Динамика производства в машиностроении за последние годы была крайне неровной. В некоторых машиностроительных секторах, причем очень важных, ситуация в течение 2019 года и по итогам его была довольно непростой.
Во-первых, автотранспортное машиностроение. Производство всех видов автомобильной техники сократилось в 2019 году после двух лет активного роста. Главная причина – падение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного. При этом, как и в прежние годы, были осуществлены стимулирующие меры господдержки, но и это не помогло. Население, похоже, совсем отказывается покупать машины без привлечения кредита, так как автокредитование растет высокими темпами, но продажи, тем не менее, падают.
Во-вторых, крупное энергетическое оборудование. Суммарное производство всех видов турбин – паровых, газовых, гидравлических, а также генераторов переменного тока (синхронных) сократилось до минимального уровня за последние пятнадцать лет. Программа ДПМ в энергетике закончилась, а вместе с ней и резко сократился внутренний спрос на оборудование.
|
|
В-третьих, сельскохозяйственное машиностроение. Оно немного выросло по итогам года, но во втором полугодии произошел полный провал, потому что деньги из бюджета, выделенные на субсидирование производителей по программе 1432, закончились. В 2020 году от этой программы могут совсем отказаться, и тогда результат будет наверняка отрицательный.
В-четвертых, аэрокосмическая промышленность. Возможно, в связи с переоценкой в дальнейшем статистика этого сектора будет улучшена, но в таблицах базы данных ЕМИСС цифры остались прежними – спад производства летательных аппаратов, включая космические, составил по итогам 2019 года 31,8%. Чем вызван такой спад, не известно, так как производственная информация по сектору не прозрачна.
В 2020 году динамика производства в машиностроении могла бы улучшиться в связи с более активной реализацией национальных проектов и связанного с ней ростом спроса на оборудование инвестиционного назначения. Однако текущая ситуация в мире, связанная с распространением коронавируса, уже наносит серьезный ущерб всей российской экономике и машиностроению в том числе. Степень последствий сейчас предугадать сложно, так как мы еще в процессе постепенного снятия ограничений. НО: вводимые ограничения уже привели к остановке предприятий в Европе и значительным изменениям в рабочих графиках в России.
С этой точки зрения наиболее уязвимы многочисленные сборочные предприятия, которые производят продукцию из импортных комплектующих. Кроме того, произошедшая девальвация рубля и падение нефтяных цен могут привести к падению инвестиционной активности организаций и к отсрочке ранее принятых инвестиционных решений. Прежде всего, сокращение спроса может последовать со стороны самых состоятельных и платежеспособных клиентов – нефтяных компаний, которые уже начинают резать свои инвестиционные планы. (Кроме того, помним, что бюджет принимается на основе определенных расчетов стоимости нефти!)
|
|
Положительные результаты -в железнодорожном машиностроении России, причем во всех сферах железнодорожного машиностроения, за исключением выпуска пассажирских вагонов локомотивной тяги. Наиболее динамично росли сферы производства путевой техники (21,3 млрд руб., +77,6% к 2018 году), локомотивостроения (122,6 млрд руб., +56,6%) и производства моторвагонного подвижного состава (87,8 млрд руб., +19,3%).
Рисунок 1. Стоимость отгруженной продукции предприятий отрасли железнодорожного машиностроения в 2015-2019 годах, млрд руб.
Поставки на экспорт в целом сохранились на уровне предыдущего года: на зарубежные рынки было поставлено продукции на 903,1 млн долл. (+1,5% к 2018 году). Точкой роста стали пассажирские вагоны (увеличение в 2 раза к 2018 году), однако снизились финансовые значения по отгрузке локомотивов (-35%) и моторвагонного подвижного состава (-35,7%). Структура экспорта за последние 3 года представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Экспорт продукции железнодорожного машиностроения России в 2017-2019 годах, млн долл.
Рост производства в локомотивостроении был связан с повышением спроса со стороны ключевого заказчика – ОАО «РЖД». В 2019 году холдинг превысил планы закупок и приобрел 738 локомотивов (в том числе 223 маневровых) вместо запланированных 674, что было связано с потребностью в дополнительном подвижном составе для перевозок грузов на Восточном полигоне. Например, для магистральных пассажирских перевозок было приобретено 54 локомотива (35 электровозов и 19 тепловозов), для магистральных грузовых – 357 электровозов и 123 тепловоза.
Таблица 1
Динамика производства в машиностроительных
отраслях и подотраслях в % к аналогичному периоду предыдущего года
Источник: Вектор экономики 2019 №9 | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
Экспорт легковых автомобилей в 2019 г. вырос на 16,8% до 109 тыс. штук, а в стоимостном выражении — на 24% до 1601 млн долл. В количественном выражении это лучший результат за последние 5 лет (существенный рост отмечается третий год подряд), значительно уступающий прежним рекордам, а в стоимостном выражении — сопоставимо с историческим рекордом 1992 г. (экспорт в дальнее зарубежье тогда составил 1,31 млрд долл., данные по поставкам в бывшие союзные республики есть только в количественном выражении, по стоимости они могли составить от 200 до 400 млн долл.).
Рисунок 3. Эспорт России легковых автомобилей 1992-2019 гг.
Лидеры
Машиностроение - одна из крупнейших отраслей промышленности Российской Федерации.
Изготовление электрооборудования, приборов, установок, машин составляет 20% обрабатывающей индустрии государства. Представители этой сферы расположены в разных регионах. Однако основные мощности сосредоточены в Европейской части (Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа).
Наибольшая доля выпускаемого продукта в этой сфере приходится на транспорт, электрооборудование и производство машин. Однако существуют специфические подотрасли, которые имеют первоочерёдную важность для государства:
оборонный комплекс;
космическая промышленность;
авиастроение;
судостроение.
Концерны и предприятия, работающие в этой сфере - самые крупные игроки рынка, где трудоустроено около четырёх миллионов человек.
|
|