, Моисей?»

А так ли молится большинство из нас? Мы духом совсем не молимся, а произносим слова машинально, не вникая в то, о чем просим. А если мы сами не слышим своих молитв, то как же Бог может услышать нас? Бог не слышит и тех молитв, которые Ему неугодны, Он отвергает те прошения, которые направлены во зло людям, например, когда мы желаем наказания своим врагам или когда бессознательно просим вредного для ближних. Даже молитвы святого апостола Павла, который три раза просил избавить его от преследований и оскорблений злого врага, Господь не исполнил, сказав: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Когда мы немощны, мы сильны, ведь тогда имеем дерзновение к Богу. Об этом нужно помнить и просить у Бога только духовных благ, не ожидая исполнения того, что мы в заблуждении считаем благом для себя. Господь лучше знает, в чем польза для нас, и дает нам только заслуженное.

Бывает, что наказание падает на целые народы. Молимся мы усердно изо дня в день о том, чтобы Господь помиловал нас и прекратил дожди, которые губят огороды и хлеба, а дожди не останавливаются. Значит ли это, что незачем молиться, что Бог не слышит наших молитв? Нет, это значит, что если Господь посылает всенародное бедствие, то весь народ должен молить Его об избавлении от несчастья. Но если сравнить количество молящихся с количеством населения всех городов области, на которую изливаются дожди, то окажется, что только малая горсточка молится Богу, а в большинстве своем народ совсем не обращается к Нему. Людям следует последовать примеру жителей древнего города Ниневии: когда они узнали, что город их осужден Богом на погибель, весь народ как один человек усердно молился и постился три дня и три ночи. И пощадил их Господь! (см. Иона 3:2–7).

Вспомним и другое – вавилонский плен и разрушение Иерусалима. Тяжкое наказание было предназначено для израильского народа за отступление от Истинного Бога и поклонение астартам и валам. Тогда Господь сказал устами пророка Иеремии: Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет  ли соблюдающего правду, ищущего истины? – Я пощадил бы Иерусалим... Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, они не хотят принять вразумления. Лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться... Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали... Неужели Я не накажу за это?говорит Господь,И не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? (Иер. 5:1, 3, 7, 9).

Видите теперь, почему не прекращаются у нас дожди, несмотря на молитвы. Но мы не должны унывать. Ведь когда Господь осудил на истребление города Содом и Гоморру, праведный Авраам, услышав об этом, стал умолять Бога о пощаде: «Неужели не пощадишь этих городов, если найдется хоть пятьдесят праведников?» И Господь готов был пощадить. Авраам дальше стал просить: «Неужели, если сорок, двадцать, хоть десять праведников найдется, неужели не пощадишь?» Господь готов был даже ради десяти праведников пощадить Содом и Гоморру, но их и столько не нашлось (см. Быт. 18:20-33).

Мы должны неустанно взывать к Богу, хотя бы и видели, что Он не вдруг исполняет наши молитвы. Нередко и великие святые чрезвычайно долго молились, чтобы Господь исполнил их прошение, особенно же когда они воссылали молитвы о своем грешном народе.

Господь услышит наши моления и воздаст нам по безмерному Своему милосердию. Аминь.

 

Будьте детьми Божиими,
и не будет тщетной молитва ваша



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: