Требования к структуре и содержанию рабочей программы по предмету (курсу)

Основания и полномочия образовательного учреждения по проектированию рабочей программы по предмету (курсу).

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся......организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов)». Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации.

Рассмотрим основные статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на которые необходимо обратить внимание при проектировании рабочих программ учебных предметов Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе - федеральный государственный образовательный стандарт - образовательная программа - примерная основная образовательная программа - общее образование - учебный план - средства обучения и воспитания - качество образования - отношения в сфере образования - участники образовательных отношений Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся Статья 59. Итоговая аттестация Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации», статья 12). Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2, п. 9).

Функции рабочей программы по предмету (курсу).

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС СОО, разработано в соответствии

· с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» п. 3.6 ст. 28,

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями),

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями), требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС),

· Уставом КОГОБУ ЦДОД (далее – ОО).

1.2. Настоящее Положение определяет требования к структуре, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса) (далее рабочая программа).

1.3. Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением - это локальный нормативный документ, обязательный для исполнения в полном объёме, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы (далее – ООП) общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС и на основании содержания Примерных образовательных программ по соответствующим дисциплинам (при наличии) в условиях получения образования в КОГОБУ ЦДОД.

1.4. Рабочая программа, как компонент ООП образовательной организации (далее – ОО), является средством достижения планируемых результатов ООП, фиксации содержания образования, системы оценки данного учебного предмета (курса), для всех учебных предметов, курсов, предусмотренных учебным планом ОО.

 

1.5. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП ОО с учётом особенностей функционирования ОО, индивидуальных особенностей ученического контингента, уровня изучаемого предмета (курса).

Задачи программы:

· сформировать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного предмета (курса);

· определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса КОГОБУ ЦДОД и контингента обучающихся.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

o нормативную, то есть является обязательной нормой для исполнения учебного плана в полном объеме, являясь документом, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических, контрольных, итоговых работ;

o целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых они введены в ту или иную образовательную область;

o определения содержания образования по учебному предмету, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

o процессуальную, то есть определяет:
логическую последовательность усвоения элементов содержания,

организационные формы и методы (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения, пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии, средства и условия обучения);
обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

o оценочную, то есть выявляет уровни усвоения содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности ученика;

o реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

o включает модули регионального предметного содержания;

o создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

o обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся

 

Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей).

Рабочая программа может отражает собственный подход учителя-предметника, группы учителей к структурированию учебного материала, последовательности изучения этого материала, объёму учебного времени, отводимому на изучение отдельных разделов и тем, конкретизирует требования к результатам освоения основной образовательной программы учащимися.

Рабочие программы составляются на уровень среднего общего образования для каждого учащегося индивидуально или группы учащихся при условии реализации общих рекомендаций, прописанных психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК), школьным психолого-педагогическим консилиумом (далее – шППК).

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

3.Виды и назначение рабочих программ, их отличие от основных и типовых образовательных программ.

Основой образовательной деятельности педагога в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная

программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее - Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер.

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Авторская программа – это документ, созданный на основе

государственного образовательного стандарта и Примерной программы (при её наличии) и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы образовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая учебная программа[1]- нормативно-управленческий документобразовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая учебная программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.



Требования к структуре и содержанию рабочей программы по предмету (курсу).

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса на один учебный год;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: