Как сдавать Творческий конкурс?

Опираясь на то, что было сказано выше о творческом сочинении, можно предложить абитуриентам факультета журналистики Воронежского госуниверситета рекомендации и советы, которые помогут успешно пройти это испытание.

Подготовка. Классическая подготовка – повторение и заучивание теоретического материала по каким-либо учебным дисциплинам здесь не требуется. Однако будет полезно повторить правила русского языка, особенно те из них, с применением которых на практике у вас есть проблемы. Если затрудняетесь определить слабые стороны в смысле грамотности самостоятельно, посоветуйтесь с вашим учителем русского языка.

Очень желательно подумать над тем, о чем вы могли бы написать творческие сочинения. Знать темы заранее вы, разумеется, не можете. Рекомендуем взять для тренинга хотя бы примеры тем, упоминаемые в этом пособии. Можно использовать и другую методику. Попробуйте найти в своем жизненном опыте или наблюдениях какое-либо интересное и значимое событие, которое можно было бы описать в сочинении на Творческом конкурсе. Какой была бы идея вашего текста? Сформулируйте (примерно, сами для себя), как могла бы звучать тема сочинения, описывающего выбранное событие.

Таким же способом продумайте возможности описать в соответствии с требованиями приемной комиссии какую-либо ситуацию, историю, человека. Лучше всего не ограничиваться продумыванием текстов, а написать их, затем проанализировать и, возможно, исправить. Написание текста позволяет отработать не только поиск фактической основы для сочинения (важно с точки зрения первого критерия его оценки – содержательного), но и подачу, представление фактуры в тексте (второй критерий оценки – формальный).

Распределение времени. 3 часа (180 минут) – скорее всего, этого времени будет достаточно, чтобы выполнить письменную работу. Однако не помешает определить для себя заранее, как вы будете использовать отведенное на вступительном экзамене время. Нужно учитывать необходимые этапы работы над творческим сочинением и ваши личностные особенности, касающиеся создания письменного текста.

Подумайте, сколько времени из тех самых 180 минут вы можете выделить себе на выбор темы (допустим, 15 минут), сколько – на подготовку чернового варианта (допустим, полтора часа), сколько – на его переписывание и самопроверку (допустим, час). Хорошо, если у вас остается небольшой временной резерв (в нашем примере резерв – 15 минут). Продолжительность каждого этапа может быть индивидуальной, лишь бы в итоге вам точно хватило времени на полное завершение работы (берите побольше на каждый этап).

Заметим, что подготовка к сочинению в соответствии с предложенными ранее рекомендациями может сократить время написания работы: ваши «домашние заготовки» (замыслы, о чем и как написать, отрывки ваших тренировочных текстов), сохранившиеся в памяти, почти наверняка помогут на экзамене работать быстрее. Способствует этому и оптимальный объем подготавливаемого текста (не увеличивайте его необоснованно).

И последнее: возьмите с собой на экзамен для контроля времени обычные наручные часы. Мобильные гаджеты их не заменят, поскольку пользоваться ими запрещено.

Выбор темы. Абитуриенты не всегда понимают важность этого предварительного этапа работы над творческим сочинением. Между тем именно от правильного выбора темы зависит то, насколько успешно справится автор с письменной работой. У кого-то лучше получается разработка тем, связанных с проблемными ситуациями, кому-то легче выразительно описать в тексте знакомого ему человека и т.д.

Поэтому принимать окончательное решение о выборе темы нужно осмысленно. Даже если какая-либо из заявленных на Творческом конкурсе тем сразу же покажется привлекательной, торопиться не стоит. Проанализируйте весь перечень тем. Прежде всего надо подумать о том, какой фактический материал у вас есть для раскрытия каждой из них. Возможно, после такого анализа вам покажется, что лучше остановиться на другой теме, потому что вспомнится интересная и поучительная история из жизни для ее раскрытия.

Важно правильно понимать предлагаемые вам темы. Помните, как бы «абстрактно» тема не звучала, ваша задача – привязать ее к конкретной фактуре, взятой из собственного жизненного опыта или наблюдений. Так и осмысливайте каждую тему. Например, о чем можно написать на тему «Говорите правду, и вы будете оригинальны» (А. Вампилов)? Если у вас есть знакомый, который в любой ситуации говорит правду, может быть, сделать его героем сочинения? Какие именно ситуации из жизни этого человека стоит включить в текст? А может, вы вспомните какое-то значимое событие из своей жизни, когда вам трудно было сказать правду, но вы перебороли себя и из этого получилось что-то интересное или поучительное.

Работа над текстом. Хотя подготовка чернового варианта сочинения не является обязательной, несомненно, следует использовать эту возможность. Не стоит спешить начинать собственно написание текста. Не будет лишним сначала вспомнить в подробностях тот фактический материал, на котором вы хотите раскрыть выбранную тему, и продумать, как вы собираетесь представить его в тексте. Это ни что иное, как планирование. Его можно осуществить «в голове», а можно и «на бумаге» – используйте для этого черновик. Результатом может быть развернутый письменный план будущего сочинения или, например, некая общая схема, зафиксированная в свободной форме.

Вполне вероятно, что в процессе написания чернового варианта вы в большей или меньшей степени отступите от первоначального плана. Это нормально, и это не значит, что планирование – напрасная трата времени. Оно в любом случае позволит вам лучше выстроить текст. Структура текста всегда получается более четкой, если предварительно распределить для себя информацию, которую предполагается в нем использовать, наметить развитие повествования. Если вы будете сразу писать и формировать структуру сочинения «по ходу дела», текст, наверняка, окажется менее упорядоченным.

Работая над черновым вариантом сочинения, вносите в него любые изменения, которые считаете нужными. Обилие исправлений в черновике никак не скажется на оценке. Закончив писать текст чернового варианта, обязательно прочитайте его, желательно не один раз, и снова поправьте при необходимости. Не бойтесь существенных правок: если в тексте обнаруживается что-то лишнее, удалите такие фрагменты, и наоборот, если вспомните какие-либо интересные подробности, добавьте их в текст. Меняйте фрагменты местами, если это нужно, и т.д. Все серьезные исправления должны быть сделаны именно на этом этапе работы над текстом.

Работа над чистовым вариантом – внимательное переписывание черновика. Здесь уже надо концентрироваться не на содержании и построении текста, а исключительно на грамотности. В случае если вы не уверены в правильном написании какого-то слова или правильной расстановке знаков препинания в предложении со сложной структурой, можно заменить слово синонимом или перестроить фразу так, чтобы она стала проще для вас с точки зрения пунктуации. Если злоупотреблять таким подходом, можно сделать текст слишком уж простым и невыразительным, но в единичных случаях упрощения вполне допустимы.

Закончив работу над текстом, проверьте его на грамотность хотя бы дважды. Опять-таки старайтесь следить не столько за смыслом, сколько именно за правописанием. Помните, что вычитывать собственный текст, замечать в нем свои ошибки трудно. Поэтому надо быть особенно внимательным. При наличии времени уже после проверки сочинения, все же не спешите сдавать его. Попробуйте отвлечься, подумать минут 5-7 о чем-то постороннем, а потом проверьте правописание еще раз.

Содержательные особенности сочинения. В очередной раз повторим: повествование должно строится на конкретном фактическом материале, и он должен позволить вам раскрыть выбранную тему. Это должен быть живой текст, выразительно описывающий что-то реально случившееся в действительности с реальными людьми (событие, историю, ситуацию). Изображайте события так, чтобы ваш читатель мог представить себе, как они совершались – как говорят, «увидеть мысленным взором».

Помните, это не сочинение-рассуждение. Многословные рассуждения без подкрепления фактурой просто неуместны в тексте. Рассуждения могут присутствовать концентрировано лишь в объеме небольшого абзаца. Нередко это бывает в концовке текста, чтобы подвести итог всему, что в нем сказано, но и это необязательно. Будет лучше, если вы сумеете выразить свои мысли через само описание фактического материала, как бы растворить их в его представлении.

В вашем тексте что-то должно происходить, повествование должно двигаться вперед, развиваться, и читатель должен почувствовать эту динамику. Повествование становится более интересным и напряженным, если описывается проблемная или даже конфликтная ситуация. Именно развитие конфликта может стать основой сюжета сочинения. Пытайтесь находить и использовать для удержания внимания читателя интересные сюжетные ходы.

Если в повествование вводятся люди, персонажи (а они нужны в сочинении!), они не должны быть безликими – отметьте 2-3 характеризующие вашего героя особенности, нарисуйте словами его краткий портрет. Вводите в текст описание поступков людей, фрагменты бесед между ними (диалоги). Если это важно, покажите окружающую обстановку (вещи, природу).

Рассказывая какую-либо историю, не забывайте периодически разбавлять общий пересказ конкретными эпизодами, подаваемыми наглядно и подробно – «крупным планом». Будьте внимательны к деталям – выразительным подробностям, как раз и позволяющим читателю представить себе то, что вы описываете. Двумя-тремя удачно выбранными деталями можно «нарисовать портрет» не только человека, но и материального объекта, места и т.д.

Особенности структуры текста. Начало текста должно выполнять рекламную функцию – побуждать читать его дальше. Самый плохой вариант здесь – дежурное «начало издалека». В сочинении не требуется никакого введения, переходите сразу к сути дела. Не надо объяснять, как вы поняли тему и как собираетесь ее раскрывать. Вы, конечно же, поразмышляете над этим в поисках фактуры для текста, но описывать процесс поиска в тексте не нужно – это должно остаться «за кадром».

Если выбрана тема «Кто хочет невозможного, мне мил» (И.В. Гете), не стоит начинать текст с рассуждений о том, как важно быть способным на дерзкие поступки. Эта мысль уже содержится в формулировке темы. Не нужно также объяснять, как вы выбрали героя для вашего сочинения. Он уже выбран. Начните сразу же с описания какого-то действия вашего героя, с фрагмента диалога о нем его знакомых или еще чего-нибудь конкретного и интересного. Весь текст не может быть одинаково увлекательным (хотя стремиться к этому надо), но в нем должны присутствовать некие «ловушки» для удержания внимания читателя. Одну из таких «ловушек» и следует вынести в начало сочинения.

Концовка текста, как известно, должна подводить итог сказанному в нем. Если это рассуждение-вывод, не затягивайте его. Короткий абзац в два-три предложения – как правило, вполне достаточный объем. Рассуждение в конце текста – далеко не единственный и не всегда удачный вариант его завершения. Если вы уверены, что читатель уже понял идею вашего сочинения, может, не нужно формулировать ее открыто и прямолинейно? Поищите другой вариант концовки: просто сообщите о финале рассказанной истории или о том, что случилось спустя некоторое время (если, конечно это важно), или приберегите для концовки какую-то интересную подробность, о которой вы намеренно умолчали в основной части текста.

Основная часть сочинения тоже может быть выстроена по-разному. Если речь идет о событии или рассказывается история, повествование может разворачиваться линейно с соблюдением хронологической последовательности. При этом можно ориентироваться на известную модель построения повествования в драматургии, включающую завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Но, разумеется, это только самый очевидный вариант структуры текста.

Возможно, вы сразу сообщите предварительную, намеренно неполную информацию об итогах события/истории, а потом предложите развернутый и последовательный рассказ о том, как все начиналось и развивалось. И уже в финале, снова дойдя до итогов, дадите полную информацию, то есть истинный смысл истории раскроется только в концовке. Можно построить текст на противопоставлении чего-то или кого-то. Можно разделить общее действие на несколько (немного) эпизодов, каждый из которых будет выражать какой-либо важный аспект идеи автора текста. Вариантов множество, всегда есть простор для творческого поиска.

Стилистические особенности. Стиль вашего текста может быть достаточно свободным. Не стесняйте себя в использовании выразительных средств языка. Не стоит подражать некоему «типичному газетному стилю», это все-таки не текст для публикации в СМИ. Проверяющие преподаватели хотят понять по вашему сочинению, насколько его автор способен живо и увлекательно описывать то, что происходит в действительности, а также точно и выразительно формулировать свои мысли. На Творческом конкурсе приветствуется индивидуальность стиля. Однако некоторые общие рекомендации и здесь можно дать.

Разумная краткость, лаконичность – это требование не только к объему текста, но и к его стилю. Писать выразительно нужно, но пространные неторопливые описания с обилием словесных украшений, порой встречающиеся в художественной литературе, в творческом сочинении все же неуместны. Повествование должно быть динамичным, и стиль должен это подчеркивать.

Пишите не слишком длинными предложениями. Если предложение «разрастается», разбейте его на два (или даже больше). Абзацы также делайте покороче – абзацные отступы визуально разбивают текст на фрагменты, так он легче читается. Чужую речь лучше оформлять на письме диалогом (используем тире, а не кавычки), особенно если это объемное высказывание. В диалоге каждая реплика начинается с абзацного отступа, что хорошо с точки зрения краткости абзацев.

Краткость – это еще и чувство меры в использовании художественных приемов. Например, подбирая эпитеты, не стремитесь составить из них длинный ряд – выберите пару наиболее точных по смыслу и красивых. Не будем, однако, забывать, что краткость в творческом сочинении должна сочетаться с выразительностью. Из сказанного выше, наверное, уже понятно, каким должен быть подход к обеспечению такой выразительности. Он основывается не на желании применять выразительные средства языка в изобилии, нагромождая одно на другое, а наоборот, на способности к их тщательному отбору и уместному употреблению.

Когда описываете что-либо, задумывайтесь, не слишком ли скучно, как еще говорят, «сухо» у вас получается? Динамика повествования связана с необходимостью отражать в тексте конкретные события, действия. При этом желательно не просто называть, констатировать то, что происходило в действительности, но и обращать внимание на то, как именно это происходило. Надо пытаться изображать, «показывать словами». Можно написать «он явно был взволнован», а можно – «у него дрожали пальцы, так что он никак не мог застегнуть пальто». Первое – констатация, второе – изображение (это предпочтительный вариант).

И напоследок очевидный, но очень важный совет касательно стиля сочинения: работая над ним, старайтесь не допускать стилистических ошибок и погрешностей.

Примеры сочинений. Нужно сразу сделать предупреждение. Предлагаемые ниже тексты помогут лучше понять возможные подходы к написанию сочинения в рамках требований, предъявляемых на вступительном экзамене Творческий конкурс. Но перед вами именно примеры. Так уже сделал кто-то и получил высокую оценку на экзамене. Однако это не значит, что надо копировать творческие идеи и решения, найденные другими. Найдите что-то свое, ведь каждый текст индивидуален, как и его автор.

 

Трудитесь, пока позволяют силы и годы (Овидий)

Автор сочинения – Николай Бусыгин

После плотного деревенского обеда лежу на кровати. Хочется спать. И зачем ночью смотрел детектив по телевизору? За окошком поют птицы. Рядом мурлычет кот Каштан. Медленно проваливаюсь в сонную бездну. Но вдруг слышу:

– Коля! Где ты? Срочно собирайся! Трактор пришел. Едем за соломой. Бери вилы и – в машину.

Это дедушка кричит с порога. Он взволнован. Собирается, сильно суетится. Срабатывает многолетняя привычка председателя колхоза. Сам заражаюсь беспричинной нервозностью. Быстро переодеваюсь, хватаю вилы. На бегу сажусь в голубую «шестёрку». Перед домом на залитом солнцем лугу действительно стоит трактор с прицепом. Водитель спокойно курит и любуется пролетающими ласточками. Из дома выбегает дедушка, на ходу застёгивая жилетку. Кепка свисает, держась больше на ухе. Штаны болтаются – ремень не застёгнут. Лицо красное и очень озадаченное. Он бежит, держа в руках верёвку и вилы.

– Быстрее, Алексей! Садись, заводи! Не успеем! – кричит дедушка трактористу.

– Не беспокойся, Петрович! Уже едем, – отвечает водитель. Он медленно влезает в кабину, заводит трактор. Дедушка уже сидит за рулем «шестерки» и нервно постукивает рукой по сиденью.

– Вилы взяли? Веревку? – спрашивает он у меня. – Что же он так медленно, не успеем ведь. Сейчас солому нагрузим, привезем, знаешь, какое дело будет! Ух! Она же везде годится.

«Да, дело действительно большое – нагрузить целый прицеп соломы. Только зачем ему столько, ведь ест эту гадость одна коза?» – думаю я, глядя на гниющий прошлогодний стог около дома. Но с дедушкой не поспоришь: он привык, что в его некогда большом хозяйстве требовался полный прицеп соломы в год.

Едем к полю. Дедушка волнуется, обдумывает, как бы побольше загрузить. Приехали. Кругом стоят двухэтажные дома стогов. Дует сильный ветер. Начинаем вилами растаскивать ближайшую к нам соломенную глыбу и загружать в прицеп. Алексей сидит в кабине и спокойно курит, а мой семидесятилетний дедушка торопится. Вилами поднимает около трех кубов соломы. Я удивляюсь его сноровке, у меня получается жалкая охапка.

– Тебя что, солому поднимать не учили? Ну кто так делает! Смотри: берешь, втыкаешь и поднимаешь. Да не так! Эх, молодёжь! Снизу вверх. Не переворачивай вилы! Ну, и что ты поднял? Стыдно! А если у тебя жена будет из деревни? Попросит тёща соломки набрать. А ты что? – кричит на меня дедушка.

Я на него не обижаюсь. Мой дед из многодетной семьи, с раннего детства привык работать в поле. Плюс морская закалка: пять лет на Балтийском флоте отслужил. А председательская практика чего стоит! Двадцать лет руководил колхозом «Знамя Ленина», вывел отстающее хозяйство в передовые. Односельчане до сих пор вспоминают деда добрым словом. Сейчас он на пенсии, живет совсем один.

Я изо всех сил стараюсь не отстать от дедушки, но у меня ничего не получается. Дедушка торопит меня и ругает. Но вот соломенный исполин уже в прицепе. Наконец-то! Однако дедушка кричит:

– Коля! Садись в трактор! Быстрее! Алексей! Давай езжай к следующему стогу...

К вечеру прицеп загружен полностью. Трактор стал похож на римскую осадную башню. Солому свалили у дома дедушки, как раз рядом с прошлогодним стогом.

Я с трудом дополз до комнаты и рухнул на кровать. Не было сил стряхнуть с себя остатки соломы. «Никогда не женюсь на деревенской девушке», – твердо решил я. Дедушка же, довольный, потирал руки: подготовился к зиме по полной программе. Даже пытался напевать революционные песни. Но вскоре его лицо приняло свой обычный взволнованно-озадаченный вид.

– Дел-то еще сколько, – вздохнул он и побежал доить козу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: