К евреям, гл.12, стихи 1–7

 

Святой апостол Павел взывает к нам: Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12:1). Мы несем разные бремена. Есть общее всем добрым людям тяжкое бремя, давящее их,– со стороны окружающего мира, далекого от Христа. Как тяготит нас нечестие, воровство, хищение государственного имущества, которое должно принадлежать всем, но попадает в руки хищников! Как неприятно видеть доныне существующее взяточничество, как давят нас убийства, кровопролитие! И мы, подобно праведнику Лоту, утомлены общением с людьми развратными.

Но есть у каждого из нас и тяготы от ближних – для нас невыносимы ругательства, ссоры, даже драки, которые происходят рядом с нами. Нас гнетет то, что близкие, любимые нами, которые должны были бы и нас любить, относятся к нам совсем не по-христиански, портят нашу жизнь, подвергают нас нравственным мучениям.

Есть и еще одно бремя – от укоров совести; оно отягощает наше сердце, когда сознаем содеянные нами грехи и изнываем под их грузом. Значит, все мы несем тройное бремя: и совместное, и зависящее от наших ближних, и свое личное.

Грех заставляет нас спотыкаться, падать. Его нужно свергнуть и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12:1), ибо знаем, что поприще всякого христианина трудно; знаем также слова Христовы: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я победил мир (Ин. 16:33). Идя путем скорби, мы укрепляемся, взирая на Иисуса Христа, Который достоин был всякой радости, всякой чести, всякого прославления, а вместо этого претерпел тягчайшее унижение, и посрамление, и Крест (см. Евр. 12:2). Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12:3).

Господь помогает нам идти тяжелым путем страданий, как добрые родители своим малым детям. Если видите вы, что дети ваши развращены, то разве оставите их без наказания? А разве мы все не дети перед Богом нашим? Разве Господь, любящий нас, всем желающий спасения, может оставлять безнаказанными наши прегрешения перед Ним? Нет, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец, (Евр. 12:6-7)?

Тяжело детям, ведь они несут на себе двойное бремя скорби: от тяжести наказания отеческого и от стыда, от сознания своей вины перед родителями. Достойно его переносят только дети добрые, а иные от наказания не исправляются, только еще больше ожесточаются: они ропщут на родителей, восстают против них, выходят из повиновения.

А как же мы переносим Отеческую заботу о нашем исправлении? Конечно, с трудом. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, и мы, как злые дети, чрезвычайно часто озлобляемся на Божии вразумления. Мы нередко доходим до тяжелого отчаяния, осуждая Его: «За что, за что, Господи, Ты караешь Меня?» Мы не чувствуем своей вины и не видим черноту своего сердца, за что и получаем от Него по заслугам.

Ропот на Бога есть тяжкий грех, за который неотвратимо суровое наказание. Вспомните, как израильский народ, очень долго путешествовавший по пустыне и тосковавший по египетским мясу и овощам, восстал против Моисея и Аарона и возроптал на них и на Бога. Господь посылал им Божественную небесную пищу – манну, а они капризничали: «Опротивела нам эта негодная еда» (см. Исх. 16:4–11). Восстал весь народ, а это хуже, чем ропот одного человека, это огромное преступление перед Богом. И Господь покарал израильтян, послав на них змей, от укусов которых умерли многие. И только когда по повелению Господа Моисей воздвиг изображение медного змея наподобие креста и призвал народ взирать на этого змея с верой и мольбой к Богу, только тогда прекратилось это тяжкое бедствие (см. Числ. 21:6–9). Медный змей был прообразом распятого на Кресте Иисуса Христа.

Когда мы ропщем на Бога, то дьявол, по попущению Господа, умножает скорби, чтобы мы все больше и больше возмущались. А от тех, кто благодарит Бога за вразумление, враг отходит, как побитый пес. Всегда благодарите Бога за наказания Его!

Был в древние времена великий учитель смирения Иов, указавший всему миру, как нужно относиться к потере семьи, имущества, работы, общественного положения, уважения – ко всем бедствиям, которые попускает нам Господь. Он лишился всего: огромного богатства, детей. В конце концов сатана получил разрешение от Бога поразить его проказой. И что же? Разве ожесточился праведный Иов? Разве возроптал на Бога? Сев на кучу пепла, он скоблил черепком свои язвы и говорил: Господь дал, Господь и взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно (Иов 1:21). Какой нам урок!

Есть и другие наказания Божии, налагаемые на нас за превозношение, гордость, тщеславие или пренебрежительное отношение к людям, честолюбие. Господь, желая избавить нас от этих гибельных страстей, смиряет нас поношением от людей. Он заставляет нас в стыде сознать свое недостоинство, свою несправедливость к тем, кого мы обижаем, и вспомнить слова псалма Давидова: Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои (Пс. 118:71). Это величайшее благо, за которое всегда воздавайте хвалу Господу! Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай (Иов 5:17).

Трудно переносить Божие наказание, труден и долог путь страданий, и опускаются руки наши, и ослабевают колени. Прислушаемся к призыву святого пророка Исаии: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие (Ис. 35:3) – и укрепим себя постоянной молитвой и покаянием, и приведет нас крестный путь в царство небесное. Да сподобит нас этого Господь наш Иисус Христос, Спаситель и Избавитель от смерти. Аминь.

29 июля 1945 года

Объяснение великопостной молитвы
преподобного Ефрема Сирина

 

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь!»

Молитва преподобного Ефрема Сирина в богослужении Святой Церкви занимает особое место. Много раз повторяется она во время служб Великого поста.

Эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, таинственно воздействует на него, и вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее. Отчего это? Оттого, что излилась она из сердца, совершенно очищенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Она коротка, но тем не менее содержит огромное богатство мысли и чувства. Чрезвычайно важен сам факт, что святой Ефрем просит Бога избавить его от всего порочного, противного Ему, и сподобить великих добродетелей. Почему он просит об этом?

Есть люди – и таких особенно много было в языческие времена,– которые во всем полагаются на себя, думают, что все достижимо силами их ума и чувства. Они не понимают, что многое, причем самое важное, самое драгоценное и сокровенное, нашему уму и чувству недоступно. Тот, кто это понимает, помнит, что сказано святым апостолом Павлом: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15).

Так говорит величайший верховный апостол, сознавая свое бессилие идти по пути добра, глубоко понимая, что плоть его, которая тянет вниз и не пускает сердце высоко к Богу, имеет огромную власть над ним. Он тосковал, мучился душой оттого, что не творил того доброго, чего жаждала душа его, а творил то злое, чего не хотел.

Святой Ефрем Сирин, глубоко сознавая это, молил Бога, чтобы Он избавил его от пороков, чтобы дал силу творить добро. Силу творить добрые дела, как и силу избавиться от пороков, получаем только от Бога. Это смутно сознает душа каждого христианина, и потому так трогает молитва святого Ефрема Сирина.

У каждого человека есть свой дух: в его душе оставляют, след и те пороки, которыми он грешит, и то добро, которое он творит. Гораздо легче избавиться от отдельных пороков, чем от духа этих пороков. Последнее возможно только постепенно, с Божией помощью.

И вот святой Ефрем Сирин просит Бога не только дать ему дух добродетелей и избавить от духа пороков, но просит, чтобы душа благоухала Христом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: