Тщеславие – тонкий и опасный порок

Слово на Евангелие от Иоанна,

Гл. 5, стих 44

 

Ушел Господь от фарисеев и книжников, искушавших Его, и шло за ним множество народа. И все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: «Ты Христос, Сын Божий». А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос (Лк. 4:40–41). Запрет Иисуса объявлять о исцелениях бесноватых и других больных встречается в Евангелии неоднократно.

Почему Христос запрещал разглашать о Его благодеяниях и чудесах? У святого евангелиста Матфея находим объяснение этому: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим (Мф. 11:29). Это значит, что Господь был чужд тщеславия и не хотел, чтобы Его прославляли люди.

А таковы ли мы? Кто из нас, подобно Иисусу Христу, стремится скрыть все доброе свое, кто презирает славу человеческую и ищет только славы Божией? Почти никто, ибо тщеславие – одна из опаснейших и сильнейших страстей, свойственных людям, избавиться от него весьма трудно и под силу было только святым.

Люди страдают и от других страстей – чревоугодия, блуда и гнева, сребролюбия. Но природа их такова, что, если победить эти страсти, то можно избавиться от них навсегда. А тщеславие и гордость – эти самые тонкие и сильные страсти – не похожи на остальные. Даже когда мы прилагаем все силы, чтобы избавиться от них, они не оставляют нас.

Тщеславятся все: и миряне, и монахи-отшельники. Вы, миряне, тщеславитесь тем, чему не следует придавать никакого значения: своим голосом, лучшим, чем у других, или своей телесной красотой, своим богатством, высоким и благородным происхождением, умом, успехами на поприще мирской деятельности и многим другим.

Монахам, оставившим мир и посвятившим себя всецело служению Богу, казалось бы нечем тщеславиться. Однако у них эта страсть проявляется в более утонченной форме. Усиливая свой подвиг, монах начинает тщеславиться тем, что в посте и молитве стал превосходить других братьев. Иного монаха поставят игуменом, и он тщеславится своим возвышением. Хотя он и молится неустанно, но эта окаянная страсть не уходит, пока он не сумеет победить ее и не станет поистине совершенным монахом.

Бойтесь этой злой страсти. Ко всем нам применимы слова Христовы: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете (Ин. 5:44)? Видите, что причастниками глубокой, истинной и чистой веры могут быть только те, кто свободен от тщеславия, кто все доброе, что имеет приписывает не себе, а Богу, ибо все воистину доброе – совсем не наше, а дар Божий.

В Святом Писании есть два разительных примера того, как тяжко карал Господь тщеславие. Царь Езекия был самым добродетельным и праведным из всех царей Израильских. Когда царь был смертельно болен и горячо молился, то Бог за его добродетели отсрочил его смерть на пятнадцать лет. Царь Вавилонский, узнав о его болезни, для выражения соболезнования прислал к нему своих приближенных с богатыми дарами. Выздоровевший Езекия в тщеславном желании показать посланникам царя свое могущество и богатство, открыл им все сокровища свои. Когда ушли послы, пророк Исаия спросил Езекию: «Что это за люди приходили? О чем ты говорил с ними? Что показывал им?» Езекия должен был признаться, что показал им все свои сокровища. Тогда святой пророк объявил ему Суд Божий за его тщеславие: «Все твои богатства будут увезены в Вавилон, а народ твой будет уведен в вавилонский плен» (см. Ис. 38, 39).

И другой пример, не менее яркий. Царь Озия, дед Езекии, до крайности превозносился своим могуществом и блистательными победами над соседними враждебными народами. В своей гордости и тщеславии он дошел до того, что вошел в Иерусалимский храм с намерением кадить во святилище. Сбежались первосвященник и множество священников и с ужасом уговаривали царя не совершать такого святотатства. Но он лишь разгневался на них и не оставил своего намерения. В тот момент, когда уже поднял руку для каждения, он вдруг весь покрылся проказой и до конца дней своих жил в заточении в отдельном доме, передав правление своему сыну.

Да устрашимся мы этих примеров грозного Суда Божия над тщеславными. И да последуем смиренным, как велит нам Христос, Спаситель наш, Ему же слава во веки веков. Аминь.

10 января 1948 года

 

Кто прикасается к Евангелию, сразу изменяет свой ум... А при внимательном чтении и душа как бы вступает в таинственное святилище, очищается и делается лучше, так как в Писании с ней беседует Бог.

Таково сеяние духовное: оно не требует ни лет, ни времени года, ни дней, но если упадет на благородную душу, тотчас прорастает цветущий и зрелый колос.

Таково свойство этого богатства: чем более станешь проникать в глубину, тем с большей силой будут истекать Божественные мысли – это источник неиссякаемый.

Не по множеству рек, но по природе своей удивителен этот источник, потому что в нем не потоки воды, а дары Духа. Этот источник растекается в каждую душу верующих и не уменьшается, разделяется и не истощается, распределяется и не убавляется, во всех он находится всецело и всецело в каждом.

Постоянно читающий Божественные Писания (в простоте сердца) и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкования, как бы корнями впитывает великую пользу.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Проповеди на темы Апостольских посланий

Как редки ныне люди, умеющие слушать

Слово на Послание св. ап. Иакова,

Гл. 1, стих 19

 

Обращаюсь к вам словами святого апостола Иакова: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак.1:19).

Как редки ныне умные люди, умеющие слушать! Чрезвычайно много иных, скорых на болтовню, которые, не выслушав, что им говорят, не вникнув в заданный вопрос, немедленно, не обдумав, отвечают. Язык их неудержимо рвется поскорее говорить.

Когда люди даже просто беседуют между собой, то редко слушают друг друга, каждый спешит показать свой ум, блеснуть своим красноречием, оба не слушают, а только говорят, ибо не умеют быть медленными на слова.

Мало людей, которые взвешивают свои слова, прежде чем их произнести. Трудно найти таких, которые заботятся о том, чтобы сказанное им было исполнено сдержанности, скромности, смирения и полезно для слушающих. Для того, чтоб быть такими, надо стяжать ум Христов, надо быть глубоко сосредоточенными на важнейшем на святом. А у огромного большинства из нас этого качества совсем нет,– язык неудержим, люди не хотят и не умеют молчать. Особенно среди женщин много таких, которые с утра до ночи болтают, не сознавая, что этим утомляют слушающих, мешают им.

Еще меньше людей, которые медленны на гнев, раздражение, почти никто не умеет сдерживать себя. Вспыхивают, как порох, от всякого слова не только обидного, но даже неприятного, сейчас же отвечают резкостями и бранью. Удерживать гнев умеют те, кто не лишен мудрости, чтобы укротить свои страсти, кто стяжал мир душевный, в чье сердце вселился Дух Святой. Премудрый Соломон очень глубоко верно сказал, что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7:9).

Псалмопевец Давид сокрушается: Смятеся от ярости око мое (Пс.6:8),– от ярости, раздражения я потерял способность различать добро от зла, ибо гнев закрывает глаза на все, что свято, и чисто, и истинно.

Премудрый Соломон еще наставлял: гнев губит и разумных (Притч. 15:1), то есть тех, которые, стяжав разум, еще не научились владеть своими страстями, сдерживать себя, когда сердце готово вспыхнуть от гнева. И далее: кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1). Вспыльчивый в момент может сделать глупость (Притч. 14:17). Действительно, как много глупых дел люди творят в состоянии вспыльчивости и раздражения: отвечают грубо и дерзко, обидными словами, принимают дурные решения, а когда вспышка гнева уляжется, стыдятся своих резких слов и неразумных решений.

Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31). Все видели людей, объятых яростью,– какой отвратительный и отталкивающий у них вид: глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.

Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся. Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев. Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти. Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле. Аминь.

5 февраля 1948 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: