ЗАДАНИЯ
Задание 1. Изучите содержание главы 16 по учебнику Е. И. Литневской, В. А. Багрянцевой «Методика преподавания русского языка в средней школе» (учебник в формате Pdf будет прикреплен к файлу с заданием и продублирован на электронную почту студентов). Сформулируйте ответы на следующие вопросы.
1. Что не является целью изучения морфологии?
А) дать представление о частях речи как о лексико-грамматических классах слов;
Б) дать представление о слове как единице грамматики с присущими ему общекатегориальным (частеречным) и частнокатегориальными грамматическими значениями;
В) дать представление о системе частей речи в русском языке;
Г) дать представление об основных способах образования отдельных частей речи;
Д) показать разные критерии выделения самостоятельных, служебных и междометных слов;
Е ) дать представление о членах предложения и средствах их выражения; о главных членах предложения (грамматической основе) и второстепенных членах предложения.
2. Как происходит изучение морфологии с 5 по 9 кл.? Какие знания закрепляют и углубляют учащиеся после начальной школы?
|
|
В 5–9 классах учащиеся закрепляют и углубляют знания о существительном (собственность / нарицательность, одушевленность / неодушевленность, существительные только единственного и только множе-ственного числа, разносклоняемые и несклоняемые существительные), прилагательном (разряды по значению, полнота/краткость, степени сравнения), глаголе (переходность, вид, наклонение, разноспрягаемые глаголы), местоимении (разряды по значению, морфологические при-знаки), изучают остальные части речи. Кроме того, теоретическому осмыслению подвергается вся система частей речи русского языка.
3. На основании каких 3 признаков выделяются части речи в школьной классификации?
Школьная классификация частей речи относится к классификациям смешанного типа: части речи являются лексико-грамматическими классами слов (без введения соответствующего термина), выделяемыми на основании совокупности трех признаков — значения, морфологических признаков, синтаксических функций.
4. На какие 2 группы могут быть разделены:
А) немеждометные слова: самостоятельные и служебные;
Б) самостоятельные слова: знаменательные и местоименные.
5. С учетом каких признаков знаменательные слова разделяются на части речи? С каких трех сторон характеризуется каждая часть речи?
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
Обобщенное значение,
Морфологические признаки,
Синтаксическое поведение.
При этом каждая самостоятельная часть речи характеризуется в трех сторон (обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксическое поведение), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
|
|
6. Что такое разряды слов по значению?
Разряд слов по значению - группы слов, объединенных лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.
7. Какие группы разрядов по значению выделяют у существительных? Каков смысл морфологического выделения именно таких групп существительных по значению? Что обозначают абстрактные существительные?
У существительных выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
Конкретность / отвлеченность / вещественность / собирательность.
Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного.
Отвлеченные (абстрактные) существительные обозначают отвлеченные понятия (совесть), признаки (белизна), действия (рисование).
8. Что такое внутрисловное и внесловное выражение одушевленности существительного?
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В.п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.
Внутрисловные одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В.п. и Р.п., а для существительных муж. рода II склонения это распространяется и на ед. число;
9. Какое объяснение следует дать понятию «разносклоняемые существительные» и «несклоняемые существительные»?
Кроме существительных, имеющих окончания только одного из трех склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми.
В русском языке есть неизменяемые (так называемые несклоняе-мые) существительные. К ним относятся
—многие нарицательные и собственные заимствования (кофе, Дюма),
—некоторые аббревиатуры (МГУ, ГЭС),
—русские и украинские фамилии на -ых, -их, -во, -ко (Петровых, Долгих, Дурново, Коваленко).
Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов. Кроме существительных, имеющих окончания только одного из трех склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми.
10. По каким признакам качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным?
Качественные прилагательные имеют множество отличий от относи-тельных и притяжательных:
1) только качественные прилагательные обозначают признак, кото-рый может проявляться в большей или меньшей степени;
2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий — мелкий);
3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существитель-ных, глаголов, наречий;
4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость) и наречия на -о (строг-о), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий);
|
|
5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения;
6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой, но не *очень читальный).
11. Какое объяснение следует дать понятию «несклоняемые прилагательные»?
В русском языке имеются несклоняемые прилагательные, которые обозначают:
1) цвета: беж, хаки, маренго, электрик;
2) народности и языки: ханты, манси, урду;