К ефесянам, гл. 3, стихи 8-21

 

Трудно понимать нам великие писания святого апостола Павла. Даже первоверховный апостол Петр находит, что в его писаниях есть нечто невразумительное (см. 2 Пет. 3:16). Великий святитель Русской Церкви, Феофан Затворник, написавший много чрезвычайно важных для Церкви книг, в том числе и толкование на все Апостольские послания, тоже говорит, что за мыслями святого Павла очень трудно уследить. А между тем в них содержится глубокая премудрость, великое сокровище Церкви Христовой.

Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия, благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово (Еф. 3:8). Смотрите: первоверховный апостол Павел, облеченный великой благодатью проповедания Евангелия, называет себя наименьшим из святых. Святыми же апостол в своих Посланиях называет вообще верующих и, говоря так, ставит себя ниже всех христиан.

Цель Посланий апостола Павла – открыть великую тайну домостроительства Божия, сокрытую от века, которая заключалась в том, что Господь наш Иисус Христос непостижимым для нас образом Своей крестной смертью искупил весь род человеческий и освободил от власти диавола.

Апостол Павел проповедовал это язычникам-ефесянам не только для того, чтобы они сами постигли все величие дела Господа Иисуса Христа, но и для того, чтобы ныне соделалась известною через Церковь земную Началам и Властям на небесах (то есть самим Ангелам) многоразличная премудрость Божия (Еф. 3:10). Ведь пока не совершилось великое дело искупления рода человеческого, эта тайна была сокрыта и от них. Они знали только то, что Бог избрал израильтян как Свой возлюбленный народ, которому многое было возвещено через пророков. Знали, как сильна была проповедь апостолов, но они не представляли себе, что благодатное слово Евангелия дойдет даже до язычников. Этого, по-видимому, не знал даже Архангел Гавриил, когда в день Благовещения приветствовал Пресвятую Богородицу, говоря, что Она родит Спасителя, Который избавит народ Свой от грехов их (см. Лк. 1:31–33, Мф. 1:21).

И Ангелам открыта многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Бог исполнил во Христе Иисусе. Через Господа Иисуса Христа ныне имеем надежный доступ к Самому Богу Отцу. Преклоняю колени мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф. 3:14, 16–17). Святой апостол молился о том, чтобы христианская вера утвердилась не только среди иудеев, но и среди язычников, чтобы Сам Бог вселился в сердца человеческие и люди благодатью Святого Духа утвердились во внутреннем человеке.

В каждом человеке есть внешний человек, мирской, который тлеет в похотях и страстях, проникнут грехами мира сего. Есть и внутренний человек, созданный по образу и подобию Божию, есть Дух, который мы получаем от Самого Бога, именно Он направляет нашу глубокую внутреннюю жизнь. Каждый православный христианин освящен и освобожден от первородного греха благодатью Божией в великих Таинствах Крещения и Миропомазания.

Но многие люди свою жизнь, дела, свою волю направляют ко злу, заглушая в себе образ Божий, оскорбляя Духа Святого, обитающего в них. Этих окончательно недостойных, отвергших путь Христов, отпускает Бог жить по их воле, оставляет на избранном ими пути.

И святой апостол Павел, преклонив колена, молился о том, чтобы укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чт’о широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову; дабы вам исполниться всею полнотою Божией (Еф. 3:18–19). Слова будто бы малопонятные, но они станут понятны вам, если представите себе, как безграничен мир, не только материальный, но и духовный. Тогда поверите словам святого апостола Павла, что даже в этой жизни праведные люди могут понимать эту безмерность широты, и долготы, и глубины материи и духа. Он сам был восхищен до третьего неба. Подобно ему был восхищен преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский и видел нечто столь великое, столь необыкновенное, что никакими словами человеческими невозможно было это передать.

Все те, кто удостоится войти в небесные обители, кто будет изо дня в день просвещаться светом Христовым, стоя у Престола Божия, поймут, что совершенно неизмерима широта, и долгота, и глубина, и высота в мире духовном. Перед ними откроется столь необъятный мир славы Божией, о котором не можем теперь иметь никакого понятия. Им дано будет уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, которая привела Его на Крест, дабы вам исполниться всею полнотою Божией.

Что это значит? Господь наш Иисус Христос говорил, что все должны быть совершенны, как совершен Отец... Небесный (Мф. 5:48). И в царствии Божием, в которое да сподобит всех нас войти Господь, получим возможность и силу, созерцая Самого Бога и предстоя у Престола Его, совершенствоваться духом беспредельно и бесконечно. Будут умножаться и познания наши, и мудрость наша, и станем понимать всю полноту благодати и святости Божией. Станем и мы носителями этой полноты Божией, станем святыми, детьми Божиими, бесконечно приближающимися к совершенству любви. Аминь.

13 октября 1948 года

Гроб открытый – гортань их

Слово на Послание св. ап. Павла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: