Бойтесь лукавства и притворства

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 20, стихи 20-27

 

После того, как книжники и фарисеи поняли, что притча о злых виноградарях относится к ним, то стали искать, как погубить Иисуса Христа. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: «Учитель! Мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» Он же, уразумев лукавство их, сказал им: «Что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись?» Они отвечали: «Кесаревы». Он сказал им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». И не могли уловить Его в слове пред народом и, удивившись ответу Его, замолчали (Лк. 20:20–27).

Он им мешал,– Он затмевал их славу, их авторитет. Они не остановились даже перед предательством. А знаете вы, как гнусно предательство? Имя Иуды, предавшего Иисуса Христа, стало нарицательным, но тем не менее во все времена мы видим множество предателей. Были они и в апостольские времена, когда святой Павел писал епископу Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 3:1–5).

Святой апостол говорит, что в последние времена люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы, будут притворно благочестивы. И среди нас есть такие, кто носит личину благочестия, притворяется боголюбивым,– значит, апостол говорит и о них. Есть полные греха старухи, которые отравляют жизнь своих невесток, доводят их до бегства из дома,– только бы не слышать злой свекрови, которая, к стыду нашему, ходит в церковь.

Есть в наше время и предатели. На себе я испытал предательство дважды. Но в сегодняшнем евангельском чтении речь идет не столько о предательстве, сколько о притворстве.

Во времена иконоборчества при Константине Копрониме жил чрезвычайно стойкий борец за иконопочитание святой Стефан Новый[††]. Стефан Новый был страшен для Копронима, как твердый защитник Православия. Копроним прилагал все силы, чтобы совратить его на путь иконоборства, но успел нисколько. Тогда он решил использовать предательство. В обитель, где жил святой Стефан, послал он юношу по имени Георгий, чтобы тот притворился благочестивым и просил постричь его в монахи. Георгий удивительно ловко и тонко носил маску благочестия и обманул даже самого Стефана, и святой постриг его в монахи. Тогда Георгий ушел из монастыря и исполнил повеление Копронима: он сказал, что Стефан постриг его насильно. Это было поводом к тому, чтобы послать войско и разрушить до основания монастырь, где жил святой Стефан, а его самого бросить в темницу и предать жестокой мучительной смерти.

Это образец притворства и предательства. Среди вас предательства нет, но притворства и лукавства немало. Лукавство считается очень распространенным женским пороком. Женщины притворяются лучшими, чем есть на самом деле, лгут и лукавят, чтобы заманить в свои сети мужчин. К сожалению, так ведут себя и некоторые христианки. Убойтесь же лукавства и притворства, чтобы не оказаться подобными лукавым людям, подосланным с гнусной целью предательства к Господу, чтобы уловить Его в свои злые сети.

При жизни Господа евреи были подчинены римлянам и должны были платить им дань. Находились среди израильтян люди, бунтовавшие против римлян и подстрекавшие народ не платить подать. Таким был некий Иуда, который увел в пустыню четыреста вооруженных людей. Было много и таких, которые тайком подговаривали что не следует платить подать кесарю. Именно поэтому первосвященники, книжники и фарисеи составили свой предательский план. Они придумали задать Господу такой вопрос, из которого не было бы никакого выхода. Ибо, если спросят, должно ли платить подать кесарю, и Он ответит, что должно, то они возмутят народ, обвинят Его в том, что Он желает подчинения народа власти римлян, что Он лишен патриотизма, что не любит Своего народа. А если скажет, что не должно, то донесут Пилату, правителю Иудеи, который предаст Его смертной казни как опасного бунтовщика, восстанавливающего народ против владычества кесаря.

Казалось бы, что план придуман тонко и хитро, что Иисусу Христу ответить нечего. Но Господь ответил на этот лукавый вопрос такой глубокой мудростью, которая недоступна простому человеческому уму. Он сказал: «Подайте Мне динарий. Посмотрите, чье изображение на нем?» Говорят: «Кесарево».– «Ну, так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Этот ответ был так поразителен по своей простоте и премудрости, что злые предатели, старавшиеся уловить Господа, сразу умолкли.

Своим ответом Господь велит нам находиться в подчинении мирской власти, исполнять все законные повеления правительства, чтобы мы отдавали кесарево кесарю. Мы должны до смерти быть верными Богу, а во всем, что не противно требованиям благочестия, что не является изменой Христу, должны быть покорны власть предержащим. Так наставляет нас апостол Павел: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго (Евр. 3:12).

Так живите и помните это, да не грешит никто из вас не только предательством, но даже и тем, чему придаете мало значения, – лукавством и притворством. Аминь.

12 декабря 1947 года

В мире скорбны будете

Слово на Евангелие от Иоанна,

Гл. 15, стихи 19-20

 

На горе Фавор Иисус Христос через избранных учеников Своих показал миру небесный свет совершенного Им преславного Своего Преображения. О, как хотел бы Он, чтобы этот свет воссиял в мире, чтобы люди восприняли его в сердца свои!

Сошел Господь с горы в толпу народа, шумевшую и спорившую, и суетный, низменный дух толпы сразу больно поразил Его сердце, столь высоко настроенное. Подошел отец бесноватого мальчика. Он просил только об исцелении, – не преклонение перед Сыном Божиим, не любовь к Спасителю мира влекли его, а только желание получить телесную помощь от Врача-Чудотворца.

Господь с грустью взирал на грубый и плотской народ, который чудесным образом напитал в пустыне хлебом и рыбой, и промолвил: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потоми что ели и насытились (Ин. 6:26). Господь был чужд по духу большинству народа, Его не понимали, называли обманщиком и льстецом, слугой веельзевула (см. Мф. 12:24). Он должен был терпеть общение с врагами, ненавидящими Его, злобно покушавшимися на Его жизнь. Трудно было Ему, тоска и скорбь переполнили Его сердце, и вырвались из груди горькие слова: О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас (Мф. 17:17)?

Не только Господь Иисус Христос страдал от этой тоски. О праведном Лоте, племяннике праотца нашего Авраама, читаем мы в Послании апостола Петра, что, живя в Содоме, он тяготился жизнью среди людей неистово развратных, ибо сей праведник, живя с ними, ежедневно мучился праведной душой, видя дела беззаконные.

А из Послания апостола Павла к коринфянам вы знаете об общей судьбе апостолов и всех провозвестников Евангелия Христова: Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4:9). Посмешищем, зрелищем служат они для мира, не знающего Христа, над ними издеваются, их гонят, а Ангелы с великой радостью и благоговением взирают на их святой подвиг. Безумием сочли речь апостола Павла афиняне в ареопаге[‡‡]. Правитель Фест крикнул: Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян. 26:24). Что мог возразить Павел? Мы безумны Христа ради (1 Кор. 4:10). И о Господе Иисусе Христе говорили, что Он вышел из Себя, что бес в Нем, что Он безумствует. Даже доныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои и скитаемся (1 Кор. 4:11). Это ли не вражда мира? Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор. 4:13).

Однако это не только участь святых. Все, хотящие жить благочестиво во Иисусе Христе, гонимы будут (2 Тим. 3:12), – так сказал апостол обо всех христианах. Вспомним слова и Самого Господа: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое. Но как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, сего ради ненавидит вас мир. Раб не больше своего господина. Если Меня гнали, то будут гнать и вас (Ин. 15:19–20).

Пророк Давид поет: Тебя ради нас умерщвляют каждый день, считают за овец, закалываемых (Пс. 43:23). Но так было не только при древних гонениях на христиан от римских императоров.

Мы пришельцы на земле, не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13:14). Тоскуем в мире сем, как тосковали евреи на реках Вавилонских, вспоминая о Сионе. Как тяжело мне ходить по улицам Тамбова, видя и чувствуя, что я чужд и не нужен огромному большинству жителей. Не нужны им мои призывы встать на путь Христов, мое служение, не знают они моей тоски об ожесточении их сердец. Проходят передо мною блаженные картины древней Святой Руси, в которой весь народ был проникнут благоговением перед своим Спасителем и послушно шел за своими святителями. А теперь если и интересуются мной, если ищут меня, то только как врача, от которого ждут исцеления своих телесных недугов; а о недугах душевных со мной не говорят, помощи духовной не просят, в ней не нуждаются.

Так и все вы, христиане, мое малое стадо Христово, тоскуете и мучаетесь из-за своего духовного отчуждения. Знаю, что многие из вас несут тяжелый крест отчуждения даже в своей семье. Знаю, как тяжело вам слышать от мужей, братьев и даже от отцов и матерей хулы и насмешки над вашим благочестием, над вашей любовью ко Христу, над вашими молитвами.

Терпите, как терпел Сам Господь наш, как терпел святой Павел и все апостолы. Не отвечайте злом на зло, а молитесь об оскорбляющих вас, уподобляясь святым. Только в молитве найдете покой вашим душам, ибо услышит ее Христос, Сам так долго несший тяжелый крест отчуждения и хулы. Да упокоит Он вас, труждающихся и обремененных, протягивающих руки к Нему, изливающих скорбь сердец ваших,– от Него вам спасение, в Нем убежище ваше. Аминь.

2 сентября 1945

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: