Задание 63. Определите роль -ся. Охарактеризуйте особенности формо- и словообразования глагола

1.Андерсен остановился в дверях зала и осмотрелся. Он пришел к ней с твердым решением увидеть её и уйти, чтобы никогда больше не встречаться. Вспоминается мне, как когда-то давно, в день ваших именин, вы, бодрая, веселая, говорили мне о радостях труде. Но моменты, когда я нравился себе, были очень кратки, они тотчас же поглощались запросами, поступавшими ко мне со стороны. Лучше быть волом, лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в 12 часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается …о, как это ужасно!

       2. В тот же день я вернулся на поляну и спрятал под каждый гриб то конфету в серебряной обертке, то финик. Девушки опять о чем-то пошептались. Шёпот их все время прерывался смехом. Мальчики побежали к песчаной косе - купаться. Крылов представлялся ей маленьким, тихим, в очках, а перед нею стоял здоровенный человек.

    3. Около мельничного лотка вода не замерзала, и в ней кружились льдинки. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Лягушка прыгнула под листья табака и начала ежиться и отряхиваться – купаться под дождем. Только один телёнок бил Петю шерстистым лбом в бок и брыкался. Но кино ожидалось вечером.

    4. То и дело смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее, не румянится ли понизившееся солнышко. Гром, хохот и песни слышались тише и тише. Мы все ещё стоим на дороге и починяемся. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете. Всей этой дряни наваривалось, насоливалось и насушивалось такое множество, что, вероятно, она потопила бы, наконец, весь двор, если бы большая часть этого не съедалась дворовыми девками

    5. Хоть я и гнусь, но не ломаюсь, так бури мало мне вредят. Царь должен быть судья, министр и воин, а Барс лишь резаться горазд: так и детей он царских недостоин. Да помнится, что ты в запрошлом лете мне здесь же как-то нагрубил. Старик садить собрался деревцо. Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, когда уж смотришь волн из света - так, старику смеясь в лицо, три взрослых юноши соседних рассуждали. Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты.

Задание 64. Определите роль -ся. Охарактеризуйте особенности формо- и словообразования глагола.

1. Для искусства годится только тот материал, который завоевал прочное место в сердце. Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения. Главное в том, чтобы проза, когда она достигнет совершенства, является по существу подлинной поэзией. Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить правильное движение слов. В этих стихах была заключена такая полнота жизни, что ничего не хотелось иного, как только вот так лежать часами и думать, глядя в небо. 

2. Над морем клубились низкие осенние тучи. Когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось ещё немного чернил. И наконец наступает тот час, когда сказка ложится на бумагу. Сказка окончена. И хочется с благодарностью ещё раз взглянуть в те сияющие глаза, где она живет постоянно. Андерсен кинулся к окну.

3. Мне посчастливилось несколько раз побывать в Дрезденской галерее. Первое время я терялся среди пышного шествия художников. Там есть много картин старых мастеров, перед которыми опасно останавливаться. В этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющая нас стремиться к чистоте, благородству собственных помыслов. Так мне хотелось думать, и так я думал.

Вид глагола и способы глагольного действия

В зависимости от выражаемого значения все русские глаголы подразделяются на две группы: глаголы несовершенного вида (НСВ) и глаголы совершенного вида (СВ).

Глаголы НСВ Глаголы СВ
Обозначают действие нецелостное, не ограниченное внутренним пределом Обоначают действие целостное, ограниченное внутренним пределом

 

В зависимости от добавочного лексического (невидового) значения, вносимого в слово словообразовательными аффиксами, глаголы каждого из видов далее разделяются на группы, называемые  способами глагольного действия (СГД).

Способы глагольного действия определяются как семантико-словообразовательные группировки, в которых выражается способность славянского глагола видоизменять основное лексическое содержание, акцентируя внимание

1)на определённых временных отрезках совершения действия: подчёркивается начало (зацвести), ограниченность во времени (поплавать), конец (отцвести) действия;

2) на внутренней расчленённости действия: подчёркивается одномоментность (грянуть), многократность (сиживать), распределительность (перемыть), сопроводительность (приплясывать) действия;

3) на интенсивности действия: подчёркивается усиленность (распевать) или смягчённость (напеть) действия;

4) на результате действия (за работать, вы делать).

Если в глаголе добавочное лексическое значение отсутствует (при этом, как правило, нет и аффиксов, выражающих добавочное лексическое значение), способ глагольного действия не определяется, например: делать - сделать, дать – давать.

 

Классификация СГД

Характеризованные СГД Нехарактеризованные СГД
В характеризованных СГД добавочное (невидовое) значение передаётся с помощью специальных морфем: задуть (начало или конец действия, напеть (смягчённое действие) В нехарактеризованных СГД добавочное значение заключено в самом корне. К глаголам нехарактеризованных СГД относятся глаголы движения. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать - бегать, везти- возить и др.

Вид Пример Добавочное лексическое (невидовое) значение Способ глагольного действия
  Сиживать многократное действие многократный СГД
  Расхаживать разнонаправленное действие разнонаправленный СГД
НСВ Приплясывать сопроводительное действие сопроводительный СГД
  Перестреливаться взаимно-распределительное действие взаимно-распределительный СГД
  Поговаривать длительно- смягчительное действие длительно-смягчительный СГД
  Распевать усилительное действие усилительный СГД
  водить, вести направленность действия  
  ходить, давать, кашлять, петь, сидеть, делать Отсутствует  
  Зацвести начало действия начинательный СГД
  Поплавать ограничительное действие ограничительный СГД
  отцвести конецдействия окончательный СГД
  Перемыть взаимно-распределительное действие взаимно-распределительный СГД
  Толкнуть, грянуть. однократное действие одномоментный СГД
  Набегаться интенсивно-результативное действие интенсивно-результативный СГД
СВ Поддержать смягчённое действие смягчительный СГД
  выделать, результативное действие результативный СГД
  дать, сделать Отсутствует  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: