Нормативная база электронного дистанционного обучения

Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации

Оглавление


Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации........................................................ 5

Общие положения................................................................................................................ 5

Модели внедрения электронного дистанционного обучения
в систему общего образования................................................................................................. 6

Нормативная база электронного дистанционного обучения.......................................... 7

Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10

Информационная система электронного дистанционного обучения.......................... 12

Компьютерное оборудование........................................................................................... 18

Периферийное оборудование........................................................................................... 19

Программное обеспечение................................................................................................ 21

Подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения 22

Обеспечение методической поддержки преподавателей,
работающих в системе электронного дистанционного обучения..................................... 25

 ...................................................................................................................................................... 27

Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения и использовании в них электронного дистанционного обучения 28

Особенности организации образовательного процесса................................................ 31

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся......................................... 33

Заключение......................................................................................................................... 36

Методические рекомендции по кадровому обеспечению электронного дистанционного обучения................................................................................................................................... 39

Методические рекомендации по выработке механизмов материального стимулирования учителей и преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг в условиях перехода на НСОТ и внедрение современных информационных технологий..................................... 76

Методические рекомендации по механизмам и подходам к оплате труда преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах лиц, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, или обучающихся в нескольких образовательных учреждениях одновременно, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, при введении НСОТ................................................................................. 116

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, «государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)». При этом, «государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» (ст. 6 БК РФ). При этом, в нормативно-правовой базе отсутствует описание, что из себя представляет государственная услуга или государственная работа. Тем более, нет указание, что то, что образовательная услуга – это полный комплекс действий по выполнению государственного стандарта.................................................................................................................................... 149

Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Минфина РФ (стр. 20) таким образом трактует это понятие работ и услуг: «Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории)». Дается лишь следующее уточнение, что «при определении наименований услуг (работ) для включения в перечень необходимо четко сформулировать суть услуги (работы). Не рекомендуется делать слишком общие формулировки (например, Услуга – «Экологическое просвещение») или слишком детальные (например, Услуга – «проведение первичного осмотра в рамках оказания специализированной медицинской помощи по отделению терапия в дневных стационарах»). Уровень детализации должен быть оптимальным, во-первых, для того, чтобы отделить ее других аналогичных услуг, во-вторых, для обеспечения возможности расчета нормативных затрат на ее оказание» (стр. 22 указанных Комплексных рекомендаций)». Однако, указание на то, что услуга должна быть не слишком детализирована – относится к разряду рекомендаций.............. 149

Такая, достаточно широкая, трактовка государственных услуг и работ позволяет принимать решения на региональном уровне о разной детализации государственных услуг и подходов к их описанию и выделению........................................................................................................... 150

Например, Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2011 г. N 314-р «Об утверждении отраслевого перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Санкт-Петербурга в сфере образования» (в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2011 N 877-р) выделено 210 государственных услуг только в сфере дошкольного образования. При этом, услуги выделяются по специфике их оказания: возраст детей, количество детей в группе, количество часов пребывания детей, специфика реализуемой программы и т.д. Тем не менее, есть исключения: «Обучение плаванию в группе общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной направленности с бассейном для детей; Дети в возрасте от 1 до 7 лет года в возрасте от 1 года до 7 лет (5 (или 6) дней в неделю)» (п. 1-210 отраслевого перечня). То есть, выделена определенная составляющая в сложном комплексе образовательной услуги на основе выделения определенной компетенции..................... 150

С другой стороны, возможно описание услуг в обобщенном виде. Так, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Архангельской области, подведомственными министерству образования, науки и культуры Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11 августа 2011 г. № 529, содержит всего 37 государственных услуг и работ для всей сферы образования. При этом, выделена услуга «реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования» (п. 1.13 указанного перечня), т.е. такие достаточно разнородные процессы обучения детей на разных ступенях образования объединены в одну услугу....................................................................................................... 150

Таким образом, трактовка государственной слуги позволяет разделить те функции, которые оказывают различные образовательные учреждения в рамках одного образовательного сетевого объединения. Следовательно, можно разрабатывать государственное задание с достаточной степенью подробности, чтобы учесть вклад каждого образовательного учреждения в образовательный процесс......................................................................................................... 151

Для этого, учредителям необходимо согласовать государственные задания для учреждений, входящих в состав сетевого объединения.............................................................................. 151

Методические рекомендации по планированию и согласованию загрузки преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в интересах нескольких образовательных учреждений............................................................................................................................ 152

Методические рекомендации по организации самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в том же учреждении, где проходит очное обучение (внутренний экстернат)............................................................................................................................... 163

Методические рекомендации по организации совместного проведения занятий в образовательных учреждениях, в том числе проектов приказов и должностных инструкций для организации такого обучения.............................................................................................. 214

Примерная программа обучения учеников и родителей работе на оборудовании, необходимом для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий............................................................................................................................. 252

Название темы........................................................................................................................... 267

Организация проведения обучения слушателей в дистанционной форме............... 267

Методические рекомендации по формированию образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов.................................................................................................................................. 280

Методические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся, соотнесению дистанционного и очного обучения................................................................................... 301

Методические рекомедации по механизмам идентификации личности учащихся при электронном дистанционном обучении............................................................................. 305

Методические рекомендации по механизмам проверки предоставляемых учащимися промежуточных и итоговых аттестаций............................................................................ 316

Методические рекомендации по механизм набора учащихся при электронном дистанционном обучении................................................................................................................................. 331

Методические рекомендации по соотношению дистанционной и очной части образовательных программ, определению предельного (порогового) объема образовательной программы, который можно дать с использованием дистанционных технологий....... 343

Методические рекомендации по соблюдение авторского права на создаваемые продукты электронного дистанционного образования и оплаты авторского права...................... 367

Методические рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров......................................................................................................... 405

Методические рекомендации для родителей и опекунов лиц с ограниченными возможностями здоровья по применению образовательных сервисов и информационно-коммуникационных технологий для социализации и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья...................................................................................................... 434


 

Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации

 





Общие положения

Обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования электронного дистанционного обучения. Это связано с большими расстояниями до ряда удаленных населенных пунктов и, соответственно, сложностью, а в большинстве случаев и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах. Отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.

При этом во многом решены вопросы организации высокоскоростных каналов связи для всех регионов России. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации (учреждения) подключены к интернету. Возможность подключения к интернету обеспечена на данный момент во всех населенных пунктах Российской Федерации, существуют технические возможности подключения даже в кочевых населенных пунктах.

Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования.

 

Модели внедрения электронного дистанционного обучения
в систему общего образования

Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);

обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;

обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

обеспечение возможности дополнительного образования;

обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования[1], обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:

формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;

формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;

отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;

подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения;

обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения;

 


Нормативная база электронного дистанционного обучения

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

учебный план образовательного учреждения;

учебный план обучающегося;

программы учебных предметов (дисциплин, учебных курсов);

учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

практикумы или практические пособия;

тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;

методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля;

комплекты электронных образовательных ресурсов.

Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137). Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

Имеющейся нормативной базы федерального уровня достаточно для организации электронного дистанционного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. На ее основе образовательное учреждение, использующее формы электронного дистанционного обучения, должно разработать необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения. Локальная нормативная база зависит от выбранной модели электронного дистанционного обучения.

Однако существующая форма статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) предполагает, что все учащиеся обучаются в одном образовательном учреждении по всем предметам и не допускает возможности учета одновременного обучения одного обучающегося в двух образовательных организациях (образовательных учреждениях), например в очной школе и школе дистанционного обучения. Это затрудняет использование отдельных моделей электронного дистанционного обучения. Необходимо внесение изменений в форму статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) с целью обеспечения сбора информации об учащихся, получающих общее образование с использованием моделей электронного дистанционного обучения.

Локальная нормативная база в рамках новой системы оплаты труда, основанной на подушевом финансировании должна учитывать специфику учёта рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.

Должен также решаться вопрос правил учёта посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.

Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования. 




double arrow
Сейчас читают про: