Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Указана основная цель профессиональной деятельности - это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:
|
|
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2. Воспитательная деятельность.
3. Развивающая деятельность.
Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:
дошкольного образования
начального общего образования
основного и среднего общего образования
модуль «Предметное обучение. Математика»
модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.
Хотелось бы остановиться на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.