Кому много дано, с того много и взыщется

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 12, стихи 42-48

Господь же сказал: «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лк. 12:42–44),

Это Иисус Христос говорит обо всех вас, вы те рабы, которым Он поручил Свое имение. Вы спросите: «Какое имение поручил нам Господь?» Но разве каждый из нас не имеет какого-либо из даров Святого Духа? Разве не дал нам Господь сердце плотяное вместо каменного? Разве не вселил Он в наше сердце любви к несчастным братьям нашим? У каждого из вас есть что-нибудь из того, что принадлежит Богу, а ему принадлежит все истинно доброе в сердце вашем. Некоторых из вас Он наградил благами жизни этой.

Все, полученное свыше, Господь повелел раздавать другим. Говоря о рабах и домоправителе, Он подразумевает тех, кто поставлен, как имеющие дары, выше тех, кто их не имеет. Вот и вас поставил Господь Бог над несчастными нищими, чтобы вы этим «убогим рабам» раздавали вовремя меру хлеба, то есть заботились об их пропитании. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4; см. Лк. 4:4). Значит и духовным хлебом вы должны питать людей, которые совсем чужды слова Божия, ничего не знают о христианской вере. По возможности, должны поведать им самыми малыми рассказами о Священной Истории, притчах Господа нашего Иисуса Христа, напомнить о заповедях Божиих, полученных через Моисея на Синае, о великих евангельских заповедях, которые гораздо выше древних,– о заповедях блаженства.

Далее Господь сказал, что над всем имением Своим поставит раба достойного. Здесь речь о том, что блаженного раба, который исполнил волю Господина своего, Иисус Христос поставит над небесным имением Своим, сделает его обладателем тех неизмеримых, ухом человеческим неслыханных и очами невиданных сокровищ духовных, которые получат все верные рабы Божии в царствии небесном (см. 1 Кор. 2, 9).

Если же раб не будет милосерд, не напитает убогих хлебом, если он скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой» (Лк. 12:45), то есть: «Не скоро Страшный Суд, успею пожить, насладиться жизнью, не буду думать о голодных, начну притеснять их, бить, обижать», то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными (Лк. 2:46). Мы же совсем не ждем Его, мы все беспечны.

Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал волю его, бит будет много (Лк. 12:47). Кто этот раб неключимый? Это все мы, знающие волю Господа нашего Иисуса Христа, знающие Его заповеди. Ведь тот, который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, многое потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48). Кто не знает воли Божией? Это люди, никогда не слышавшие евангельского благовестия,– язычники, мусульмане и даже евреи. Это бедные наши братья, бывшие когда-то православными, а теперь забывшие свою веру. Это наше несчастное молодое поколение, которое возросло в неведении заповедей Христовых. Это о них Господь говорит, что будут биты меньше, и это справедливо: если они не знают воли Божией, то заслуживают меньшей кары.

Так за что же они тогда будут биты? Святой апостол Павел в Послании к римлянам говорит, что язычники безответны, то есть не имеют оправдания, ибо хотя не слышали никогда слова Божия, но читают книгу природы, а в природе все говорит о Боге (см. Рим. 1:20). Созерцание величия природы, наблюдение над законами, царствующими в мире, пробуждают в сердце человеческом благоговение и страх Божий. Поэтому с них взыщется, но биты они будут меньше, чем знавшие волю Господню.

Что значит «будут биты много» и «будут биты меньше»? Значит, будет большое различие в силе мучений, которым подвергнутся грешники в жизни вечной. Будут страшные мучения для всех тех, кто хулил Духа Святого, кто сознательно попирал грязными ногами святое Евангелие. Меньшие мучения – для тех, кто меньше грешил, которых так много среди нас. Еще меньшие ожидают тех, кто не знал волю Господню.

Заканчиваю речь свою Христовыми словами, которые все должны запомнить, что от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48). Какую ответственность налагают эти слова на тех, кому много дано, на нас, архиереев и священников, поставленных Богом на великое дело вашего спасения, на дело проповеди Евангелия Христова! Какой ответ посмеем дать на Суде Божием, если окажемся рабами неключимыми?

Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные? И с них немало взыщут, если свои духовные богатства расточали, если не использовали на служение ближним. Но и вы, имеющие мало, помните, что с вас, хотя и меньше, а все-таки спросят, и будет это справедливый Суд Божий. Аминь.

20 ноября 1947 года

Жизнь коротка – Господь ожидает вашего покаяния

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 13, стихи 1-9

 

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1–3).

А скажите, разве не бывает в вас злорадства по поводу того, что кого-либо из ваших ближних постигла Божия кара, и вы думаете: «Слава Богу, что я не так грешен, что меня не покарал Господь!» Именно такое превозношение осуждено Христом в приведенном отрывке из Евангелия.

Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:4–5). Грозные несчастья, тяжкие кары посылает Господь на некоторых людей, не потому, что они были грешнее других, а чтобы образумить тех, которых Он пока оставляет без наказания.

Не думайте, что все грешнее вас, думайте, что вы грешнее всех. Не радуйтесь, что не вас покарал Бог, а со страхом подумайте: «Так ведь я ж еще грешнее! Что же не меня покарал Господь?» И покайтесь, ибо Господь говорит: Если не покаетесь, так же погибнете. Уже и секира при корне дерев лежит (Мф. 3:10; Лк. 3:9).

К словам своим Господь присоединил притчу о бесплодной смоковнице (см. Лк. 13:6–9), которая три года не приносила плода. Хозяин велел срубить ее, а садовник был милосерд, он пожалел смоковницу и просил еще год подождать: «Я все силы приложу, чтобы сделать ее плодоносной. Я ее окопаю, обложу навозом, а если и этот год не будет плода, то тогда сруби ее».

И среди нас есть люди, подобные бесплодной смоковнице. Им грозит посечение древа жизни, а Святая Церковь, милосердная к ним, просит Бога продлить долготерпение Свое, применяет все средства, чтобы остановить грешных и привести их на путь покаяния.

Помните всегда, что жизнь коротка, мы же обременены тяжким грузом грехов. Мы подобны бесплодной смоковнице, а Господь ждет от нас плодов добра и праведности – покаяния. Не упустите времени, отпущенного для покаяния в грехах, прежде чем поднимется страшная секира, лежащая при корне дерева нашей жизнь Аминь.

22 ноября 1947 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: