Как сдавать 3 тур Творческого конкурса?

Дадим также несколько советов, касающихся подготовки к индивидуальному собеседованию в рамках Творческого конкурса.

Подготовка к собеседованию. Уже говорилось, что на собеседовании может пригодиться информация по некоторым школьным дисциплинам, в частности по обществознанию. Многие учителя сегодня понимают, что выпускнику средней школы нужны не только теоретические знания, но и практикоориентированные. Эти учителя дают ученикам конкретную фактическую информацию о современном состоянии российского общества. Вам повезло, если вы занимались с таким педагогом. Если же сведения об общественной жизни как она есть «здесь и сейчас» собирать самостоятельно, где их можно найти?

А что в наше время является главным источником информации о современном состоянии действительности? Конечно же, СМИ – та самая журналистика, в которой вы собираетесь работать в будущем. Читайте газеты и журналы, смотрите и слушайте «серьезные» программы по телевидению и радио, и ваша социальная ориентация станет значительно более развитой. Одновременно будет формироваться и представление о будущей профессии – то есть профессиональная ориентация. То и другое как раз проверяют на собеседовании при поступлении на журфак.

Активно используйте для подготовки к собеседованию хорошо знакомый вам источник информации – Интернет. Ведущие СМИ (общенациональные и региональные) в глобальной Сети доступны на бесплатной основе. Можно поискать и специализированные сайты по конкретным темам. Однако будьте внимательны в их выборе: качественную информацию дают далеко не все информационные ресурсы. Например, открытая энциклопедия «Wikipedia», несмотря на свою популярность, не всегда предлагает надежные данные, а посещение сайта Союза журналистов России (www.ruj.ru) обязательно принесет пользу (в частности для знакомства с этическим аспектом работы СМИ в нашей стране). Здесь можно обратиться за советом к взрослым, мнению которых вы доверяете (родственникам, учителям). Живое общение со знакомыми журналистами – тоже очень хороший источник профессиональной информации. Можно почитать специальные издания для журналистов, например, журналы «Журналист», «Журналистика и медиарынок».

И еще один важный совет: осмысливайте все получаемые вами сведения, старайтесь сравнивать разные точки зрения на интересующие вас вопросы и формировать в итоге свое мнение, которое вы сможете аргументировать.

Планы ответов по темам. Поясним темы, предлагаемые абитуриентам на индивидуальном собеседовании, то есть покажем, как может строиться ответ по каждой из них.

Темы для проверки социальной ориентации:

1. Политика и журналистика:

· Что такое политика? Для чего нужна эта сфера человеческой деятельности?

· Почему борьба за власть – главная цель политической деятельности?

· Какова система государственной власти в современной России?

· Какие политические организации (партии, движения и др.) вы знаете? Какие из них представлены в органах власти, а какие находятся в оппозиции?

· Кого из известных российских политиков вы знаете?

· Как политика взаимодействует с журналистикой?

· Какие политические проблемы в нашей стране вы можете выделить? Как они освещаются в СМИ?

· Какие общественно-политические СМИ вы знаете?

· Кого из политических журналистов вы знаете?

2. Экономика и журналистика:

· Что включает в себя понятие «экономика»?

· Что такое рыночная экономика?

· Что вы знаете о государственном регулировании экономики в нашей стране? Какие министерства отвечают за экономику страны? Чем занимается Центробанк?

· Какие темы освещают СМИ в глобальной (международной) экономике?

· Какие российские экономические проблемы затрагивают журналисты?

· Что вы знаете об особенностях экономики вашего региона?

· Какие СМИ, специализирующиеся на теме экономики, вы знаете (газеты, журналы, телеканалы, радиостанции, информационные агентства, интернет-сайты)? Знаете ли вы СМИ своего региона, специализирующиеся на экономической тематике?

3. Наука и журналистика:

· Что такое наука? Для чего нужна эта сфера человеческой деятельности?

· Какие отрасли (сферы) науки вы знаете? Какие из них наиболее важны сегодня?

· Кто руководит научной деятельностью в современной России?

· Каково состояние науки в России в настоящее время? Какие проблемы существуют в российской науке?

· Какие современные российские научные организации вы знаете?

· Кого из действующих российских ученых вы знаете?

· Как наука взаимодействует с журналистикой?

· Какие научно-популярные СМИ вы знаете?

4. Образование и журналистика:

· Что такое образование? Для чего нужна эта сфера человеческой деятельности?

· Какова структура современного российского образования (органы управления, уровни образования, ведущие образовательные учреждения)?

· Каковы наиболее актуальные проблемы современного российского образования?

· Как образование взаимодействует с журналистикой?

· Какие образовательные программы и телеканалы, а также специализированные печатные СМИ вы знаете?

5. Искусство и журналистика:

· Что такое искусство? Для чего нужна эта сфера человеческой деятельности?

· Какие виды искусства вы знаете?

· Назовите наиболее ярких представителей современного российского искусства.

· Как тема искусства отражается в современных российских общественно-политических СМИ?

· Какие специализированные печатные СМИ, посвященные искусству, вы знаете?

6. Массовая культура и журналистика:

· Что такое массовая культура? Когда она формируется в обществе?

· Чем массовая культура отличается от элитарной культуры и чем от народной культуры?

· В чем позитивные и в чем негативные стороны современной массовой культуры?

· Какие сферы проявления массовой культуры вы можете назвать?

· Какие примеры массовой культуры вы можете привести?

· Кого из известных деятелей массовой культуры вы знаете?

· Как массовая культура взаимодействует с журналистикой?

· Какие специализирующиеся на освещении массовой культуры СМИ вы знаете?

7. Религия и журналистика:

· Что такое религия?

· Какие религии называются мировыми?

· Какие религии считаются традиционными для России?

· Почему тема религии «взрывоопасна»? Что должен знать и учитывать журналист, который пишет о религии?

· Какую опасность несут деструктивные культы (секты)?

· Какие СМИ пишут о религии? Какие вы знаете религиозные СМИ?

· Какие темы и проблемы в жизни религий сейчас обсуждаются в СМИ?

8. Экология и журналистика:

· Что такое экология? Для чего нужна эта сфера человеческой деятельности?

· Какие цели и задачи стоят перед экологией сегодня?

· Расскажите об эволюции взаимоотношений человека и природы.

· С какими угрозами, связанными с вмешательством человека в природу, сталкивается человечество на современном этапе?

· Какова роль журналистики в решении экологических проблем?

· Известны ли вам специализированные экологические СМИ?

· Кто из известных журналистов специализируется в этой сфере?

9. Здравоохранение и журналистика:

· Что входит в понятие «здравоохранение»?

· Чем занимается Всемирная организация здравоохранения?

· За что в нашей стране ответственны Министерство здравоохранения и Роспотребнадзор?

· Какие темы, посвященные здравоохранению, освещаются журналистами?

· Что вам известно о том, как журналистика помогает в борьбе с болезнями, вредными привычками? Как журналистика может пропагандировать здоровый образ жизни?

· Какие популярные газеты, журналы, теле- и радиопрограммы о здоровье вы знаете? О чем в них рассказывают?

10. Спорт и журналистика:

· Физическая культура и спорт: как соотносятся эти два понятия?

· Для чего нужен спорт высших достижений?

· Что вы знаете об Олимпийском движении и истории современных Олимпийских игр?

· Какие виды спорта наиболее популярны в нашей стране?

· Кого из известных российских спортсменов вы знаете?

· Как спорт взаимодействует с журналистикой?

· Какие спортивные СМИ вы знаете?

· Кого из спортивных журналистов вы знаете?

Темы для проверки профессиональной ориентации:

1. Современная российская пресса:

· Что вы знаете о появлении первых газет и журналов? Как называлась первая русская газета и когда она появилась? Кто ее создал?

· В чем специфика печатных СМИ? Чем отличаются газета, еженедельник и журнал?

· Как делятся периодические издания по площади своего распространения? Приведите примеры.

· Что вы знаете о специализированных изданиях? Приведите примеры.

· Что такое «качественные», «массовые» и «жёлтые» издания? О чем пишут общественно-политические издания? Приведите примеры для каждого вида.

· Что такое частные и государственные издания? Приведите примеры.

2. Современное российское радио:

· Что такое радио? Каковы его особенности?

· Каковы функции современного радио?

· Что вы знаете об истории изобретения и развития радио?

· Какие типы радиостанций вам известны?

· Какие современные российские радиостанции вы считаете наиболее интересными и почему?

· Каких современных радиожурналистов вы знаете? Что вы можете рассказать об их творчестве?

3. Современное российское телевидение:

· Что такое телевидение? Каковы его особенности?

· Каковы функции современного телевидения?

· Что вы знаете об истории изобретения и развития телевидения?

· Какие типы телевещания вам известны?

· Какие современные российские телеканалы вы считаете наиболее интересными и почему?

· Каковы общие обязанности тележурналиста и какие специализации в тележурналистике вам известны?

· Каких современных тележурналистов вы знаете?

4. Современные российские интернет-СМИ:

· Что вам известно об истории интернета? Где и как он появился?

· Когда интернет появился в России? Когда появились первые интернет-СМИ?

· Как журналисты могут использовать интернет в своей профессиональной деятельности?

· Какие преимущества интернет-СМИ вы можете назвать?

· Что такое интерактивность и мультимедиа, какую роль они играют в интернет-СМИ?

· Как журналисты и редакции СМИ могут использовать блоги и социальные сети?

· Какие новостные издания в интернете вы знаете? Какие теле- и радиоканалы в интернете вы можете назвать?

· Расскажите об интернет-СМИ вашего региона. Какие СМИ вам знакомы? О чем они рассказывают? Используют ли они блоги, социальные сети, мультимедиа, интерактивность?

5. Местные СМИ (регион по выбору):

· Расскажите о наиболее популярных общественно-политических изданиях вашего региона.

· Учредителями каких газет и журналов вашей области являются властные структуры? Дайте этим изданиям краткую характеристику.

· Есть ли в вашей области частные издания? В чем, на ваш взгляд, их отличие от государственных СМИ?

· Какие специализированные (женские, детские, спортивные, молодежные, досуговые и т.п.) печатные СМИ выходят в вашей области?

· Какие радиостанции работают в вашем регионе? Какие местные телеканалы вам известны?

6. Характеристика конкретного действующего СМИ (по выбору):

· Общая информация о выбранном СМИ (название, направление деятельности СМИ, его руководитель, как оно распространяет информацию). Почему вы его выбрали?

· Что вы знаете об истории создания и развития СМИ (хорошо бы выделить основные этапы развития, значимые события, внесших важный вклад руководителей и журналистов)?

· Что вы можете сказать о содержательных особенностях СМИ (тематика и проблематика, особенности разработки конкретных тем)?

· Что вы можете сказать об оформлении выбранного СМИ (общий стиль и конкретные особенности, которые вы сможете отметить)?

· Кого из работающих в нем журналистов вам хотелось бы выделить?

· Какие конкретные публикации из выбранного СМИ вам запомнились?

7. Характеристика творчества действующего журналиста (по выбору):

· Общая информация о выбранном журналисте (имя, место работы). Почему вы его выбрали?

· Что вы знаете о его профессиональной биографии (образование, места работы, важные этапы и события профессиональной деятельности)?

· Что вы можете сказать о содержательных особенностях творчества выбранного журналиста (тематика и проблематика, особенности разработки конкретных тем)?

· Что вы можете сказать о других особенностях его профессиональной деятельности (жанровые и стилистические особенности, индивидуальная творческая манера)?

· Какие из конкретных работ журналиста (прежде всего современных) вам хотелось бы выделить?

· Чем в своей профессиональной деятельности выбранный журналист выгодно отличается от других журналистов?

8. Профессиональная этика журналиста:

· Что такое этика и профессиональная этика?

· Что такое профессиональная этика журналиста?

· Какой основной документ регулирует профессиональные права и обязанности журналиста в этическом плане в России?

· Каковы основные этические нормы в области отношений журналиста с аудиторией, с источниками информации, с персонажами его публикаций, с коллегами, с властью?

· Кто и как контролирует соблюдение этических норм журналистами?

9. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) и журналистика:

· Что такое связи с общественностью (СО) или паблик рилейшнз (PR)?

· Для чего нужен этот вид деятельности?

· Чем связи с общественностью отличаются от рекламы?

· Чем занимаются PR-специалисты и где они работают?

· Как связи с общественностью взаимодействуют с журналистикой?

· Что такое «черные PR» и как к этому нужно относиться?

10. Реклама в СМИ:

· Что такое реклама?

· Для чего нужен этот вид деятельности? Где работают специалисты по рекламе?

· Какие свойства рекламной информации в целом вы можете назвать?

· Какие особенности рекламы в различных СМИ (пресс-реклама, радиореклама, телереклама, интернет-реклама) вы могли бы отметить?

· Как реклама воздействует на современное общество? Постарайтесь отметить позитивные и негативные моменты.

· Как реклама взаимодействует с журналистикой?

Как видите, по каждой теме предложен список вопросов, на которые абитуриенту нужно быть способным ответить. Вы можете ориентироваться на эти вопросы при поиске и упорядочении информации в процессе подготовки к индивидуальному собеседованию.

Заключение

 

Надеемся, что это пособие действительно поможет вам в подготовке к вступительному экзамену Творческий конкурс на факультете журналистики ВГУ. Повторим еще раз: Творческому конкурсу придается большое значение. Готовиться к нему нужно серьезно в течение длительного периода времени. Например, опубликовать нужное количество материалов в СМИ за короткий срок, пожалуй, просто невозможно. Если вы уже выбрали профессию журналиста и решили поступать на наш факультет, не надо медлить – начинайте процесс подготовки.

Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть следующий момент. Творческий конкурс – это важно, непросто, но бояться его не следует. Программа экзамена разработана с учетом уровня подготовки выпускников средней школы. Никто не ждет от вас высокого профессионализма и глубоких специальных знаний еще до начала обучения на журфаке. И соревноваться при поступлении вы будете не с журналистами-мастерами, а с такими же, как вы, абитуриентами. Ваша задача: добросовестно подготовиться и максимально проявить на экзаменах свои способности.

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: