Вопросы для самопроверки

1. Раскройте сущность платы за право пользования природными ресурсами (ПР).

2. Каковы принципы построения платежей за пользование ПР?

3. Перечислите виды платежей за пользование ПР.

4. Какой порядок расчета платежей за пользование недрами действовал до 2002 г.?

5. Как рассчитывались и распределялись отчисления на воспроизводство МСБ?

6. Каков современный порядок платности недропользования?

7. Как рассчитывалась плата за землю и рассчитывается в настоящее время земельный налог?

8. Каков порядок определения платы за пользование водными ресурсами и водного налога?

9. Каков порядок расчета сборов за пользование объектами животного мира?

 

3.2.2. Платежи за загрязнение окружающей среды

 

Важным элементом системы экономического механизма природополь­зования являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Россия является одной из первых стран в мире, применившей эти плате­жи на практике. Процесс отработки теоретических и прикладных вопросов взимания платежей занял сравнительно мало времени. В 1990г. был прове­ден эксперимент, охвативший 29 административных территорий страны, и уже, начиная с 1991г., платежи за загрязнение были введены в качестве обязательного инструмента хозяйственного механизма.

Платежи за загрязнение призваны компенсировать экономический ущерб (экстерналии), наносимый предприятиями природной среде в процессе сво­ей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: во-первых, стимулируют предприятия сокращать выбросы вредные веществ и, во-вторых, являются источником последующего аккумулирования денеж­ных средств, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий производства. Будучи встроенными в систему хозяйствования, не ориентированную на экологичность, они прежде всего призваны ослабить негативные последствия экономической деятельности. Однако в перспективе при переходе к природосберегающим производствам стимулирующая роль платежей должна усиливаться.

С 1992 г. вступил в действие Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который закрепил введение платы за загрязнение и другие виды воздействия. Следующий этап в развитии экономического механизма взимания платы за загрязнение связан с утверждением порядка определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия (постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632). Документ был дополнен нормативно-методическими материалами по применению базовых нормативов платы, порядку взимания платы с учетом коэффициентов инфляции (инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26.01.1993 г.). В это время на всех уровнях управления природопользованием и охраной окружающей среды возникли специальные отделы по экономическому механизму природопользования. В структуре Госналогслужбы были созданы специальные подразделения, осуществляющие контроль над 10 %-ми платежами, за загрязнение отчисляемыми  в федеральный бюджет.

Виды и структура платы за загрязнение отражены на рис. 3.1.

 


Рис. 3.1. Виды и структура платы за загрязнение окружающей среды

 

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ в этот период определялись как произведение удельного эко­номического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов (сбросов) и показателей относительной опасности конкретного за­грязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов представляли собой произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности и показателей, учитывающих классы токсичности отходов. Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего ве­щества рассчитывались как величина, обратная предельно допусти­мой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе или во­дном объекте.  

Базовые нормативы платы ежегодно умножались на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректировались с помощью коэффициентов экологической ситуации, которые учитывали суммар­ное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов являлись показатель степени загрязнения и деграда­ции природной среды на территории экономического района. Коэффициенты экологической ситуации могли быть увеличены решением ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации:

- для природопользователей, расположенных в зонах экологиче­ского бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравнен­ных к ним, на территории национальных парков, заповедников, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым за­ключены международные конвенции (до двух раз);

- для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмо­сферу городов и промышленных центров – на 20 %.

Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывали 210 ингредиентов загрязнения, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты – 197 ингредиентов загрязнения. Пример дифференцированных ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ для условий 1999г. в Свердловской области приведены ниже (табл. 3.9–3.10).

 

Таблица 3.9.  Дифференцированные ставки платы за загрязнение атмосферы

Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников в пределах допустимых нормативов Ставки платы для природопользователей, за исключением расположенных в экологически неблагоприятных городах (руб./усл. т) Ставки платы для природопользователей, расположенных в экологически неблагоприятных городах (руб./усл. т)
В пределах допустимых нормативов 2,34 2,81
В предельных установленных лимитов 11,69 14,02
Сверх установленных лимитов 58,42 70,09

 

Таблица 3.10. Дифференцированные ставки платы за загрязнение водных объектов

Сбросы вредных веществ в водные объекты и на рельеф местности, осуществляемые в бассейн реки Волги Ставки платы для природопользователей, за исключением расположенных в экологически неблагоприятных городах (руб./усл. т) Ставки платы для природопользователей, расположенных в экологически неблагоприятных городах (руб./усл. т)
В пределах допустимых нормативов 171,71 206,05
В предельных установленных лимитов 858,57 1030,28
Сверх установленных лимитов 4292,84 5151,41

 

Расчетная формула определения суммарного платежа за выбросы загрязняющих веществ выглядела следующим образом:

Р а = ∑(Рi Мн i + 5 Рiл i – Мн i) + 25 Рiф i – Мл i)),                  (3.3)

где Pi – ставка платежа за выбросы i -го вещества в пределах установленного норматива, руб./усл. т;

Мф i – фактические выбросы i -го вещества, усл. т;

Мн i – нормативные (в пределах ПДВ) выбросы i -го вещества, усл. т;

Мл i – выбросы i -го вещества в пределах установленного лимита, усл. т.

Подобный порядок расчета имел место и при определении платы за сброс загрязняющих веществ.

Аналогичный подход с некоторыми особенностями применялся и к определению платежей за загрязнение от передвижных источников. Плата за выбросы определялась по типам транспортных средств (легковой автомобиль, пассажирское судно, грузовой тепловоз и т.д. по соответствующим ставкам в форме годовой платы (тыс. руб. в год) на одну транспортную единицу.

Плата за размещение (складирование) отходов зависит от установленных лимитов, а также от токсичности отходов, их количества и места складирования. Расчетная формула определения суммарных платежей имела вид:

Р о = ∑(Рk Ол i + 5 Рkф k – Ол k)),                                    (3.4)

где Pi – ставка платы за размещение отходов к-го класса опасности в пределах установленного лимита, руб./т;

Оф k – фактическая масса размещения отходов k -го класса опасности, т;

Ол k – масса размещенных отходов k -го класса опасности в пределах лимита, т.

В группе токсичных отходов выделялось четыре класса опасности: чрезвычайно опасные (1-й класс опасности), высоко опасные (2-й класс), умеренно опасные (3-й класс) и малоопасные (4-й класс). Наиболее высокий норматив платы был установлен для отходов 1-го класса токсичности. Помимо этого размещались и нетоксичные отходы.

Пример нормативов платы за размещение отходов для условий 1999 г. Свердловской области приведен ниже (табл. 3.11).

 

Таблица 3.11. Нормативы платы за размещение отходов

Размещение промышленных отходов в пределах установленных лимитов по видам отходов Ставки платы для показателей за исключением расположения в экологически неблагоприятных городах (руб./т) Ставки платы для природопользователей, расположенных в экологически неблагоприятных городах (руб./т)
Отходы I класса токсичности 1675,68 2010,81
Отходы II класса токсичности 718,15 861,78
Отходы III класса токсичности 478,77 574,53
Отходы IV класса токсичности 239,37 287,25
Нетоксичные отходы добывающих отраслей (за исключением размещенных в отработанных карьерах, выработках) 0,31 0,37
Нетоксичные отходы, в т.ч. являющиеся вторичными материальными ресурсами) 54,92   65,9

 

Как указывалось ранее, при применении базовых нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов использовались коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости. Обязательным являлось выполнение индексации платы за загрязнение окружающей среды. В 1994 г. базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды были увеличены по указанию органов исполнительной власти в 10 раз относительно уровня 1992 г., когда они были установлены, а в 1995 г. – в 17 раз относительно уровня 1992 г., и все-таки индексация базовых ставок отставала от прогнозируемого уровня инфляции.

12 июня 2003 г. было принято постановление Правительст­ва РФ № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижны­ми источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхност­ные и подземные водные объекты, размещение отходов произ­водства и потребления» [25]. Сравнение указанных нормативов с ранее действовавшими, утвержденными Министром охраны окружающей среды РФ 27.11.1992 г., позволяет сделать следую­щие выводы. В целом новый нормативный правовой акт сохра­няет порядок расчета платежей, но в нем имеет место и целый ряд отличий. Нормативные акты устанавливаются для каждого загрязненного вещества. В этом документе в отличие от старого введены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загряз­няющих веществ передвижными источниками для различных видов топлив. Несколько изменился перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками. Сильно изменился перечень веществ, загрязняющих поверхностные и подземные во­ды. Он заметно сократился. Если раньше он включал в себя 199 веществ и соединений, то теперь их только 142. Базовые нормативы теперь не требуют расчета, нормативы платы за выбросы (сбросы), размещение отходов утверждены ранее указанным постановлением № 344. Что касается значений рассматриваемых нормативов платы, то анализ их значений показывает, что с учетом имевших место индексаций и деноминаций они не соответствуют ранее действующим, а превышают их.

Этим же постановлением утверждены коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почвы, а также водных объектов). Дифференциация коэффициентов для атмосферного воздуха составляет 1,1–2,0, для почв – 1,1–1,9, для водных объектов – 1,02–1,56. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, байкальской природной территории и зон экологического бед­ствия нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы их в поверхностные и подземные водные объекты определяются с учетом дополнительного коэффици­ента 2. Помимо этого применительно к атмосферному воздуху городов указанные коэффициенты увеличиваются в 1,2 раза.

 Нормативы платы за размещение отходов приведены в соответствие с новым классификатором (пять классов опасности). При размещении отходов на специализированных полигонах и промплощадках, образованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, применяется коэффициент 0,3. Коэффициент 0 применяется при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или передается для использования в течение отчетного периода либо 1 года с момента образования отходов.

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

- себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

- прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный, и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли. Начиная с 2006 г. структура распределения указанных платежей в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции 2004 г.) имеет следующий вид: в федеральный бюджет направляется 20 %, в региональный бюджет – 40 % и местные бюджеты – 40 % от общей суммы платы.

Порядок администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду предполагает, что плательщики самостоятельно представляют в уполномоченные органы декларацию о плате с приложением материалов, необходимых для проверки правильности расчетов суммы платы. В обязанности плательщика также вменяются осуществление самостоятельного исчисления и внесения платы в бюджет в установленные сроки, а также представление в уполномоченные органы расчетов платы и других необходимых документов, подтверждающих правильность определения плательщиками величины негативного воздействия на окружающую среду. За несвоевременное внесение платы должна взиматься пеня. Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия.

Перспективы развития экономического механизма взимания пла­ты за загрязнение окружающей среды определяются следующими на­правлениями:

1) развитием природоохранного законодательства, в том числе по упорядочению использования льгот по платежам за загрязнение;

2) введением действенной системы контроля над незарегистрированными источниками загрязнения;

3) усовершенствованием механизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции;

4) введением новых видов платежей с учетом региональных особенностей производства, например, взимание платы за загрязнение почв, особенно в районах интенсивного земледелия; взимание платежей за особо опасные виды загрязнения; налога на производство экологически грязной продукции, налога на осуществление экологически опасной деятельности – использование экологически опасных технологий (производство сельскохозяйственной продукции с применением пестицидов и др.), налога на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении. Вместе с этим в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологиче­ским стандартам, так как ее производство требует, как правило, боль­ших затрат, должны применяться налоговые льготы (по налогу на доход предприятия).

Достаточно перспективно рассмотрение вопроса о введении платы за пользование ассимиляционным потенциалом террито­рии. Эти платежи целесообразно вводить по типу платежей, приме­няемых в настоящее время в России, когда первоначально опреде­ляется требуемый объем инвестиций (затрат) для реализации природоохранных мер на рассматриваемой территории, а затем эти затраты распределяются между загрязнителями пропорционально их воздействию на окружающую среду. Такую систему экономических взаимоотношений по поводу использования ассимиляционного по­тенциала природной среды можно сравнить с системой торговли любыми другими ресурсами или продуктами. Как показывает ана­лиз мирового и отечественного опыта в данной области, ближай­шей целью экологической политики в этом случае является создание рынка купли-продажи прав на загрязнение для осуществления оптимиза­ции природопользования с помощью рыночных отношений.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: