На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
· Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
· Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:
· Работой с одаренными учащимися.
· Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
|
|
· Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.
В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:
профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,
квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.
В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:
1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
2. Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
3. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
4. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
|
|
· при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
· при проведении аттестации педагоговобразовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
· при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:
· определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
· обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
· обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
· содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.