Виды связей на уроках истории

Лекция

Основные понятия: виды связей на уроках истории: внутрипредметные, внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные.

 

Понимание исторического процесса достигается лишь при условии усвоения системы знаний, элементы которой тесно взаимосвязаны. При изучении истории как учебного предмета реализуются несколько видов связей:

1) Внутрипредметные - это связи между историческими фактами, изучающимися в рамках одного курса и одного года обучения (например, в курсе «История средних веков»). Разновидностями внутрипредметных связей являются:

§ Пространственные; реализуются путем соотнесения уже известных объектов с новыми (размеры, географическое положение, соседство, географические ориентиры и т.п.), анализа географического положения и природных условий, их сопоставления.

§ Временн ы е связи: ретроспективные, перспективные, сопутствующие; реализуются с помощью нанесения событий на ленту времени, определения последовательности, синхронности событий, выявления современников, решения хронологических задач (что произошло раньше и на сколько лет? Сколько лет прошло от одного события до другого?), соотнесения даты и события, времени правления и события, главных и неглавных фактов (война-битва); составления хронологических, синхронистических и диахронических таблиц, хронологических рядов.

§ Причинно-следственные связи; реализуются путем выявления причин события (главных и второстепенных, различение причин и повода, выявление условий, при которых данные причины могли привести к определенным событиям), этапов его развития (по формуле «было-стало»), осознания закономерностей исторического процесса.

§ Информационные связи (фактические, понятийные).

Общие правила реализации внутрипредметных связей и формирования системы знаний и умений таковы: новый материал объясняется с опорой на ранее изученное (используются приемы беседы, напоминания, ответ на вопросы учебника, выполнение познавательных и проблемных заданий); на этапе закрепления материала выполняется система репродуктивных и продуктивных заданий (например, задания на сравнение ранее изученных и новых фактов, личностей, на формулировку выводов по новому материалу на основе ранее изученных понятий, признаков, классификаций); осуществляется систематизация знаний на повторительно-обобщающих уроках. Помимо знаний, внутрипредметные связи реализуются и в процессе формирования умений, которые предлагается применять как в знакомой (решение хронологических задач, работа с контурной картой), так и в новых учебных условиях.

Особенностью истории как учебного предмета является наличие двух самостоятельных, но взаимосвязанных курсов – всеобщей истории и истории России. Таким образом, возможна реализация внутрикурсовых (например, между Историей средних веков и Новой историей, историей России XIX и XX вв.) и межкурсовых (между Новой историей и историей России XIX в.) связей. Как правило, в курсе Всеобщей истории формируются основные понятия периода, выявляются признаки характерных явлений и процессов, тенденции развития, новые учебные умения. В основной школе Историю России рекомендуют изучать после Всеобщей истории (кроме 9 класса), что позволяет использовать полученные знания, выявлять сходство и отличия процессов, происходящих в России и мире. В качестве приемов реализации внутрикурсовых и межкурсовых связей можно порекомендовать следующие:

1. Осознание процесса, линии исторического развития (закрепощение крестьян, становление абсолютизма).

2. Применение однородных понятий, их изменение на протяжении веков (например, понятие «колония» имеет разное содержание в курсах «история древнего мира», «История средних веков», «Новая история»); соотнесение известных понятий и новых фактов.

3. «Горизонтальный срез»: развитие России в контексте мировой истории (например, строительство и эксплуатация железных дорог в первой половине XIX века).

4. Составление обобщающих таблиц.

5. Применение известных приемов деятельности в новых учебных условиях.

6. Сравнение однотипного материала по истории России и всеобщей истории (развитие капитализма; тоталитаризм).

7. Интегрированные уроки (например, по теме «Первая мировая война»).

       Изучение истории создает базу для освоения других учебных предметов, способствует более глубокому пониманию материала на уроках обществознания, литературы, географии и др. Вместе с тем, знания и умения, полученные на других предметах (языки, математика, физика, МХК и др.) обеспечивает более глубокое постижение истории, позволяет оперировать большим количеством фактов. В этой взаимозависимости проявляются межпредметные связи. В качестве приемов реализации межпредметных связей используются следующие:

1. Объяснение нового с опорой на уже известный материал из другого предмета (например, тема «Великие географические открытия» изучается на уроках географии раньше, чем на уроках истории; изучив на уроках обществознания признаки тоталитарного режима, на уроке всеобщей истории учащимся предлагается доказать, что в Германии в 1930-е гг. установился тоталитаризм); возможны простое напоминание или беседа.

2. Работа с понятиями с учетом их формирования на другом предмете (урбанизация, экстенсивное хозяйство, тоталитаризм и т.д.); объяснение терминов с привлечением знаний иностранных языков (протекционизм, либерализм, гомруль).

3. Формирование учебного умения с учетом имеющихся основ по другому предмету (работа с картой – связь с географией; построение и анализ графиков, решение задач на счет лет – с математикой; доклады с презентациями – с информатикой).

4. Формирование более прочных и ярких представлений с использованием фрагментов произведений художественной литературы, музыки (сражение под Аустерлицем – фрагменты романа «Война и мир»).

5. Интегрированные уроки (история-литература; история-география; история-обществознание и т.д.).

6. Межпредметные внеклассные мероприятия: викторины, ученические конференции, исторические вечера (литература, музыка), дебаты, экскурсии).

Для эффективной реализации межпредметных связей необходимо более знакомство с программами, учебниками по другим предметам, проведение консультаций с учителями-предметниками.

    Общей целью реализации предметных связей является последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: