1.Андерсен остановился в дверях зала и осмотрелся. Он пришел к ней с твердым решением увидеть её и уйти, чтобы никогда больше не встречаться. Вспоминается мне, как когда-то давно, в день ваших именин, вы, бодрая, веселая, говорили мне о радостях труде. Но моменты, когда я нравился себе, были очень кратки, они тотчас же поглощались запросами, поступавшими ко мне со стороны. Лучше быть волом, лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в 12 часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается …о, как это ужасно!
2. В тот же день я вернулся на поляну и спрятал под каждый гриб то конфету в серебряной обертке, то финик. Девушки опять о чем-то пошептались. Шёпот их все время прерывался смехом. Мальчики побежали к песчаной косе - купаться. Крылов представлялся ей маленьким, тихим, в очках, а перед нею стоял здоровенный человек.
3. Около мельничного лотка вода не замерзала, и в ней кружились льдинки. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Лягушка прыгнула под листья табака и начала ежиться и отряхиваться – купаться под дождем. Только один телёнок бил Петю шерстистым лбом в бок и брыкался. Но кино ожидалось вечером.
4. То и дело смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее, не румянится ли понизившееся солнышко. Гром, хохот и песни слышались тише и тише. Мы все ещё стоим на дороге и починяемся. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете. Всей этой дряни наваривалось, насоливалось и насушивалось такое множество, что, вероятно, она потопила бы, наконец, весь двор, если бы большая часть этого не съедалась дворовыми девками
5. Хоть я и гнусь, но не ломаюсь, так бури мало мне вредят. Царь должен быть судья, министр и воин, а Барс лишь резаться горазд: так и детей он царских недостоин. Да помнится, что ты в запрошлом лете мне здесь же как-то нагрубил. Старик садить собрался деревцо. Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, когда уж смотришь волн из света - так, старику смеясь в лицо, три взрослых юноши соседних рассуждали. Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты.
Задание 64. Определите роль -ся. Охарактеризуйте особенности формо- и словообразования глагола.
1. Для искусства годится только тот материал, который завоевал прочное место в сердце. Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения. Главное в том, чтобы проза, когда она достигнет совершенства, является по существу подлинной поэзией. Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить правильное движение слов. В этих стихах была заключена такая полнота жизни, что ничего не хотелось иного, как только вот так лежать часами и думать, глядя в небо.
2. Над морем клубились низкие осенние тучи. Когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось ещё немного чернил. И наконец наступает тот час, когда сказка ложится на бумагу. Сказка окончена. И хочется с благодарностью ещё раз взглянуть в те сияющие глаза, где она живет постоянно. Андерсен кинулся к окну.
3. Мне посчастливилось несколько раз побывать в Дрезденской галерее. Первое время я терялся среди пышного шествия художников. Там есть много картин старых мастеров, перед которыми опасно останавливаться. В этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющая нас стремиться к чистоте, благородству собственных помыслов. Так мне хотелось думать, и так я думал.
Вид глагола и способы глагольного действия
В зависимости от выражаемого значения все русские глаголы подразделяются на две группы: глаголы несовершенного вида (НСВ) и глаголы совершенного вида (СВ).
Глаголы НСВ | Глаголы СВ |
Обозначают действие нецелостное, не ограниченное внутренним пределом | Обоначают действие целостное, ограниченное внутренним пределом |
В зависимости от добавочного лексического (невидового) значения, вносимого в слово словообразовательными аффиксами, глаголы каждого из видов далее разделяются на группы, называемые способами глагольного действия (СГД).
Способы глагольного действия определяются как семантико-словообразовательные группировки, в которых выражается способность славянского глагола видоизменять основное лексическое содержание, акцентируя внимание
1)на определённых временных отрезках совершения действия: подчёркивается начало (зацвести), ограниченность во времени (поплавать), конец (отцвести) действия;
2) на внутренней расчленённости действия: подчёркивается одномоментность (грянуть), многократность (сиживать), распределительность (перемыть), сопроводительность (приплясывать) действия;
3) на интенсивности действия: подчёркивается усиленность (распевать) или смягчённость (напеть) действия;
4) на результате действия (за работать, вы делать).
Если в глаголе добавочное лексическое значение отсутствует (при этом, как правило, нет и аффиксов, выражающих добавочное лексическое значение), способ глагольного действия не определяется, например: делать - сделать, дать – давать.
Классификация СГД
Характеризованные СГД | Нехарактеризованные СГД |
В характеризованных СГД добавочное (невидовое) значение передаётся с помощью специальных морфем: задуть (начало или конец действия, напеть (смягчённое действие) | В нехарактеризованных СГД добавочное значение заключено в самом корне. К глаголам нехарактеризованных СГД относятся глаголы движения. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать - бегать, везти- возить и др. |
Вид | Пример | Добавочное лексическое (невидовое) значение | Способ глагольного действия |
Сиживать | многократное действие | многократный СГД | |
Расхаживать | разнонаправленное действие | разнонаправленный СГД | |
НСВ | Приплясывать | сопроводительное действие | сопроводительный СГД |
Перестреливаться | взаимно-распределительное действие | взаимно-распределительный СГД | |
Поговаривать | длительно- смягчительное действие | длительно-смягчительный СГД | |
Распевать | усилительное действие | усилительный СГД | |
водить, вести | направленность действия | ||
ходить, давать, кашлять, петь, сидеть, делать | Отсутствует | ||
Зацвести | начало действия | начинательный СГД | |
Поплавать | ограничительное действие | ограничительный СГД | |
отцвести | конецдействия | окончательный СГД | |
Перемыть | взаимно-распределительное действие | взаимно-распределительный СГД | |
Толкнуть, грянуть. | однократное действие | одномоментный СГД | |
Набегаться | интенсивно-результативное действие | интенсивно-результативный СГД | |
СВ | Поддержать | смягчённое действие | смягчительный СГД |
выделать, | результативное действие | результативный СГД | |
дать, сделать | Отсутствует |