Организация обучения учащихся малокомплектных сельских школ

В случаях когда, например, в очной школе нет необходимого педагога (педагогов), дистанционный учитель ведёт у учеников учебный предмет (предметы), который(е) входит(ят) в базовый компонент школьного образования. Расширяется круг педагогов и специалистов малокомплектной школы, доступные массивы информации, количество и качество коммуникаций. Педагог может вести занятия как с учениками своей школы (очно), так и с удаленными от него учащимися из других школ, городов, сел (дистанционно).

Изучение опыта показывает, что, в основном, в образовательной практике распространение получили две основные модели организации дистанционного обучения:

1. Образовательная организация (образовательное учреждение) полностью берет на себя все функции по организации процесса дистанционного обучения, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование Центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.).

2. Образовательный процесс на основе использования дистанционных технологий осуществляется на базе образовательных организаций (образовательных учреждений), а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование Центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией — Центром и т.п.

Каждая из перечисленных моделей имеет свои особенности и условия функционирования. Так, необходимое условие функционирования первой модели является наличие большого количества учащихся (особенно в условиях перехода на подушевое финансирование образовательных учреждений).

При второй модели — органы управления образованием должны предусмотреть выделение средств на содержание такого центра. Эти аспекты необходимо учитывать при организации дистанционного обучения для любых категорий обучающихся: детей-инвалидов, учащихся малокомплектных школ, учащихся профильных классов общеобразовательных школ.

Перечисленные модели дистанционного обучения не исключают других их возможных комбинаций и могут представлять собой как отдельные образовательные направления, так и динамически развивающуюся совокупность очных и дистанционных образовательных процессов.

Соответственно перечисленным моделям дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности учебного учреждения, определяется концепция образовательного сайта и его развития. Выбираемая модель дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением в динамике его развития с учетом особенностей функционирования образовательного учреждения, анализа образовательных потребностей учащихся, кадрового потенциала и других составляющих.

Для реализации дополнительных образовательных программ, дистанционные образовательные технологии могут использоваться по усмотрению образовательной организации частично или в полном объеме. 

Обязательным условием является наличие у образовательной организации имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для качественного освоения соответствующей образовательной программы.

Порядок и формы доступа обучающихся к электронным образовательным и информационным ресурсам при освоении образовательной программы определяется локальным актом образовательной организации.

Эффективность дистанционного обучения достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей обучающегося. Учитываются все временные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются учитель и ученик. Обычно обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет ученику не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Кроме того, ученики обеспечены возможностью своевременно связаться с учителем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу. А учителю информационная учебная среда позволяет легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью ученика, что просто вынуждает того работать равномерно, без скачков и авралов, а значит эффективно. В автоматизированной системе дистанционного обучения контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным.

Кроме того, дистанционное обучение позволяет осуществлять постоянный контакт ученика не только с учителем, но и с другими учениками, а значит, могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты), что дает ученикам навык командной работы. При том, что дистанционное образование может предполагать расположение участников на разных территориях, многие подтверждают, что получают намного больше индивидуального внимания и возможностей взаимодействовать с учителем и соучениками, чем это было возможно в обычных условиях. Качественная дистанционная программа вовлекает учащихся с помощью групповых проектов и онлайновых дискуссий. При этом учителя своевременно отвечают на вопросы и регулярно оценивают работу учеников, а ученики имеют множество возможностей для взаимодействия друг с другом.

На этапе передачи сведений и учебного материала практически отсутствует разница между очной и дистанционной формами обучения. При переходе к активным методам обучения, где требуется живой контакт, живая дискуссия, столкновение точек зрения, ведущую роль в обеспечении качества образования играет степень владения передовыми информационно-коммуникативными технологиями, которые помогают осуществить такое взаимодействие в режиме онлайн. При правильной организации учебного процесса дистанционные технологии эффективны даже в изучении практикоориентированных курсов.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии дают возможность организовать обучение учащихся в удобное время и в удобном месте, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, по индивидуальному расписанию (особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья). Использование средств электронного контроля знаний повышает объективность и независимость оценок. Наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера и средств коммуникаций.

При работе со школьниками основные направления создания дистанционных курсов:

- основные и профильные курсы по различным предметам;

- курсы для подготовки к сдаче единого государственного экзамена;

курсы для углубленного изучения предметов или отдельных разделов предмета.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования определяет профильное обучение как средство индивидуализации и дифференциации обучения. Реализация индивидуальных образовательных потребностей учащихся становится одной из приоритетных задач образовательных организаций (учреждений). Организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся, стимулирует развитие самостоятельности в организации деятельности. Учащиеся приобретают не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополняют перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности.

При организации дистанционного обучения важно соблюдать принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся с учетом его индивидуальных возможностей, образовательных потребностей. Дистанционные формы занятий, какими бы массовыми они ни были, должны быть направлены на выявление индивидуальных способностей учащихся, развитие их личностного мировоззрения.

Для администраторов, организаторов, координаторов дистанционного обучения эта система позволяет привлекать к обучению учеников лучших преподавателей вне зависимости от места их проживания, что особенно важно для учебных заведений, расположенных не в самых густонаселенных регионах.

Дистанционное обучение дает возможность силами того же педагогического состава обучать больше учеников.

Преподавателям дистанционного обучения не надо покидать дом, как для посещения занятий, так и для подготовки учебно-методических материалов, а это дает возможность преподавать всем тем, кто умеет и хочет это делать - вне зависимости от занятости дома (например, женщинам, воспитывающих маленьких детей) и состояния здоровья (например, опытным немолодым преподавателям).

Кроме того, свободный график открывает всем преподавателям дистанционного обучения широкие возможности для совместительства, поскольку обязательные присутственные часы могут быть сокращены до минимума.

Однако дистанционное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий.

            Рекомендации по соотношению очной и дистанционной частей образовательных программ.

В Приложении представлен примерный учебный план образовательной организации (образовательного учреждения) дистанционного обучения. Учебный план используется как документ, определяющий границы возможного минимального и максимального объема учебной нагрузки учащегося, при составлении индивидуального учебного плана. На основе учебного плана школы составляется индивидуальный учебный план ученика (группы).

По мнению специалистов, рациональная пропорция включения ДО в традиционное обучение составляет 70—80% учебного плана, в зависимости от специализированной темы каждого курса. Обучение на основе взаимодействия в полностью синхронном режиме предполагает организацию основных учебных занятий (уроков), а также проведение всех дополнительных видов занятий (консультаций и др.) только в режиме реального времени, имитирующих традиционный учебный процесс. В реальной ситуации такая реализация дистанционного обучения требует выполнения ряда условий: организационных (все в одно и то же время), технических (наличие веб-камер, скорость Интернета), при условии выполнения которых учебный процесс может быть организован полностью в дистанционном режиме и соответствовать всем требованиям качественной организации образовательного процесса. Идеальный формат обучения — это комплексный формат обучения (blended education), при котором дистанционное обучение сочетается с очным обучением и практическими занятиями.

Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся является исключительной прерогативой образовательной организации (образовательного учреждения) и определяется им с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ученика (группы). Оn-line дистанционное образование практически ни в чем не уступает организации образовательного процесса в очной форме. Проводятся вебинары, семинары, дискуссии, внедряются передовые технологии, позволяющие организовать качественное обучение в режиме реального времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: